дистанционное обучение
консультация по русскому языку (8 класс) на тему
Материал содержит теоретичесеие сведения и тест для самоконтроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым.
- Односоставные предложения – предложения, в которых грамматическая основа имеет один главный член. Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
- Виды односоставных предложений
Определённо – личные предложения.
Деятель не назван, но Сказуемое окончанием глагола
мыслится как определённое (1-го или 2-го лица)показывает,
лицо. Что деятелем является
говорящий (я или мы) или его
собеседник (ты или вы).
Неопределённо – личные предложения.
Деятель не назван, но Сказуемое имеет форму
мыслится как неопределенное прошедшего времени
лицо. множественного числа, а
также форму 3-го лица
множественного числа.
Примечание. Определённо – личные и неопределённо – личные
предложения могут иметь обобщённое значение, т.е.
действие, о котором говорится в предложении,
относится ко всем лицам вообще. Они используются
в пословицах, поговорках, афоризмах, поэтической
речи и т. п.
Безличные предложения.
Действие и состояние не Сказуемое может быть
создаются деятелем, выражено безличным
т.е. деятель не мыслится. глаголом, личным или
возвратным глаголом в
безличном значении,
инфинитивом, словом
состояния, словом нет.
Упр 208, 214, 218 («Русский яз. Практика 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.» Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А. Ю. Купалова.)
Тестовые вопросы:
А1. Какое предложение является односоставным?
- Тиха украинская ночь.
- На душе светло.
- Дорожки не расчищены.
- Он издалека.
А2. Какое предложение является неопределённо – личным?
- Люблю тебя, Петра творенье.
- Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.
- Построили редут.
- Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.
А3. В каком предложении глагол – сказуемое имеет значение обобщенного лица?
- Гусь свинье не товарищ.
- Открой дверь.
- На чужой роток не накинешь платок.
- Извините, меня ждут.
А4. Какое предложение является безличным?
- После драки кулаками не машут.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- За ними надо смотреть в оба.
А5. Какое предложение является односоставным?
- Земля в цвету.
- Мне некуда больше спешить.
- Убрано поле пшеницы.
- Хороши вечера на Оби.
А6. Какое предложение является определённо-личным?
- Мне направо.
- Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд.
- Вилку держим в левой руке, нож - в правой.
- Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.
А7. В каком предложении глагол – сказуемое имеет значение обобщенного лица?
- Соловья баснями не кормят.
- В садах жгут прошлогоднюю листву.
- Позвони мне завтра.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
А8. Какое предложения является безличным?
- На тебя заглядеться не диво.
- Хочешь, я тебя к горам увезу.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Не жди меня скоро.
Ключи: А1-2, А2-3, А3-3, А4-4, А5-2, А6-4, А7-1, А8-1.
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Неполные предложения.
- Односоставные предложения – предложения, в которых грамматическая основа имеет один главный член. Второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.
- Назывные предложения.
Один главный член - Утверждается наличие
подлежащее, которое может предмета или явления.
распространяться только
определениями (согласован-
ными ими несогласованными)
Упражнения 227, 230.
- По строению и значению различаются предложения.
Полные
Есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Я читаю интересную книгу.
Неполные
Пропущен член Отсутствующий член предложения
предложения, необходимый может быть восстановлен из
для полноты строения и контекста (реплик диалога,
значения. структуры простого или сложного
предложения) или речевой
ситуации.
Например:
- Ктонаписал комедию «Ревизор»?
- Гоголь. (неполное предложение)
Запомни! Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире, например:
Татьяна – в лес, медведь за нею.
По полям бегут ручьи, на дорогах – лужи.
- Тестовые вопросы:
А1. Какое предложение является назывным?
- Полная тишина.
- Уже смеркается.
- Легко на сердце.
- Снег белый.
А2. Сколько назывных предложений во фрагменте стихотворения К.Д. Бальмонта? Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
- 1
- 2
- 3
- 4
А3. В состав какого предложения входит неполное предложение?
