Опорный конспект "Глагол"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Хоменко Ольга Викторовна

Обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных карточек, опорных конспектов помогает обучающимся в системе усвоить большее количество учебной информации без увеличения учебного времени за счет ее систематизации; также лучше понять и осмысленно повторить материал к экзаменам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опорный конспект "Глагол"39 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАГОЛ

        Самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Постоянные признаки

Трудности в определении категории

                       1 Вид

 

                                            совершенный            несовершенный

                                           (что сделать?)              (что делать?)

               2. Переходность

                                          переходный                    непереходный

                       (гл., + сущ. в В.п. без предлога       (гл. +сущ., в остальных формах,

                        т.е. с прямым дополнением)            косвенное дополнение)

                                       

 При переходном глаголе может быть и сущ. в Р.п:

- при обозначении части ( дать воды )

- при  отрицании

Один и тот же глагол может быть и переходным  и непереходным.

Писать (переход.) письмо – дочь пишет (непереход).

Часто приставка меняет переходность:

плыть (непреход.) – переплыть (переход).

                            3. Возвратность

                                           возвратный                невозвратный

                                            суфф. – ся, -сь       

                4. Спряжение

                   1                              2                                 разноспрягаемые

                 -е, -ут, -ют,                      -и, -ат, -ят.                       (хотеть, бежать)

                 в окончании                  в окончании

Как определить спряжение.

1) по личному окончанию если оно ударное

1 спр.                                     2 спр.

-ут, -ют.                                –ат, -ят.

2) по инфинитиву (по неопределенной форме)

1 спр.                                          2 спр.

все остальные                   - все глаголы на –ить, кроме брить, стелить.

                                          - 7 глаголов на – еть: вертеть, видеть, ненавидеть,

                                                                     смотреть, обидеть, зависеть, терпеть

                                          - 4 глаг. на –ать: гнать, держать, дышать, слышать.

Особо спрягаются

есть, дать.

Глаголы на – ЯТЬ

Сеять , веять , реять  , лелеять , блеять , маяться , надеяться , таять …

                    Непостоянные признаки

                    6. Наклонение

                             изъявительное     повелительное      условное

                                                        (волеизъявление)    гл. прошедш. времени +бы

                               

                  7. Время

                

                                       настоящее      прошедшее     будущее

                                 

                                8.   лицо                    число              число

                                     число                   род (в ед.ч)     лицо

2 формы будущего времени:

- простое (спою) (с.в)

- сложное (н.в.)

(гл. + инфинитив) буду петь

Безличные глаголы:

- состояние природы, окружающей среды;

- состояние человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Опорно-двигательная система"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Опорно-двигательная система" . Форма: тестовые задания различного вида....

Опорная схема-конспект (ОСК)

Данные материалы представляют собой рисунки, с помощью которых можно раскрыть тему урока.Автор ОСК к изучению романа Л.Н.Толстого "Война и мир", романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - Е....

Значение опорных систем в жизни организмов.Опорные системы растений

Методическая разработка и презентация урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина...

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

Учебные схемы (опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие и проверочные опорные конспект) по органической химии

Опорные конспекты, логико-структурные схемы, схемы-программы, обобщающие  и проверочные опорные конспекты для оптимизации процесса обучения. Учебные схемы позволяют развивать мыслительные операци...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...