ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по русскому языку на тему
Проектная и исследовательская деятельность- одна из привлекательных для учащихся современных форм, дающая большие возможности для развития школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chernuhinoy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Н. Чернухина, учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
г.Железногорска Курской области.
ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проектно-исследовательская деятельность, основанная на поиске, открытиях, помогает вовлечь современных школьников в эффективную индивидуальную и групповую работу.
В своей практике я выделяю следующие направления, связанные с организацией поисково-исследовательской деятельности:
-Формирование универсальных учебных действий, которые будут востребованы и в студенческой, и во взрослой жизни.
-Выстраивание индивидуальной образовательной траектории для учащихся, имеющих склонности к гуманитарным дисциплинам, с целью создания условий для их личностного роста и профессионального самоопределения.
-Научно-исследовательская работа: индивидуальные и групповые исследования и проекты учащихся, подготовка работ для участия в творческих, краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях.
-Внеурочная работа по предметам, способствующая привитию интереса к предметам, формированию читательской культуры, освоению социокультурного пространства.
Для меня самым ценным в организации этого вида деятельности является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения, развития и воспитания детей. В этой связи серьёзно подхожу к выбору темы исследования, определению типа проекта, что зависит от изучаемого материала, от возможностей и интересов учащихся. Этот подход позволяет вовлечь в работу всех детей, в том числе и не очень успешных в учении, и управлять их активностью. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность – благодатное поле для привлечения к ней семей учащихся: родителей, представителей старшего поколения, других родственников, что даёт возможность для воспитания и развития школьников.
Обозначу конкретные формы, приемы, направления деятельности, успешно используемые в моей педагогической практике. В УМК под ред. Е.А.Быстровой заложены хорошие возможности для организации разнообразной проектно-исследовательской деятельности пятиклассников и шестиклассников. Этому способствуют высокий воспитательный потенциал подобранных текстов, творческие задания, богатый дополнительный материал учебника. Интересный познавательный материал содержится в рубрике «Знаете ли вы, что…», который нередко является толчком к дальнейшему поиску. Для учащихся данного возраста практикую в основном краткосрочные мини-проекты, которые укладываются в срок от недели до месяца.
Так, при изучении темы «Какой бывает наша речь» был предложен проект «Язык мимики и жестов». Учащиеся изучили жесты и мимику людей разных стран, узнали значение этих жестов, что немаловажно при заметно расширившихся в современном мире связях между людьми. Дети были очень удивлены, что существует такое огромное разнообразие невербальных средств общения, помогающих людям успешно общаться.
Тексты Ю.Коваля, К Паустовского и других писателей, рассказывающих о жизни животных, стали основой проекта «Домашние питомцы – герои наших рассказов».
Остановлюсь на примерах успешных семейных проектов. После знакомства в рамках внеклассного чтения с рассказом Юрия Яковлева «Реликвия» и работы над самим словом «реликвия» шестиклассникам был предложен мини-проект «Семейная реликвия». В итоге совместных поисков детей и взрослых получились необыкновенно трогательные и глубокие работы, направленные на изучение семейной родословной, способствующие сохранению памяти о родных и близких. Предметом исследования стали, может быть, внешне и не такие пафосные вещи. Это маленькие лапотки, которые сплёл прадедушка прабабушке во время ухаживания за ней, патефон дедушки-передовика, наручные часики бабушки, которые она купила за деньги, заработанные в стройотряде, дневник мамы-отличницы и многое другое. А какие за этими предметами стоят удивительные семейные истории!
Не менее интересным получился у пятиклассников мини-проект после прочтения текста «Награды». В поисках ответов на вопросы: « Есть ли у вас дома ордена и медали? Кто ими награждён? Знаете ли вы историю наград?» дети вместе с родителями подняли интересные факты, связанные не только с наградами воевавших в годы Великой Отечественной войны, но и дедушек, дядей, прошедших Афганистан и Чечню, получивших награды за бескорыстный труд, безупречную службу. На защите проектов присутствовали герои, владельцы наград.
Современная ситуация диктует необходимость продвижения книги, чтения. С большим энтузиазмом учащиеся пятого класса после знакомства с текстом «Диво дивное» Л.Кассиля провели исследование, посвящённое истории книги, библиотеки. Затем были подготовлены проекты о творчестве писателей, чьи имена в последнее время незаслуженно забыты – это А.П.Гайдар и Ю.Я.Яковлев. В конце работы над проектами «Вместе с Гайдаром» и « Особый дар Юрия Яковлева» был сделан общий вывод: большинство их произведений не потеряли своей актуальности и представляют большой интерес. Уникальным получился проект «Золотая книжная полка нашей семьи», во время которого несколько поколений семьи презентовали любимые произведения из своих детских лет.
