Организация дифференцированного обучения на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Е.М.Погребицкая, учитель русского языка и литературы высшей категории, директор МАОУ «СОШ № 25» г.Перми,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 25» г.Перми
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является успешное развитие ребенка, которое возможно при условии психологического комфорта на уроке. Достичь этого можно и путем дифференциации в процессе обучения. Однако конкретные средства и методы практического решения этой проблемы разработаны недостаточно. Сущность проблемы, на мой взгляд, заключается в том, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. Интуитивно каждый учитель старается построить свой урок с учетом этого, но в результате часто «соскальзывает» на некий усредненный подход, ориентируясь на «среднего» ученика, оставляя вне эффективного обучения многих детей в классе.
Проблема и заключается, во-первых, в том, чтобы выявить реальный уровень умений и навыков учащегося или группы учащихся, а во-вторых, построить дифференцированное или даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.
Проблема, с которой сталкивается учитель, в том, что нет четко выявленных путей определения базовых компетенций, нет конкретных наработок, определяющих конкретные методы и формы дифференциации.
Цель моего исследования заключается в том, чтобы разработать систему, которая позволила бы дифференцировать процесс обучения русскому языку с учетом разного уровня сформированности компетенций учащихся.
В процессе своей работы я выполняю следующие задачи:
- Создание теста для выявления реальных ключевых компетенций учащегося или группы учащихся.
- Создание диагностических карт.
- Поиск приемов, методов дифференцированного обучения и их обоснование.
- Разработка дидактических материалов, позволяющих вести дифференцированную работу.
Предметом моего исследования, таким образом, является:
- Поиск приемов и методов дифференцированного обучения.
- Способы выявления реальных умений и навыков.
- Разработка дидактических материалов.
Первый этап моей работы заключался в том, чтобы разработать тесты по изучению компетенций учащихся и провести по данным тестам обследование класса. По итогам была составлена сводная диагностическая карта:
Ф.И. уч-ся | Орфография | Пунктуация | Речь | ||||||
пре-/ при- | -лаг-/ -лож- | ……. | ПП | СП | …….. | тема | план | …… | |
1.Д…. | + | + | - | + | - | - | + | - | - |
2.Н… | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
В течение следующих уроков работа с классом строилась с опорой на эту таблицу. Вот тогда и появилась идея дифференциации заданий на уроках, так как с большей частью приходилось отрабатывать не только новые темы, но вспоминать и заново «проходить» те, в ходе которых были выявлены недоработки.
Таким образом, на уроках стали использоваться элементы дифференцированного обучения. И здесь пришлось столкнуться с тем, что, оказывается, не все учебники рассчитаны на такое обучение, в них в основном даются репродуктивные задания. Конечно, в новых учебниках появились задания и творческие, и повышенной сложности, но не хватает качественного дополнительного материала для осуществления дифференцированного подхода к процессу обучения на уроке. Это заставляет задуматься о следующем: дифференциации на базе существующих учебников недостаточно, нужно создавать на основе существующих учебников дополнительный дидактический материал, надо искать новые приемы работы и постараться построить все уроки как систему дифференцированного обучения, а не как возможность «разового» использования приемов дифференциации. С того момента, когда были определены эти задачи, прошло несколько лет работы в поиске. За это время удалось выявить реальный уровень базовых компетенций учащихся (и каждого в отдельности) и, основываясь на этом, построить дифференцированное и даже индивидуализированное обучение на базе полученной информации.
Система дифференциации проходит через все типы уроков, при этом важным отличием уроков становится ориентация на результат, что является приоритетом в стандартах второго поколения. Надо заметить, что результат будет тогда, когда учащимся не просто усвоены определенные правила русского языка, а тогда, когда ученик способен применить эти правила в практической деятельности. Следовательно, потребовались и другие формы проверочных и контрольных работ. Наибольшую сложность, разумеется, представляли уроки, связанные с открытием нового знания и уроки контроля, так как надо было учесть уровень знаний каждого ученика, его возможности и способности, а также наличие дидактического материала, соответствующего требованиям этой системы.
В подготовке к урокам использовалась таблица разноуровневого обучения (по В.В.Гузееву) и исходя из этого предлагались задания по следующим уровням:
1 уровень – репродуктивный, минимальный; ребенок выполняет задание по заданному образцу на изучаемое правило;
2 уровень – общий; ребенок выполняет задание, используя 2-3 правила (одно по изучаемой теме и 1-2 на повторение);
3 уровень – продвинутый, творческий; ребенок выполняет творческое задание с использованием изучаемого правила.
Чтобы выявить, на каком реальном уровне находится ученик, каждому ребенку предлагались индивидуальные задания по трем уровням, при этом необходимо стремиться к тому, что в идеальном варианте каждый ребенок должен выполнить все три уровня. Эта работа помогает не только учителю, но и самим детям определить уровень знаний на данном этапе. Учащимся известно, что каждый уровень соответствует своей оценке, но и внутри каждого уровня учитель может создать «внутреннюю» систему оценок, соответствующую индивидуальным способностям ученика.
Эта тема сейчас особенно актуальна, о чем свидетельствует и появление возможностей предоставления ученикам индивидуальных учебных планов, что позволяет смоделировать индивидуальную траекторию обучения по предмету. Нельзя забывать, что кроме абсолютной успешности есть и относительная успешность. Зная об этом и имея свободу выбора, ребенок чувствует себя на уроке психологически комфортно, а это, в свою очередь, является необходимым элементом успешного обучения.