- Не жалею, не зову, не плачу…
- Дни поздней осени бранят обыкновенно…
- Подойди, пожалуйста…
- У брата глаза карие, а у меня – зелёные…
А4. Какое предложение включает неполное односоставное предложение?
- Направо пойдешь – коня потеряешь, налево – голову.
- Если она захочет встретиться, то позвонит.
- Красная Шапочка пошла по длинной дороге, а волк побежал по короткой.
- Мне исполнилось пятнадцать лет, а тебе?
А5. Какое предложение является назывным?
- Ветрено и сыро.
- Холодает.
- Лёгкий ветерок.
- Утро туманно.
А6. Сколько назывных предложений во фрагменте стихотворения А.А. Фета? Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Я ничего не пойму.
- 1
- 2
- 3
- 4
А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?
- С вечера все спится, на дворе темно.
- Во всём утомленье, глухое, немое.
- Он спешит, а месяц ещё скорее выбирается.
- Сестра учится в первую смену, а я – во вторую.
А8. Какое предложение включает неполное предложение?
- Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит.
- Руслан сначала победил Рогдая, а потом – Черномора.
- Это происшествие по радио освещалось слабо, а по телевизору – широко.
- Я скучаю по тебе, а ты?
Ключи: А1-1, А2-2, А3-4, А4-1, А5-3, А6-1, А7-4, А8-1.
ТЕМА. СКАЗУЕМОЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТИПЫ. (8класс)
ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА (Учебник «Русский язык. Теория 5-9» В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой).
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
- Глагол в форме одного из наклонений.
- Глагол в форме сложного будущего времени.
Я спою. Я буду петь.
- Глагол быть со значением наличия, существования.
На рассвете был туман.
- Фразеологизм, в котором есть спрягаемая глагольная форма.
Я пришел в себя после болезни.
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Основная часть Вспомогательная часть
(инфинитив) (грамматическое значение)
лексическое значение 1) начало, продолжение,конец действия.
2) желательность, возможность,
необходимость действия.
3) эмоциональная оценка действия.
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Вспомогательная часть Основная часть (именная часть)
(грамматические значения) (лексическое значение)
1. глагол – связка быть 1. существительное
Вода была теплая Небо было в облаках
2. глагол – связка 2. прилагательное
стать, становиться, делаться, Ночь была теплая, тихая.
являться, считаться, казаться, 3. причастие
называться, представляться, Вся комната янтарным блеском озарена
представлять собой 4. имена состояния
3. глаголы движения, состояния: В вагоне оказалось пусто и темно.
прийти, приехать, вернуться, 5. цельные словосочетания
сидеть, стоять Гуров считался одним из самых
опытных водолазов службы флота.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (Учебник «Русский язык. Практика 8 класс» под редакцией Ю.С. Пичугова стр.53 упр.109, упр.110, упр.115, упр.119.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ (ТЕСТ).
- СКАЗУЕМОЕ – ЭТО:
А) второстепенный член предложения, зависящий только от подлежащего;
Б) второстепенный член предложения, не зависит от подлежащего;
В) главный член предложения, который зависит от подлежащего;
2. СКАЗУЕМЫЕ БЫВАЮТ:
А) сложные и двусоставные;
Б) простые и составные;
В) непростые и односоставные;
3. ПРОСТОЕ СКАЗУЕМОЕ:
А) не может быть глагольным;
Б) может быть глагольным;
В) состоит из двух или нескольких слов;
4. ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРОСТОГО
СКАЗУЕМОГО ЗАКЛЮЧЕНЫ:
А) в одном слове;
Б) в двух словах;
В) в нескольких словах;
5. СОСТАВНЫМ ГЛАГОЛЬНЫМ СКАЗУЕМЫМ НАЗЫВАЕТСЯ СКАЗУЕМОЕ, КОТОРОЕ СОСТОИТ:
А) из вспомогательного слова и неопределенной формы глагола;
Б) из вспомогательного слова и личной формы глагола;
В) из вспомогательного слова и безличной формы глагола;
6. ИМЕННОЙ ЧАСТЬЮ СОСТАВНОГО ИМЕННОГО СКАЗУЕМОГО МОЖЕТ БЫТЬ (НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ):
А) имя существительное, имя прилагательное, причастие;
Б) деепричастие и служебные части речи;
В) числительное, местоимение, наречие;
7. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СКАЗУЕМОГО:
Дверь в комнату была приоткрыта.