Темой совместных исследований с детьми часто становится жизнь наших земляков, современников, которые могут стать примером для учащихся в своём отношении к делу, отчизне, людям. Эти исследовательские работы были долгосрочными по продолжительности и заняли по три-четыре месяца работы. Со старшеклассниками школы мы подготовили исследовательские работы о таких достойных людях:
«Специалист высокой пробы». О Почётном гражданине, г.Железногорска, первопроходце, разведчике недр, гидрогеологе П.И.Мирошнике, который внёс огромный вклад в освоение недр КМА, развитие МГОКа, является образцом профессионализма и разносторонне развитого человека. Встречи с ним, его рассказы, стихи, документы, фотографии – это настоящий кладезь для учащегося, стоящего на пороге выбора профессии. Автор – учащийся 11-ого класса Истомин Илья
«Г.Н.Александров – гордость земли железногорской». Об известном писателе, краеведе, добившемся успехов в разнообразной деятельности. Геннадий Николаевич, который сумел реализовать все свои способности, яркий пример трудолюбия, преданности родной земле.
Автор – учащийся 9-ого класса Рязанцев Алексей.
«Л. В. Хатюхина: руководитель, поэт, личность». О директоре МУП «Комбинат питания учащихся», руководителе современного типа, создавшей в тяжёлом 1992 году первое в области специализированное предприятие подобного вида, сумевшей его развить и поставить на достойное место среди предприятий отрасли.
Автор – учащийся 8-ого класса Чумаков Иван.
Кроме того, что все герои – успешные люди, добившиеся высоких результатов исключительно благодаря своим способностям, характеру, целеустремлённости, они любят литературу, чтение. Это члены Союза литераторов и журналистов России, области, сами пишут стихи, рассказы, исследования, издают сборники своих произведений. Общение с ними весьма благотворно для тех учащихся, которые тоже пробуют себя в литературном творчестве.
Во время работы над данными исследованиями учащиеся использовали разнообразные методы, позволившие наиболее ярко представить своих земляков. Сбор информации осуществлялся из разных источников: это фонды Железногорского краеведческого музея, музея истории МГОКа, работа с художественными, публицистическими текстами городской библиотеки имени Е.И.Носова, изучение материалов СМИ Курской области, знакомство с краеведческими и художественными книгами героев, личные встречи и интервью с ними , беседы с людьми, хорошо знающими их.
Учащиеся приобрели навыки работы в архивах, с личными документами, разными источниками информации, научились брать интервью, вести беседу, отбирать важный и нужный материал, получили положительный эмоциональный опыт общения с замечательными людьми. Все работы, представленные на конкурсы, отмечены дипломами победителей. В дальнейших планах – создание серии «ЖЗЛ» г.Железногорска.
Большой интерес вызывает у школьников 5-9 классов социальное проектирование. Для более детального знакомства с его технологией приняла участие в двух обучающих семинарах, организованных коллегами-новаторами из Брянска и Омска: «Социальное проектирование как метод реализации ФГОС». Совместно с командой семиклассников мы подготовили социальный проект «Музей истории нашей школы», посвящённый её пятидесятилетнему юбилею. Он ещё не реализован до конца, но работа над ним ведётся активно. В 2014-2015 учебном году с восьмиклассниками на базе своей школы успешно реализуем социальный проект для детей группы риска «Клуб общения для подростков».
На своём опыте в полной мере убедилась, что проектно-исследовательская деятельность является привлекательной для современных подростков. Помимо решения учебных задач, она выполняет задачи формирования духовно-нравственных, личностных качеств школьников. Для меня этот метод, несмотря на его трудоёмкость, ещё значим и тем, что всегда позволяет приводить любого ученика к ситуации успеха.
Литература
1. Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. М., 2005.
2.Огарков А.А. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Вологда – Тотьма, 2012.
3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011.
4.Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: 2ч/ Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирева,Ю.Н.Гостева и др.; под ред.Е.А.Быстровой.-2-е изд.- М,: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник "Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования"
V научно-практическая конференция...
Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования
Свою педагогическую карьеру я начала в замечательном творческом коллективе гимназии № 2 Канавинского района города Нижнего Новгородв. Мне посчастливилось принять участие в реализации проекта &laq...
Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"
Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...
муниципальная научно-практическая конференциия «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»
Согласно плану работы Комитета по образованию и молодежной политике на 2019 год в целях обобщения и обмена опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организ...
Инновационная деятельность в системе общего образования в 2018 году: ключевые результаты государственной поддержки
Булаева Наталья Александрова, канд. экон. наукДанилова Ольга АнатольевнаЗарайская Татьяна Викторовна Аннотация. В статье проведен комплексный анализ итогов государственной поддержки инновационной...
Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности. Методические рекомендации
Данные методические рекомендации посвящены подготовке учебно-исследовательских работ в учреждении дополнительного образования, особенностям деятельности на каждом этапе разработки....