Урок русского языка в 10 классе "Обособленные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Геворкова Татьяна Ивановна

Урок русского языка в 10 классе "Обособленные члены предложения" нацелен на повторение изученного по теме "Обособленные члены" в 8 классе, а также содержит материал для подготовки к ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse_po_teme.docx22.16 КБ
Файл obosoblennye_chleny.pptx194.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме

«Обособленные члены предложения».

Цели и задачи: обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» в 8 классе, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах, подготовка к ЕГЭ, развивать внимательность и интерес к языку.

Ход урока

I Организационный момент.

  • Здравствуйте, сегодня на уроке вы будете работать в группах. Желаю каждой команде успехов и отличных оценок. Наш урок поможет Вам ещё на один шаг приблизиться к высоким баллам на экзамене. О теме занятия вы скажете мне чуть позже, а начнем мы урок с орфографической разминки.

  • II Орфографическая разминка.

  • На экране слова, где пропущена гласная в корне с чередованием.

  •  1 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от сочетания согласных в короне.

  • 2 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от ударения.

  • 3 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от значения.

  • 4 группа выписывает слова, правописание гласных в которых зависит от наличия суффикса а.

  • Прик_сновение, р_сток, заг_релый, м_кать в сметану, ск_кать, зам_рать, пром_кнуть под дождем, з_рево, расст_лить, выск_чить, выч_тать, заг_р, выр_щен, ср_внить, тв_рчество, р_внина, зар_сший, ур_вень, обн_мать,
  • оз_рить.

III Работа с теоретическим материалом

Переходим к работе над темой нашего урока. Предлагаю вам самим догадаться, о каком языковом явлении пойдет речь. Д.Н. Ушаков в «Большом толковом словаре русского языка» дал такое толкование этого слова : «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: Обокромить, отделить особо, окроме; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению — обобщать.

О  каком языковом явлении пойдет речь?

Что такое обособление?

Какие члены предложения могут обособляться?

На столе у вас лежит  учебник «Теория. Русский язык» , откроем параграфы 190-198. С помощью таблицы расскажите об обособлении: 1 группа определений; 2 группа обстоятельств; 3 группа приложений; 4 группа дополнений и уточняющих членов.

Выступление представителей от каждой группы.

IV Выявление обособленных конструкций разных видов

Перед вами предложения с обособленными членами. Выпишите из предложенных предложений:1 группа – предложения с обособленными обстоятельствами, 2 группа - предложения с обособленными определениями, 3 группа - предложения с обособленным дополнением и предложение с уточняющим членом, 4 группа - предложение с обособленным приложением.

  • 1 Полный тревожными мыслями, я вошёл в комендантский дом.

                                                                                                                  (А. Пушкин)

  • 2 Несмотря на погоду, мы решили выступать.(В.Обручев)
  • 3 Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света. (М. Горький)
  • 4 Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе.

                                                                                                                (М. Шолохов)

  • 5 Кроме чаек, в море никого не было. (М. Горький)
  • 6 Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков)
  • 7 Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду. (М. Лермонтов)

V Физкультминутка.

VI Работа с текстом «Чудо природы»

У вас на столе лежат конверты, возьмите в руки конверт№1. Перед вами части теста: сложите их в нужном порядке: чтобы получился текст.

Что вам помогло связать «куски» в единое целое?( признаки текста)

Чудо природы.

    Байкал — это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Окружённое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади.

   Вода в озере очень прозрачна. Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне.

    Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная.

    Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями. Однако ученых волнует теперь более серьезная проблема: ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учёными. (Из журнала) 

Вы уже заметили, что в тексте расставлены не все знаки препинания. Задача следующая: каждая группа расставляет знаки препинания и выполняет синтаксический разбор своего предложения (предложения определяет учитель).

Схемы предложений показаны на доске.

VII Разбор задания ЕГЭ по теме.

- Давайте посмотрим, как выглядит задание ЕГЭ, связанное с расстановкой знаков препинания при однородных членах.

  • Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.


Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго- востоку от усадебного дома.

-Как будем выполнять это задание? Давайте определим порядок действий.

Алгоритм выполнения задания

1 Внимательно читаем предложение.

2 Находим обособленные члены, определяем их границы

3 Определяем вид обособленных членов

4 Применяем правило

5 Расставляем знаки препинания

6 Записываем правильный ответ

VIII Тест по теме в формате ЕГЭ

В конвертах №2 семь вариантов тестовых заданий, каждый ученик выбирает один вариант.

IX Рефлексия

В конвертах №3 находится анкета, заполните ее, пожалуйста. После этого на яблоньке расположите разноцветные яблочки из конверта, соответствующие вашему настроению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные члены предложения урок русского языка в 10 классе Учитетель : Геворкова Т.И.

Слайд 2

Двенадцатое декабря Классная работа

Слайд 3

Орфографическая разминка Прик_сновение , р_сток , заг_релый , м_кать в сметану, ск_кать , зам_рать , пром_кнуть под дождем, з_рево , расст_лить , выск_чить , выч_тать , заг_р , выр_щен , ср_внить , тв_рчество , р_внина , зар_сший , ур_вень , обн_мать , оз_рить .

Слайд 4

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н . Ушакова одно из двух его значений определяется так: «Отделить, выделить из чего-нибудь общего, поставить в особое положение ».

Слайд 5

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля к нему приводится следующий ряд: Обокромить , отделить особо, окроме ; выделить, выгородить, исключить из общего; противоположное по значению — обобщать.

Слайд 6

Какие члены предложения могут обособляться? Что такое обособление?

Слайд 7

Обособленные члены Определение Приложение Обстоятельство Дополнение Уточняющие члены

Слайд 8

Выпишите из предложенных предложений:1 группа – предложения с обособленными обстоятельствами, 2 группа - предложения с обособленным и определениями, 3 группа - предложения с обособленным дополнением и предложение с уточняющим членом, 4 группа - предложение с обособленным приложением. 1 Полный тревожными мыслями, я вошёл в комендантский дом. (А. Пушкин) 2 Несмотря на погоду, мы решили выступать.( В.Обручев ) 3 Там, на горизонте, откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света. (М. Горький) 4 Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе. ( М. Шолохов) 5 Кроме чаек, в море никого не было. ( М. Горький ) 6 Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе. (Н. Лесков) 7 Её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду. (М. Лермонтов)

Слайд 9

Чудо природы. Байкал — это гигантское озеро расположенное на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем, таинственным и загадочным. Окружённое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. Несмотря на большую глубину видишь небольших раков копошащихся на дне. Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара , порожистая и бурная . Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями . Однако ученых волнует теперь более серьезная проблема: в виду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его — важнейшая задача, поставленная перед учёными. (Из журнала)

Слайд 10

Подготовка к ЕГЭ Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые . Образованныи ̆ на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавшии ̆ усадьбу Абрамцево (3) явился естественнои ̆ границеи ̆ двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго- востоку от усадебного дома.

Слайд 11

Тест

Слайд 12

Домашнее задание Из 15 главы романа «Отцы и дети» (5 абзац «Анна С ергеевна Одинцова родилась от С ергея Николаевича Локтева…») выписать предложения с обособленными членами.

Слайд 13

Благодарим за внимание!

Слайд 14

Источники http://www.gramota.ru / http://www.hi-edu.ru / http://www.fipi.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....