Использование СОТ на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Материал содержит краткое описание современных образовательных технологий, применяемых на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sot_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом возможна при реализации любой современной образовательной технологии, так как формирует у учащихся ряд важнейших компетенций.
Название СОТ | Применение в работе | Результат применения СОТ |
Игровые технологии. | Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя (интеллектуальная игра). 7-8 класс. |
активизировать знания ребят, формирует коммуникативную компетенцию, позволяет расширить кругозор школьников и обогатить словарный запас.
знания ребят и делает процесс обучения более увлекательным. |
Итоговый урок по русским народным сказкам в 5 классе (викторина). Урок сопровождается компьютерной презентацией. Примечание: предварительно учащиеся получают вопросы для подготовки к занятию. | ||
Игра «Узнай героя» применяется во многих классах на итоговых уроках литературы. Такие уроки сопровождаются компьютерной презентацией, учащиеся должны по портрету или характеристики узнать литературного героя. | ||
Дидактическая игра «Составь рассказ, используя… (например, неопределённые местоимения: каждый ученик по очереди составляет предложение, в котором должно быть неопределённое местоимение, предложения связываются между собой по смыслу, так получается связный рассказ). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах. | ||
Дидактическая игра «Исключи лишнее» (может применятся при изучении различный орфограмм и частей речи). Игра используется на уроках русского языка в 5-7 классах. | ||
6. Дидактическая игра «Исправь ошибки» (могут быть предложены различные правила, определения и т.д.). Игра может применяться и на уроках русского языка, и на уроках литературы. | ||
7. Игра «Назови последним» (предлагается перечислить определённые признаки или слова (например, личные местоимения), выигрывает тот , кто называет последний). | ||
Проблемное обучение. | 1. Русский язык. 6 класс. «Чередующиеся гласные» (создаётся проблемная ситуация: ребята обнаруживают, что не все безударные гласные можно проверить ударением; анализируя языковой материал, ученики устанавливают закономерность в работе с данной орфограммой). |
|
2. Русский язык. 7 класс.» Причастие как часть речи» (при определении морфологических признаков причастия учащимся предлагается две точки зрения на определение причастия как части речи (особая форма глагола или самостоятельная часть речи), ребята должны выбрать одну из точек зрения и обосновать свой выбор). | ||
3. Характеристика литературных героев, которым нельзя дать однозначную оценку (например, уроки литературы по романам «Евгений Онегин», «Герой нашего времени»; может использоваться приём «фишбоц»). | ||
4. Поэма А.Блока «Двенадцать» (приводятся различные отзывы о поэме, учащиеся выбирают ту точку зрения, которая им ближе и обосновывают своё мнение). | ||
5. Составление обобщающих таблиц и алгоритмов работы по различным орфограммам (на уроках русского языка в 5-11 классах). | ||
6. Лабораторная работа по русскому языку в 5 классе (учащиеся самостоятельно (возможна помощь родителей) работают над заданиями). | ||
7. Доклады: - из истории слов, фразеологизмов; - биография писателя (поэта); - история создания произведения и др. | ||
Развивающее обучение. | 1. « Лексическое и грамматическое значение слова». Русский язык. 5 класс. |
|
2. «Роль второстепенных членов предложения». Русский язык. 5 класс | ||
3. «Текст и его признаки». Русский язык. 6 класс. | ||
4. «Порядок слов в предложении». Русский язык. 8 класс | ||
5. «Стили речи». Русский язык. 8 класс. | ||
6. Сочинения на лингвистическую тему в 9 классе: - «Зачем нужна пунктуация?» - «Зачем нужна орфография?» - «Роль однородных членов(неполных предложений, диалектизмов, метафор и т.д.) в предложении». | ||
7. «Стихи и проза». Литература. 6 класс | ||
8. «Жанры литературы» (в разных классах по мере изучения данной темы). | ||
Технология Индивидуа-лизации обучения: - метод проектов. | 1. «Поэты Серебряного века». Литература. 11 класс. Проект состоит из трёх частей: - биография поэта; - анализ одного стихотворения; - сочинение по творчеству поэта. |
|
2. Проект по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Литература. 9 класс (биография Грибоедова, афоризмы, сочинение на выбранную тему). | ||
