Урок развития речи по картине Юрия Ракши "Проводы ополчения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе. Развитие речи.
Тема: Подготовка к написанию сочинения по
картине Юрия Ракши «Проводы ополчения».
Программа « Русский язык 5 – 9 класс», авторы: Т.М. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Разработчик: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №401 Колпинского района Санкт – Петербурга Лукьянова Ольга Леонидовна.
Цели урока:
обучающие: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине,
развивающие: развитие устной коммуникации учащихся, расширение кругозора учащихся в области изобразительного искусства;
воспитательные : воспитание патриотических чувств у учащихся.
Технология урока: творческая мастерская, ИКТ – технологии.
Форма работы: групповая .
Тип урока: добывание новых знаний.
Оборудование к уроку: презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения», листы для выполнения заданий в группах.
Ход урока
1 слайд На экране слова:
Верная любовь помогает переносить все тяготы.
Иоганн Фридрих Шиллер
Битва на поле Куликовом стала днем рождения большой Руси Московской.
Юрий Ракша.
- Организационный момент.
(На экране – картина Ю.Ракши «Проводы ополчения»)
1.Объявляется тема урока.
Цель нашего урока.
2.Эпиграф к уроку.
(Подумайте, почему взяты такие эпиграфы. Ответим в конце занятия).
3. Формат урока – творческая мастерская.
II.Презентация нового.
1.Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания. Индивидуальное сообщение учащегося о творчестве художника Ю.Ракши.
2 слайд (портрет художника)
Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980) - русский художник. Родился в Уфе в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!” и “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна — “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. — демонстрировались на всесоюзных и международных выставках. Кисти художника принадлежит триптих «Поле Куликово» (1980), состоящий из 3 –х частей: «Благословение на битву», «Проводы ополчения», «Предстояние».
2. Учитель.
О событии. Куликовская битва была в сентябре 1380 года. Русский князь Дмитрий Донской возглавил русское войско против татарского хана Мамая. Благословил его на подвиг Сергий Радонежский. На Куликовом поле погибло 253 тысячи русичей.
В центре женщина с сыном - жена Дмитрия Донского Евдокия, Она провожает мужа на смертный бой, но она ждет ребенка, такого же рыцаря. Женщины плачут. Так описывается это событие в повести «Задонщина»: «Запели птицы жалостные песни- запричитали все княгини и боярыни…»
На втором плане – дружина, на третьем – стены кремля, русское родное небо.
Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами:
передний план картины,
второй план картины,
дальний план,
фон,
триптих.
Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности)
3.Проверка работы с карточками.
3 слад (объяснение терминов).
Передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.
Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание.
Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.
4 слайд (проверка типа речи)
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос - какой?
Вопрос: Какие изобразительно – выразительные средства языка для описания предметов и явлений вы помните? Назовите их.
Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.
5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)
Антитеза - противопоставление.
Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.
Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.
Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
III. Работа над содержанием сочинения.
1.Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.
2. 6 слайд (картина Юрия Ракши «Проводы ополченцев» с наложением музыки. Звучит «Аве Мария» Шуберта.)
Вопрос: почему созвучны два произведения – музыкальное и художественное?
3. Описание фрагментов картины по группам.
Карточка для группы №1
Описание мужчин – ополченцев
1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.
2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит
об их патриотизме?
3.Опишите задний план картины, стену города.
4. Какие художественные приемы вы использовали?
5.Какой фрагмент картины вы описывали?
Карточка для группы №2
Описание природы, погоды
1.Опишите небо (цвет неба, облака).
2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.
3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать
к описанию неба, травы?
4.Какой фрагмент картины вы описывали?
Карточка для группы №3
Описание женщин, детей, старика
1.Опишите позы женщин, детей, старика.
2.Опишите мимику женщин, детей, старика.
3.Опишите одежду женщин, детей, старика.
4.Какой фрагмент картины вы описывали?
4. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.
5. Составление плана сочинения. (Обсуждение в группах. Запись окончательного варианта).
Слайд № 7 композиция сочинения.
I. Вступление.
1. О художнике.
2. Тема Куликовской битвы в его творчестве.
II. Описание картины.
- Тема картины.
- Первый план.
- Второй план.
- Дальний план, фон.
- Настроение от картины, чем закончится бой.
III. Заключение.
Какие мысли возникают , когда вы смотрите на эту картину.
Слайд № 8 слова
- Словарно - лексическая работа.
-Триптих, женщины разного возраста, Дмитрий Донской, Евдокия, «Задонщина», сражение, скорбит, мистическая связь с событиями прошлого, противоречит, сияние дня, драматичность ситуации, исторический экскурс, простоволосая, величественная поза, Реет флаг, мужественные лица, прозрачный воздух, простолюдины, седовласый старец.
- Подобрать синонимы к слову «художник» - (автор картины, живописец, );
- Подобрать синонимы к слову «картина» - (произведение, художественное полотно, талантливая работа).
- Контроль, оценка
Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и деятельность на уроке.
Рефлексия
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение?
Какой эпиграф из предложенных вы выберете? Почему?
Знаете ли вы, о чем будете писать?
8. Организационно – связующий этап
Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.
Слайд № 9
Домашняя работа с элементом вариативности:
- выбрать эпиграф, изложить материал в соответствии с эпиграфом,
- написать сочинение в тетрадь для творческих работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.
Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...
Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....
Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"
Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...
Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....
Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"
Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"
Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений; ...