Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Задание 7. Нарушение синтаксических и грамматических норм"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Горбунова Ирина Георгиевна

Данная презентация содержит теоретический и практический материал для подготовки учащихся 11 класса к решению 7 задания ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_zadanie_ege.pptx481.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ 7 задание Нарушение синтаксических норм

Слайд 2

Ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И причастный оборот и придаточное определительное, начинающее со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ… Ошибка: Девушка , сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

Слайд 3

Союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных. Правильно: 1) Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая , запомнилась всем. 2) Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела , запомнилась всем.

Слайд 4

Помните : только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И. Ошибка: Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился. Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристических маршрутов.

Слайд 5

2 ) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение: Ошибка: Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Правильно : 1) Экономисты говорят о снижении инфляции и об отсутствии задержек по зарплате. 2) Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляции и что задержек зарплаты больше не будет.

Слайд 6

Неправильным с грамматической точки зрения будут такие предложения, как: В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.

Слайд 7

3) Нельзя в одном предложении сочетать как однородные члены имя существительное и инфинитив : Ошибка: Я люблю музыку и кататься на лыжах. Книга рассказывает, как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома. Правильно: Я люблю слушать музыку и кататься на лыжах. Книга рассказывает о правильном содержании аквариумных рыбок и об устройстве их дома.

Слайд 8

4) Нельзя в одном предложении соединять при помощи союза И сказуемые, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них (т.е. недопустимо, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы, вопрос должен быть одним и тем же)

Слайд 9

Ошибка : Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света . Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим. Каждый вечер я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком .

Слайд 10

5 ) Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только .., но и …; как …, так и … связывали разные понятия (части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи отвечающие на один и тот же вопрос.) Ошибка: На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. Правильно: На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.

Слайд 11

Ошибка : Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. Правильно: Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

Слайд 12

6) Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово: Ошибка: Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. Правильно: Автор наделяет Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

Слайд 13

7) Нельзя при перечислении однородных членов опускать разные предлоги: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и Кипре. (перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на», а перед «Кипре» предлог «на» необходим.)

Слайд 14

Неправильное употребление причастных оборотов 1) Нельзя помещать определяемое слово внутрь причастного оборота. Причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части: Ошибка: Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться.

Слайд 15

Правильно : Делегаты , \приехавшие на съезд\ , должны зарегистрироваться. или \Приехавшие на съезд\ делегаты должны зарегистрироваться. Ошибка: Узкая дорожка была покрыта \проваливающимся снегом под ногами\ . Мне было поручено уничтожить \засевшего снайпера на дереве\ .

Слайд 16

2) Нельзя, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже: Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. Главное слово в словосочетании «Одно» стоит в И.п., а причастие в Р.п. Такого быть не должно!

Слайд 17

Не забывайте: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и падеже. Это проверяется по вопросу, заданному от определяемого слова к причастию. На эту тропу , / ведущую круто в гору /, похоже, не ступала нога человеческая… Тропу (какую?) ведущую (В.п., ед.ч., ж.р.)

Слайд 18

3) Нельзя употреблять в предложении причастный оборот после имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота: Ошибка: Лес тянется с севера на юг, \состоящий в основном из хвойных деревьев\ . Правильно: Лес , \состоящий в основном из хвойных деревьев\ , тянется с севера на юг.

Слайд 19

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением (неправильное употребление в предложении имен собственных, заключенных в кавычки и представляющих собой название литературных произведений, газет, журналов, кинофильмов, телепередач и т.д.)

Слайд 20

1) Запомните: название произведения, заключенное в кавычки и данное после родового слова (роман, повесть, ода, стихотворение, картина, журнал, газета, телепрограмма и т.д.), должно стоять в форме именительного падежа : В оде А.С.Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы. Ошибка: В оде «Вольности» А.С.Пушкина поднимается тема свободы.

Слайд 21

2) название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова (роман, повесть, ода, стихотворение, картина, журнал, газета, телепрограмма и т.д.), изменяется по падежам Правильно: В «Войне и мире» действует свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.

Слайд 22

Ошибка: Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет. В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыта секция электротоваров.

Слайд 23

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. 1 ) После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО имена существительные употребляются только в форме дательного падежа (ЧЕМУ?) и ни в какой другой:

Слайд 24

Ошибка : Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил , не летом, а зимой.

Слайд 25

Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому ошибочным считается употребление этого предлога с чем-то отрицательным: Ошибка: Благодаря крушению поезда люди пострадали.

Слайд 26

2) Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с именем существительным только в форме предложного падежа ! Ошибка: По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. По приезду в Венецию я сразу посетил площадь святого Марка. По завершению строительства рабочие навели на стройке идеальный порядок. По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. Правильно : по прибытии, по приезде, по завершении, по окончании

Слайд 27

3) Части двойных союзов «не только…, но и…», «как…, так и…» являются постоянными. Нельзя заменять никакие слова в их составе! Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования работ, а также для внедрения их в практику. Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных , а также из неофициальных источников.

Слайд 28

Неправильное построение предложений с косвенной речью Недопустимо, чтобы при использовании цитат в качестве придаточных изъяснительных в них употреблялось личное местоимение «Я » Ошибка: Короленко писал, что всегда « я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». Правильно: Короленко писал, что он всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Слайд 29

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым В СПП, построенных по модели «те, кто…», «все. кто», «тот, кто…» при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при ТЕ (ВСЕ) – во множественном . Ошибка: Те , кто бывал в Кижах, видел вдоль острова каменную гряду. (ТЕ ВИДЕЛИ) Все , кто бывали на белом море, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. (КТО БЫВАЛ)

Слайд 30

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Запомните: добавочное действие, заключенное в деепричастии, должно относиться к тому же лицу, что и действие, заключенное в сказуемом: Захар , отодвинув чашку от себя, задумался еще больше. Захар задумался, и он же отодвинул .

Слайд 31

Ошибка: Ноги спортсмена должны быть слегка согнуты , держась за буксирную верёвку . (Ноги согнуты, но держатся руки! Такого быть не должно.

Слайд 32

Довольно часто встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после глагола. Запомните : оплатить Что? поездку указывать На что? на недостатки признаваться В чем? во всем уделять внимание Чему? мелочам

Слайд 33

отчитаться в чем? в проделанной работе скучать по ком? о чем? по вас, по нас упрекать в чем? В трусости поражаться чему? терпению удивляться чему? безделью

Слайд 34

Следует запомнить управление при следующих именах существительных: заведующий Чем? кафедрой управляющий Чем? банком отзыв О чем? О книге рецензия На что? на публикацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксические и стилистические нормы.

Тема. Синтаксические и стилистические нормы.Цель   1) Произвести начальное ознакомление с синтаксическими ошибками , являющихся самыми распространенными ошибками в устной и, особенно, письме...

Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4

Разработка урока русского языка  в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задания 7,8 - грамматические нормы).

Найти нарушение грамматической нормы и дать справа на листе верный вариант....

Методическая статья-рассуждение «Грамматические нормы и их нарушение». (в помощь ученику)

   Думаю, рассмотренный материал наглядно демонстрирует «огромное богатство» и «величайшие возможности» НАШЕГО языка....

Нормы современного русского языка. Грамматические нормы.

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....