Урок в разделе «Морфемика. Деривация» (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Тема урока: «Что мы знаем о морфемах».
Цель: вспомнить, что такое морфемика, каковы предметы её изучения; вспомнить основные морфемы и их значение.
Задача: закрепить порядок морфемного разбора и морфемного анализа; установить связь между морфемикой, морфологией, графикой и орфографией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_razdele_morfemika_6_kl.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в разделе «Морфемика. Деривация» (6 класс)
Тема: «Что мы знаем о морфемах».
Цель: вспомнить, что такое морфемика, каковы предметы её изучения; вспомнить основные морфемы и их значение.
Задача: закрепить порядок морфемного разбора и морфемного анализа; установить связь между морфемикой, морфологией, графикой и орфографией.
План урока.
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
- Вступительное слово учителя, объявление темы урока, его целей и задач.
- Проверка домашнего задания (требовалось по Тетради для правил повторить тему «Морфемика», изучавшуюся в 5 классе). Форма проверки: устный опрос.
- Что такое морфемика? Что она изучает?
- Что такое морфема? Докажите, что это ЗНАЧИМАЯ единица языка.
- Перечислите известные морфемы, назовите функции каждой из них.
- Какие морфемы являются формообразующими, а какие – словообразующими? Приведите примеры (ответ на этот вопрос может подкрепляться записями на доске).
Подведение итогов устного опроса.
- Выполнение морфемного разбора слов (работа у доски по цепочке, работа в тетрадях):
ласковый добрая грубость пароход слева
ласкать доброта грубить ходики справа
ласкаешься раздобрел грубиян паровой внизу
Вопросы и задания:
-правильно назовите морфемы; определите, какой является каждая морфема (кроме корня): словообразующей или формообразующей?
-на какую именно форму слова указывает каждая формообразующая морфема?
-слова какой части речи записаны в третьем столбике? В чём особенность морфемного строения наречий? (отсутствие окончаний, так как это неизменяемые слова – у них не могут образовываться формы).
Таким образом, мы можем сделать вывод о связи морфемики и морфологии.
-какое правило орфографии вспоминаем, выделяя суффиксы неопределённой формы глагола? («Безударные личные окончания глаголов»); определите спряжение этих глаголов.
Мы с вами на этом примере видим, что морфемика тесно связана с орфографией и графикой.
Вопросы самым внимательным и вдумчивым:
-какая морфема нам ни разу не встретилась в этих словах? (постфикс);
-является ли слово пара однокоренным для слова паровой? почему? как называются такие слова с корнями-омонимами? (однокорневые).
5. Вспоминаем морфемный анализ слова. Чем морфемный анализ отличается от морфемного разбора? (слово не просто членится на морфемы – подбираются одноструктурные слова)
У доски один человек выполняет морфемный анализ слова пошутить.
(по-шут-и-ть
- Окончание –ть указывает на то, что данное слово является глаголом неопределённой формы.
- Основа слова пошути-.
- Корень слова –шут-, однокоренные слова шут, шутник, шутка.
- Приставка по-, одноприставочные глаголы по-играть, по-говорить.
- Суффикс неопределённой формы глагола –и- указывает на второе спряжение. Односуффиксальные глаголы распил-и-ть, залеп-и-ть.)
- Командная игра.
Мы с вами установили связь между несколькими разделами лингвистики. Какими?
Давайте понаблюдаем, как морфемика и морфология помогают решать орфографические задачки.
Разделимся на две команды (например, «Грамотеи» и « Умники»). Кто будет вашими капитанами, команды? Капитан выбирает того, кто будет отвечать.
На доске записаны и пока спрятаны словосочетания; вставьте в слова пропущенные буквы и выделите орфограммы. Самая важная часть задания: объяснить, как вы решили задачку. (За каждый правильный ответ – 1 балл, за каждое полное и грамотное объяснение добавляется по баллу).
Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
(словосочетания открываются постепенно, по мере того, как ребята отвечают; последовательность ответов устанавливает учитель: в «сильном» классе право ответа может получить команда, решившая задачку первой, в «слабом» - команды отвечают по очереди)
Купаеш..ся в проруб.., р..сти у реч..нки, п..бывать в ц..рке, яблочн… в..ренье, несут..ся по тропинк.. .
Подведение итогов игры.
- Итоги урока. Выставление оценок.
О чем шла речь на уроке? Какая была тема урока? Какие цели мы ставили? Мы их достигли? Какие важные выводы были сделаны нами сегодня о связи разных разделов лингвистики?
- Домашнее задание: придумать и записать два слова, на примере которых можно установить связь между морфемикой, морфологией, орфографией и графикой; выполнить морфемный анализ этих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку № 6, раздел 4 в 6 классе по теме "Достопримечательности Лондона"
Данная презентация предназначена для уроков совершенствования монологического и диалогической речи в 6 классе. Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Лондона в виде ролевой игры по теме "A tour...
Презентация к уроку № 2, раздела 2 в 8 классе по теме "Удивительная экскурсия. Знаменитые люди"
Учащиеся 8 класса выполнили мини - проекты по теме "Знаменитые люди" в виде небольшой викторины. Описания знаменитых людей составлены в виде придаточных определительных предложений. Учащиеся должны не...
Презентация к уроку № 2, раздела 2 в 8 классе по теме "Удивительная экскурсия. Знаменитые люди"
Учащиеся 8 класса выполняли мини - проекты по теме "Знаменитые люди" в виде заданий для викторины. Описания людей составлены придаточными описательными предложениями в соответствии с грамматической те...
Конспекты уроков к разделу " Художественные ремесла" 5 класс
Конспекты уроков...
Методическая разработка урока по разделу «Гимнастика» в 7 классе
Тема. 1. Упражнения на брусьях (девушки). 2. Совершенствование опорного прыжка....
Справки по разделу Морфемика в 5 классе
Справки по разделу Морфемика в 5 классе...
Технологическая карта урока по разделу " Волейбол" для 5 класса.Тип урока-обучающий
Вам представлена технологическая карта урока по разделу "Волейбол" для учащихся 5 класса....