Урок-игра "Собери весеннее дерево"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-повторение в конце учебного года по русскому языку для 5 класса. Класс делится на команды. Правильный ответ- листочек дерева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

                                   МОУ ЕЛЕНИНСКАЯ СОШ

для учащихся  5  класса

 

                                                                   

                                                                 Подготовила:

                                                                                            учитель русского языка

                                                                                            Шулаева Н.Р.

Урок- игра по русскому языку «Собери весеннее дерево» (Повторение изученного)

Цели урока:

1)      закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2)      формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3)      развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 2 команды. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды. Каждый правильный ответ команды- это зеленый листок.Эти листики команда крепит к своему дереву.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

 

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)

1.      Что посеешь, … (то и пожнешь).

2.      Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3.      Кончил дело – … (гуляй смело).

4.      Волков бояться – … (в лес не ходить).

5.      С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6.      Как аукнется – … (так и откликнется).

7.      За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8.      Тяжело в учении – … (легко в бою).

9.      Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

10.  Учение – свет, … (а неученье – тьма).

11.  Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12.  Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

 

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ – 1 балл).

1)      А / Я = О / ? (Ё)

2)      М / М’ = Р / ? (Р’)

3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5)      ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл).

*Толь – пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

 

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3)      Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

 

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе – Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик?

 

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка – не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово – 1 балл).

 

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

 

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

Недаром

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

 

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

 

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

 

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ – 1 балл)

1.      Сколько букв в русском алфавите? (33)

2.      Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)

3.      Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

4.       Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

6.      Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

8.     Часть слова без окончания (основа).

9.  Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).

10.  Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).

11.  Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

 

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык.

 

Говорят, наши пороки – продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное – призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык – в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря – за зубами. В противном случае – тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш – враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание – золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них – обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

 

Фразеологизмы:

Тянуть за язык – вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык – заставить говорить.

Находить общий язык – договариваться.

Прикусить язык – замолчать.

Придержать язык – помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык – замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами – молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык – недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох – клятвенного заверение в том, что сказанное мной – правда.

Язык без костей – кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык – заставляют молчать.

Укоротить язык – заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли – не позволять говорить лишнее.

Длинный язык – кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык – манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен – кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

 

Пословицы:

Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово – серебро, молчание – золото.

 

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

 

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стихгол и пасдва и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ – 3 балла).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

 

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

 

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

(Команды задают раннее подготовленные шуточные вопросы)

1.      В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)

2.      Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)

3.      Чем похожи существительные ножницыбрюкичернила? (они употребляются только во множественном числе)

4.      Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

5.      Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

6.      Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)

7.      Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)

 

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла).

 

Ответы

Текст №1

1.      Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2.      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3.      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4.      Голова сказала: «Разойдемся!».

5.      И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6.      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 

Текст №2

1.      У одного отца было два сына.

2.      Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3.      Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4.      Они пошли судиться к соседу.

5.      Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6.      Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7.      Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8.      Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1)      А / Я = О / ?

2)      М / М’ = Р / ?

3)      В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4)      ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5)      ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

 

 

«Родственные слова»

 

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

 

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить –

И аж мороз идет по коже!

Недаром

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

 

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина – вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

 

Березка – розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность –

Чет и нечет?

 

Текст №1

 

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

 

Голова сказала: «Разойдемся!».

 

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

 

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

 

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

 

 

Текст №2

 

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

 

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

 

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

 

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

 

Они пошли судиться к соседу.

 

У одного отца было два сына.

 

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет весеннего дерева

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства...

Веб-квест "Сын дерева". (Анализ рассказа Д. Бакина "Сын дерева")

Цель: исследовать особенности поэтики рассказа Дмитрия Бакина «Сын дерева».Задачи:активизировать познавательную деятельность учащихся;учить анализировать художественное произведение;развивать умение о...

Урок с элементами театрализованных игр по предмету окружающий мир на тему «Деревья. Лиственные, хвойные породы деревьев»

Урок закреплание изученного материала по теме "Деревья". Материал урока содержит элементы театрализованных игр, доступных  учащимся. Подобные игры интересны детям и положительно влияют на развити...

Конспект урока "Выжигание по дереву в художественном оформлении изделий из дерева"

Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.Количество часов: 1 урок(45 мин.)Цель ур...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию "Весеннее дерево"

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобраз...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в группе дошкольников 5-6 лет ( кляксография-экспериментирование) «Весеннее дерево»

Цель:  Продолжать закреплять умение  выполнять работу в нетрадиционных техниках.Задачи:Образовательные:·         Познакомить детей с...

Урок изобразительного искусства по теме "Весенний пейзаж. Рисование по памяти весеннего дерева". 5-й класс

Цели:Образовательная: познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, научить учащихся предварительному выполнению набросков по описанию учителя.Развивающая: формировать у ...