Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Панфилова Светлана Алексеевна

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм работы по формулировке тезиса по теме-цитате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_praktikum_v_11_klasse_po_napisaniyu.pptx472.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения. 2 014

Слайд 2

Учебные: 1. Отработка знаний учащихся о видах тем сочинений, понятии тезиса, способах аргументации. 2. Выявление роли разных частей речи в теме и тезисе в качестве ключевых слов. Воспитательные: 1.Формирование нравственных качеств, умения выразить свою позицию. 2. Воспитание чуткости к слову, уважения к родному языку. Цели урока

Слайд 3

- Отрабатывать навык анализа вида темы, формулировать тезис; - продолжить работу над развитием речи учащихся; Задачи урока

Слайд 4

Сформулируйте тезисы по предложенным темам: 1 . Тема патриотизма в творчестве М.Ю.Лермонтова 2. Война и детские судьбы… 3. Истоки безответственного отношения человека к природе. 4. Роль семьи в жизни ребенка. 5. Совесть человека. Диагностика

Слайд 5

Тезисы по предложенным темам 1 . В творчестве М.Ю.Лермонтова ярко раскрывается тема патриотизма. 2. Война калечит детские судьбы … 3. Истоки безответственного отношения человека к природе кроются в отсутствии нравственности . 4. Роль семьи в жизни ребенка велика . 5. Совесть человека помогает оценить человеку свое поведение с точки зрения моральных ценностей. (сделать выбор) Диагностика

Слайд 6

1 . Понять, о чём нужно писать в каждой из предложенных тем. 2. Выбрать одну из тем, по которой есть что сказать, т.е. «знаю содержание текстов и могу привести их в качестве аргумента». 3. Сформулировать тезис Алгоритм работы над формулировкой тезиса

Слайд 7

Определяю, вид темы, которую выбрал: 1. тема – понятие, 2. тема – вопрос, 3. тема – суждение или 4. тема в виде цитаты Шаг I .1. Выбор темы. Анализ тем.

Слайд 8

Шаг II . 1. Определение типа темы. Тип формулировки Тема-вопрос Тема-суждение «П» Все виды предложений. Метафоричность Слово или словосочетание Вопросительное слово или частица ЛИ Простое предложение (есть подл. и сказ.) Тема-понятие Т ема – цитата

Слайд 9

Шаг II . 1 . Правило триединства тезиса 1 2 3

Слайд 10

Шаг II . 1 . Формулировка тезиса по виду ТЕМА - ПОНЯТИЕ

Слайд 11

Памятка 1. Найди в теме имя сущ. в Им. пад . 2. Определи, о ком или о чём надо писать конкретно Например, детство – о детях ,человечность –о человеческих отношениях, милосердие – о бескорыстной помощи 3. Подбери к сущ. в Им.пад . сказуемое оценочного содержания (глагол, существительное, прилагательное, причастие, краткие формы прил. и прич .) Например, Война влияет на судьбы людей. Война - это зло. Война разрушительна . 4. Помни: от того, какое сказуемое ты подберешь, будет зависеть направление мысли в рассуждении по теме. Шаг II . 1 . Формулировка тезиса по виду ТЕМА - ПОНЯТИЕ

Слайд 12

Памятка 1 . Найди подлежащее и сказуемое в вопросе. 2. В тезисе подлежащее поставь на 1 место, сказуемое – на второе. Например, На чем строятся взаимоотношения в семье? – Взаимоотношения строятся … Шаг II .2. Формулировка тезиса. ТЕМА - ВОПРОС Сущ. В Им.пад . + Различные ч. р. Ответ на вопросительное слово

Слайд 13

3.Найди вопросительное слово в теме, перенеси ответ на него в конец тезиса ( ответ должен соответствовать по структуре этому вопросительному слову) Например , На чем строятся взаимоотношения в семье? – Взаимоотношения строятся на доверии . 4 Если в вопросе есть частица ли , то ответ на вопрос должен быть без частицы ли . Утвердительный! Не забудь переставить подлежащее на 1 место. Например , Есть ли смысл в самопожертвовании? – Смысл в самопожертвовании есть. Шаг II .2. Формулировка тезиса. ТЕМА - ВОПРОС