А) простое сказуемое;
Б) составное глагольное сказуемое;
В) составное именное сказуемое;
8. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СКАЗУЕМОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
А) простое сказуемое;
Б) составное глагольное сказуемое;
В) составное именное сказуемое;
9. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СКАЗУЕМОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
Вода все еще не могла успокоиться.
А) простое сказуемое;
Б) составное глагольное:
В) составное именное;
10. ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП СКАЗУЕМОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
Чичиков послал Селифана отыскивать ворота.
А) простое сказуемое;
Б) составное глагольное:
В) составное именное;
ТЕМА. СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ. (8класс)
ОБЪЯСНЕНИЕ МАТЕРИАЛА (Учебник «Русский язык. Теория 5-9» В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой). В предложении чаще встречается подчинение. Способы подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.
СОГЛАСОВАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: полдень мглистый (согласуются в м.р., ед.ч., Им.п.).
УПРАВЛЕНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже: препятствовать движению, написать письмо.
Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами. В предложении управляются чаще всего дополнения: Старик ловил неводом рыбу.
При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение формы зависимого слова (летний дождь, летнего дождя, летнему дождю), а при управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого (участвовать в движении, участвую в движении, участвуешь в движении).
ПРИМЫКАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком слов: очень милый, уехал учиться, сказал волнуясь.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (Учебник «Русский язык. Практика 8 класс» под редакцией Ю.С. Пичугова стр.24 упр.49, упр.52, упр.53, упр.55.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ (ТЕСТ).
А1. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
- удобно устроенный
- победивший чемпиона
- кажущийся сном
- болтающие подружки
А2. В каком словосочетании причастие является зависимым словом?
- покоренная вершина
- хорошо отдохнувшие
- завершающий предложение
- гонимые ветром
А3. В каком словосочетании вид связи – управление?
- кабинет директора
- своя игра
- весьма опасен
- с легким сердцем
А4. В каком словосочетании вид связи – согласование?
- скачет на коне
- встретил вас
- вторая попытка
- читал лежа
А5. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение?
- дом с мезонином
- забить гол
- на этом перекрестке
- прыгающий от радости
А6. Какое словосочетание имеет обстоятельственное значение?
- на каждый день
- рыбачить на озере
- съешь пирожок
- йогурт с малиной
А7. В каком словосочетании вид связи – примыкание?
- читать книгу
- рубашка в клетку
- новое платье
- шёл медленно
А8. В каком словосочетании вид связи – согласование?
- твердо решив
- сформулируй вопрос
- довольно удачно
- седьмой класс
А9. В каком словосочетании вид связи – управление?
- увлекаться спортом
- слишком сложно
- красивый цветок
- с верными друзьями
А10. В каком словосочетании вид связи – примыкание?
- жить в лесу
- умелые руки
- весёлый праздник
- работать дружно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционное обучение (дистанционные задания)
Задания для обучения студентов дистанционно....
Статья/ Дистанционное обучение.Тема: Технология организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении дистанционно.
В своей статье мне бы хотелось затронуть те аспекты педагогической деятельности, которые в той или иной степени важны для меня, как учителя, стремящегося дать как можно больше знаний своим ученикам....
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п.
Использование возможностей дистанционного обучения. Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. ...
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...