3. Проект по литературе в 5 классе «Изучаем сказки»: - вопросы викторины по сказкам или кроссворд; - иллюстрации к сказкам; - сказка собственного сочинения. | ||
4. Проект-презентация «Обособленные члены предложения. Русский язык. 11 класс. | ||
Коллективный способ обучения: - приём «Зигзаг». |
А) Например, урок литературы в 7 классе по теме «А.П.Платонов. Личность писателя. Рассказ «Юшка» (учащиеся получают дополнительный материал, который помогает им понять смысл рассказа и ответить на волнующие вопросы; это отрывки из «Нагорной проповеди», из «Российского энциклопедического словаря», из повести Л.Н.Толстого «Детство», из книги Георгия Федотова «Святые Древней Руси»). Б) Литература. 11 класс. «Литературные группы на рубеже 19-20 в.в.» | Данный приём позволяет включит в работу всех ребят, выбрать им задания по уровню сложности, по интересам. |
Групповые технологии: общественный смотр знаний; | . Русский язык. 8 класс. Смотр знаний проводился по материалу первого полугодия и включал практическое задание. |
|
- составление кластера; | 1. «Н.М.Карамзин – первый историк, последний летописец». Литература. 9 класс. 2. «Творчество А.А.Фета». Литература. 10класс. 3. «Любовная лирика С.А.Есенина». Литература 11 класс. | |
- составление синквейна; | 1. Этот вид работы очень часто применяется на уроках литературы для характеристики литературного героя, а также для сравнительной характеристики литературных героев. Например, уроки по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» («Образ Маши Мироновой», «Гринёв и Швабрин», «Образ Е.Пугачёва»), по роману «Евгений Онегин» («Онегин и Ленский», «Ольга и Татьяна Ларины») и др. 2. «Текст и его признаки». Русский язык. 6 класс. |
|
основы проектной деятельности; | 1.Разработка программы ОПД по русскому языку для учащихся 8-9 класса. | Эта работа помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по особенно сложным орфографическим темам, т.е. развивать лингвистическую компетентность, а также коммуникативную, т.к. программа предполагает групповую работу и умение представлять результат своей работы. |
нетрадиционные уроки; | 1. Интегрированный урок «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках. | 1 Эта работа помогает обобщить и систематизировать знания учащихся по особенно сложным орфографическим темам, т.е. развивать лингвистическую компетентность, а также коммуникативную, т.к. программа предполагает групповую работу и умение представлять результат своей работы. |
Компьютерные технологии. | 1. Компьютерное тестирование («Чередующиеся гласные», «Правописание суффиксов причастий», «Буквы Ы-И после Ц», «Виды подчинительной связи в словосочетании»). 2. Использование компьютерных презентаций на разных этапах урока. |
На этапе подготовки к уроку был осуществлен дифференцированный подход в обучении: каждый ученик сам определил поле своей деятельности, выбрав интересующую его тему. |
Технология мастерских | 1. Выборочное изложение (по роману А.С.Пушкина «Дубровский», упр.297). Русский язык. 6 класс. Перед началом работы ребятам предлагается нарисовать дом и написать на рисунке слова, которые ассоциируются с родным домом. Затем ребятам предлагается продолжить фразу Я ЧУВСТВУЮ… (- Что вы чувствуете, возвращаясь домой?) Далее учитель сообщает цели урока и предлагает ребятам вспомнить, что они знают о романе «Дубровский». Следующий этап – выразительное чтение учителем отрывка, а ученики внимательно слушают текст и пытаются понять эмоциональное состояние героя. И далее продолжается работа по подготовке к изложению. |
|
Технология развития критического мышления |
В начале урока учащимся предлагается записать и продолжить фразу Я СЧИТАЮ, ЧТО НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ТОМ… А после работы над анализом стихотворений, в заключение урока, ребятам снова предлагается продолжить предложение А.С.ПУШКИН ВИДЕЛ НАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА
- что уже известно; - что было новым; - что вызвало вопросы; - с чем можно поспорить). | 1. Технология КМ даёт возможность не просто сообщать готовые знания, а самостоятельно разобраться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс
Сборник текстов в 2 частях для работы по картинам с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с искусствоведческими материалами, а также творч...
Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.
Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....