Слайд 14

3. Если нет подлежащего , выраженного им. сущ .,то задай вопрос, кто может совершать действие ( ЧЕЛОВЕК, ЛЮДИ ). Произведи замены. Патриотизм – патриот, героизм – герой и т. д. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» ( Л.Н.Толстой ) – Человек поверит в добро, если начнёт делать его. – Люди поверят в добро, если начнут делать его. 4 . Лучше всего тезис формулировать в виде СПП , где слово ЧЕЛОВЕК будет находиться в главном предложении . « Надо жить, надо любить, надо верить» Человек живёт, если любит и верит. Шаг II .3. Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА

Слайд 15

Памятка 1. Найди в теме подлежащее и сказуемое (сказуемое может быть выражено глаголом, существительным, прилагательным, причастием, краткой формой прилагательного и причастия) 2. Определи, в прямом или в переносном значении употреблены оба главных члена. 3. Сформулируй тезис так, чтобы главные члены были употреблены в прямом значении. 4. Помни: сказуемое уже определит направление мысли. Шаг II .3. Формулировка тезиса. ТЕМА - СУЖДЕНИЕ

Слайд 16

Памятка 1. Найти имя существительное в прямом значении в Им. пад . (может быть и в косвенном). Если в косвенном, то поствить в форму Им. пад . 2. Найти все сказуемые (цитатами часто бываю сложные предложения, предложения с однородными членами), перевести в прямое значение оба сказуемых. Шаг II .4. Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА «Цитата» ЧЕЛОВЕК ЛЮДИ Глагол (однокоренной + к любому слову в цитате)

Слайд 17

3. Если нет подлежащего , выраженного им. сущ.,то задай вопрос, кто может совершать действие ( ЧЕЛОВЕК, ЛЮДИ ). Произведи замены. Патриотизм – патриот, героизм – герой и т. д. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой) – Человек поверит в добро, если начнёт делать его. – Люди поверят в добро, если начнут делать его. 4. Лучше всего тезис формулировать в виде СПП , где слово ЧЕЛОВЕК будет находиться в главном предложении . «Надо жить, надо любить, надо верить» Человек живёт, если любит и верит. Шаг II .4. Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА

Слайд 18

Логические связки при переводе цитат в тезис Причина – следствие почему что из этого следует? потому что поэтому «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Человек познает истину и счастье, потому что страдает и ошибается. Человек страдает и ошибается, поэтому счастлив и знает цену истины Шаг II . 4 . Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА

Слайд 19

2. Условие – время При каком условии когда если когда « Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» ( Н.А.Добролюбов ) Если человек страдал и ошибался, то он знает цену истины и счастья. Когда человек страдает и ошибается, он познает цену истины и счастья. Шаг II . 4 . Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА

Слайд 20

3. Уступка – цель Несмотря на что с какой целью, зачем Хотя чтобы, для того чтобы Несмотря на то что «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Несмотря на то что человек страдает и ошибается, он познал цену истины и счастья. Для того чтобы познать цену истины и счастья, человек должен страдать и ошибаться. Шаг II . 4 . Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА

Слайд 21

4. Противопоставление Однако, но «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А.Добролюбов) Человек страдает и ошибается , но при этом узнает цену истины и счастья . 5. Пояснение. а именно Человек счастлив, страдая и ошибаясь : он познаёт цену истины . (а именно) Шаг II .4. Формулировка тезиса. ТЕМА - ЦИТАТА

Слайд 22

С воеобразный ввод в тему. Это может быть - высказывание своего взгляда на тему ( Я ); - вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору; - обоснование причин обращения к этой теме ( проблема ); эмоциональный ввод в тему сочинения(оценочная лексика ); - ряд вопросов: Почему? Зачем? Как? Что? Что значит? Шаг III . Обдумать вступление

Слайд 23

- эмоциональный ввод в тему сочинения(оценочная лексика); - использование оригинальной цитаты , обращённой к слушателю или читателю; - проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы ( из словаря, моё понимание ); - проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи) и т.д. Шаг III . Обдумать вступление

Слайд 24

1 . Ваша позиция аргументируется на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору 2. Примеры из художественной литературы должны подтверждать тезис, раскрывать вашу позицию по проблеме , должны быть оформлены (название произведения, ф амилия автора, анализ эпизода, а не просто пересказ) Шаг IV . Подобрать аргументы