Работая по уровням, ребенок, в зависимости от вида задания, может выбирать разные уровни. Результативность этой работы проявляется в том, что в начале года 3-ий уровень выбирали, например, в 7 «А» классе, только четыре человека, сейчас его выбирают постоянно девять человек, периодически – до 15 человек (в классе обучается в этом учебном году 28 человек). Это при том, что сложность уровней меняется, иногда дети сами предлагают усложнить задания выбранного уровня.
Примеры разноуровневых заданий могут быть следующими:
- Словарная работа (домашнее задание):
1 уровень – найти в словаре 2-3 фразеологизма на изучаемое правило;
2 уровень – найти примеры 2-3 фразеологизмов на изучаемое правило, объяснить их значение; составить с каждым предложение;
3 уровень – найти фразеологизм на изучаемое правило, составить текст, используя фразеологизм в качестве основной мысли.
- Словарная диктовка
1 уровень – записать слова под диктовку;
2 уровень – записать слова под диктовку, одновременно составляя с ними словосочетания;
3 уровень – выданы слова с пропущенными буквами на карточке; составить текст, используя их (или предложения) по определенной теме (по выбору).
- Работа с текстом (текст записан на доске, например, по теме «Правописание НЕ с причастиями»):
1 уровень – выписать примеры на изучаемое правило, раскрывая скобки;
2 уровень – списать весь текст, раскрывая скобки («Не с разными частями речи») и объяснить орфограммы;
3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».
- Контрольная работа (дополнительное задание после диктанта):
1 уровень – выписать примеры слов на правило «Не с разными частями речи»;
2 уровень – выписать все слова на правило «Не с разными частями речи» и объяснить их написание;
3 уровень – продолжить текст, используя правило «Не с разными частями речи».
Все разноуровневые задания выполняются в течение одинакового времени. Перед изучением темы в тетради каждого ученика появляется таблица, которая заполняется в течение всех уроков по данной теме. Оценки выставляются за каждое задание.
Типы заданий | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | Итоговая оценка |
1.Словарная работа | ++55 | 5 | ||
2.Словарный диктант | ++44 | 4 | ||
3.Теория | +5 | 5 | ||
4.Контрольная работа | +3 | 3 | ||
5….. |
Таким образом, можно отметить, что дифференцированное обучение помогает овладению компетенциями каждым учеником на максимально возможном именно для этого ребенка уровне, следовательно, учащиеся будут вооружены способами действия, значит, можно говорить о максимальной адаптации детей к жизни.
Приложение
Тема: «Частицы в тексте» (7 класс)
1 уровень
- Подчеркните в тексте все частицы.
- Озаглавьте текст.
Он жил и дрожал. Теперь смерть у него на носу., а он все дрожит., сам не зная из-за чего. В норе у него повернуться негде. Ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в сырой мгле, незрячий, никому не нужный.
Мимо его норы шмыгают другие рыбы, и ни одна не интересуется им. Ни одной на мысль не придет: дай-ка спрошу я у премудрого пескаря, как он умудрился, нигде не бывая и ни с кем никогда не разговаривая, сто с лишним лет прожить, а ни одна щука его не заглотила нечаянно. Плывут себе мимо и не знают, что вот в этой норе не глупый недоумок сидит, а премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает.
2 уровень
1.Вставьте подходящие по смыслу частицы.
2.Озаглавьте текст.
Дороги! Как много написано о них и как много еще … написано! … найдется писатель, герой которого … разу в жизни …совершил хотя … одного путешествия!? Едва … отыщешь такого в мировой литературе.
И все … у каждого человека свое представление о дороге. Идет … малыш в первый класс, едет ... юноша в университет, отправляется … солдат на службу, рабочий на завод, крестьянин в поле – все проходят своей дорогой. Иногда она может наскучить (один и тот .. – путь, одни и те .. впечатления, одна и та … цель впереди – словом, каждый день одно и то …), и тогда ее захочется изменить. А переменить дорогу – это зачастую переменить жизнь.
Дорога … раз совершает повороты. Свернуть с привычного курса страшновато, но все … увлекательно. И человек подчас говорит себе: « Поеду … я путешествовать! Поменяю … я работу! Что … случилось, откроются новые горизонты, новые перспективы. А то сижу на одном месте – так … ничего интересного и … увижу!
- уровень
1.Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
2. Продолжите текст, используя частицы.
3.Подчеркните частицы.
4.Озаглавьте текст.
На те(р,рр)а(с,сс)е старой усадьбы сидел заяц. Я (не) поверил своим глазам, а заяц как(н..) в чем (н..) бывало сидел на той самой ступеньке, где я сам любил вечером пр..сесть.
Таинстве..ый заяц все сидел на те(р,рр)а(с,сс)е и то (же) как буд(?)то о чем (то) мечтал. Вскоре заяц заметил движение моей руки и …..
Список литературы:
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: «Народное образование», 2001.
- Советова Е.В. Школа нового поколения. – Ростов-на-Дону: ООО «Феникс»/ 2012.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: «Институт практической психологи», НПО "МОДЭК”, 1998.
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. –М.: Изд. «Эйдос», 2012.
- Чарный Б.М. Наедине со всеми. – Пермь: Изд. «Звезда», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...
Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе
В вечерней школе наряду с уроками существует специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации, в процессе которых осуществляется ...
Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе
Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....
Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и умений. Как...
мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"
Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...
Презентация к педсовету на тему "Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы"
В презентации представлены материалы, используемые на уроках....
Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Возможность диференциации на уроках....