Слайд 25

Это может быть: - обобщение сказанного . Для этого ещё раз перечитываю логическую схему сочинения, записанный на черновике , тезис во вступлении, и, не повторяя высказанные мысли. - При этом не забываю, что тезис перестраиваю, переводя подлежащее в дополнение. Например, Тезис во вступлении - Человек живёт, если любит и верит . В заключении: Любовь и вера помогают человеку жить. Шаг V . Обдумать заключение

Слайд 26

- возвращение к началу разговора (приём « закольцовывания »). - взгляд вперёд . Можно пофилософствовать о том, что будет, если… ( Например, рассуждая о «взгляде на судьбу России классиков различных лет», представить, что сказали бы классики будущего, если положение дел в стране резко не изменится ). Хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений. Шаг V . Обдумать заключение

Слайд 27

- обращение к читателю . Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос , на который каждый из нас должен ответить самостоятельно. - обращение к оригинальной цитате Шаг V . Обдумать заключение

Слайд 28

1 . Пишу сочинение на черновике, разделяя текст на 4 или 5 абзацев. 2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 слов, рекомендованное количество - 350 слов ). 3. Перечитываю сочинение, проверяя речевые нормы и нормы грамотности , пользуясь орфографическим словарем. ( 5 критерий в предложенном к обсуждению списке - “Грамотность”. Выпускник, допустивший пять ошибок на 100 слов, получает оценку “ незачет”). 4. С оотнося с критериями оценивания, отвечаю на следующие вопросы: - Правильно ли понята тема? - Соответствует ли сочинение теме ? Шаг VI . Написание черновика . Проверка на соответствие критериям.

Слайд 29

Сформулирован ли тезис ? (Это критерий 1 , обязательный для получения зачёта) - Соответствует ли аргумент тезису? (Это критерий 2 , обязательный для получения зачёта) Соблюдены ли правила построения сочинения? - Не нарушена ли пропорциональность частей? - Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, логичны ли эти переходы ? - Есть ли выводы, завершающие части сочинения и работу в целом? - Связано ли заключение с вступлением ? ( Это критерий 3 ) Шаг VI . Написание черновика . Проверка на соответствие критериям.

Слайд 30

Сочинение переписываю с черновика внимательно Пишу чётко и разборчиво Соблюдаю правило «Красной строки» Не делаю исправлений, не пользуюсь «штрихом» Шаг VII . Написание чистовика. Проверка грамотности.

Слайд 31

Выберите тему, сформулируйте тезис по предложенной теме, подберите произведение для аргументации. 1 вариант: 1. Роль природы в художественных произведениях. 2. «Все семьи счастливы одинаково» и «каждая семья несчастна по-своему» ( Л.Н.Толстой ) 3. Что важнее – красота внешняя или красота внутренняя? 2 вариант: 1. Тема «лишнего человека» в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Героизм и предательство в годы войны. 3. «Честь дороже жизни». ( Ф.Шиллер ) Практикум

Слайд 32

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Урок дал мне для жизни … Рефлексия

Слайд 33

Адрес сайта: Методические рекомендации http/ /: ege.edu.ru , fipi.ru n-belyaeva@yandex.ru ( презентация ) Сайт: сочинение.11.рф РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 34

И НТЕНСИВНАЯ Т ВОРЧЕСКАЯ О БЩАЯ Г ОТОВНОСТЬ К СОЧИНЕНИЮ ИТОГ

Слайд 35

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода

В статье даются  мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения в лицее а также  об...

«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)

Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения...

Особенности подготовки учащихся к написанию итогового сочинения: опыт работы с использованием ИКТ и проектного метода.

В выступлении высказано мнения учителей по вопросу написания итогового сочинения, говорится о проблемах, выявленных в результате апробации технологии написания сочинения ,особенностях подготовки ...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

О психологической готовности выпускников 11(12) классов к написанию итогового сочинения (изложения)

В презентации рассматриваются основные трудности при подготовке выпускников к экзаменам, роль родителей выпускников в психологической подготовке к экзаменам и тайм-менеджмент, как способ управления со...

Методика подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового сочинения по литературе.

Статья содержит описание опыта работы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе. Материал статьи может быть полезен всем преподавателям литературы, так как содержит описание методики о...

Итоговое сочинение (алгоритм работы) 11 класс

справочник для обучающихся: алгоритм работы + клише...