Открытый урок "Страна Глаголия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок повторения изученного о глаголе в 6 классе. Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_strana_glagoliya_6_klass.doc | 45 КБ |
puteshestvie_v_stranu_glagoliyu_-_kopiya.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №17
имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района г.Волгограда»
Урок русского языка
«Путешествие в страну Глаголию»
в 6 «Б» классе
Разработка учителя
русского языка и литературы
Лейко О.А.
Волгоград, 2015
Цель урока: вызвать интерес обучающихся к этимологии и лексике русского языка, отработать умение определять морфологические признаки глагола как части речи.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, раздаточный материал.
ХОД УРОКА.
1.Слово учителя.
Он энергичен, многолик.
Глагол,
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю ему:
- Глаголь!
Эти замечательные слова о глаголе, написанные Людмилой Татьяничевой, станут эпиграфом нашего урока-путешествия в страну Глаголию. Давайте разберемся, какими частями речи являются слова «глагол» и «глаголь».
Ответы обучающихся.
Учитель. Итак, в путь. Все вы путешественники – исследователи. Вам предстоит преодолеть разные препятствия. Наградой за смелость, выносливость, дружескую помощь и поддержку, проявление инициативы послужат вот такие марки путешественника. По количеству марок мы определим знатока - исследователя страны Глаголии. Все ученики, получившие марки, должны сохранить их для оценок по русскому языку на следующих уроках.
Для каждой страны и для каждого народа очень важна его история.
Первая остановка «Этимологическая».
Выступление ученика.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”, а в значении «слово, речь» встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого.
Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются глаголы быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить.
Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.
Вторая остановка «Грамматика».
Экспресс – опрос.
Раздаются карточки. Обучающиеся по очереди выбегают к доске, читают предложение и продолжают его.
1.Глагол — это… ( самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2.Виды глагола… (совершенный и несовершенный)
3.Переходные глаголы – это… (глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями или числительными в винительном падеже без предлога)
4.Возвратность и невозвратность глаголов определяется…(возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ)
5.Спряжение — это … (изменение глаголов по лицам и числам)
6.Спряжение определяется по … (по личным ударным окончаниям глагола)
7.Наклонения глаголов – это… ( изъявительное, условное, повелительное)
8.По временам изменяются глаголы только в… наклонении (изъявительном)
9.Все глаголы изменяются по… (числам).
10.По лицам изменяются глаголы … (в настоящем и будущем времени)
11.По родам изменяются глаголы … (в прошедшем времени и в условном наклонении в единственном числе)
12.В предложении глагол является чаще всего… (сказуемым)
13.Частица –НЕ с глаголами пишется … (раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются).
Третья остановка «Угадайкина».
Учитель. Прочитайте отрывок из текста «Тресь» Людмилы Петрушевской. Попробуйте найти среди «искусственных» слов глаголы. По каким признакам вы их определяли?
Тресь. Отрывок.
А бурдысья лепещутся, лепещутся, инда Ляпупа йокает: йок,йок,йок!
А Пумик высяпал из бурдысьев и волит:
-Калушечка, Кукуся не трямкала Бутявчонка.
А калуша волит:
-Кукуся не трямкала? Так стрямкай же! Стрямкай Бутявчонка, Пумик!
Четвертая остановка «Спортивная».
Учитель. На остановке Спортивной играем в мяч. Приглашаются пять игроков. Первый игрок называет фразеологизм, бросает мяч тому игроку, который назовет значение устойчивого сочетания. Второй игрок называет свой фразеологизм и так далее до первого игрока. Условие: в каждом фразеологизме должен быть глагол.
Примерные фразеологизмы и их значения.
Водить за нос. Запутывать, обманывать.
Рассеиваться как дым. Исчезать.
Надуть губы. Обидеться.
Прикусить язык. Замолчать.
Унести ноги. Убежать.
Зарубить на носу. Запомнить.
Чесать язык. Болтать.
Клевать носом. Дремать.
Задавать стрекоча. Убегать.
Вставлять палки в колеса. Мешать
Знать как свои пять пальцев. Знать хорошо.
Пятая остановка «Сказочная».
Учитель. Сейчас наши путешественники – артисты выступят со сказкой, а связана она будет с одним из признаков глагола. Каким? Догадайтесь!
Выступления обучающихся. Сказка «Три брата»
Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына.
Выходит старший сын.
Ведущий.
Епифан был старший брат,
Сам себе он был не рад.
Все б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Епифан.
-Я бы сделал, я бы смог,
если б кто-нибудь помог!
Выходит средний сын.
Ведущий.
Брат Тимоня средний был,
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Тимоня.
-То возьми! Подай того!
Выходит младший сын.
Ведущий.
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Иван.
-Слов на ветер не бросаю,
что надумал – выполняю!
Ведущий. Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтобы они защитили землю Русскую от врага.
Епифан.
Я пошел бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил,
Если б папка разбудил!
Тимоня.
Эй, Ванюшка! Эй, дурак!
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван.
Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорожку собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму с собой в подмогу…
Тимоня.
Ну, иди, Ванюша, с Богом!
Ответы обучающихся: глаголы разных наклонений из текста.
Шестая остановка «Орфографическая».
Учитель. Вставьте гласные в личные окончания глаголов. Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
Работа на тренажере. Ошибки исправляются учащимися с использование алгоритма (устно)
Держ…тся , жал…т, руб…т, стро…т, кле…т, леч…т, ве…т, се…т, стро…мся, пиш…м, помо…шь, вытр…шь.
Седьмая остановка «Вперед в будущее».
Учитель. Нашим путешественникам удалось провести исследование страны Глаголии, а сейчас попробуем заглянуть в будущее этой страны.
Назовите все части речи в предложении.
Наши путешественники, отважно шагая по стране Глаголии, расположенной на материке Морфологии, добились отличных успехов.
Учитель. Да, с такими частями речи, как причастие и деепричастие, образованными от глагола, мы встретимся в седьмом классе.
Восьмая остановка «Итоговая».
Учитель. Подводим итоги. Определяем знатока – исследователя.
Учитель. А теперь попрошу вас быстро заполнить таблички. Они у каждого на столе. Рефлексия: (Заполнение таблицы)
Доскажите предложения: Сегодня на уроке я узнал.......Я повторил...............
Мне понравилось..............Урок: Показался (каким?)…..Заставил задуматься…. Учитель. Спасибо за урок.
Домашнее задание: повторить все части речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Он энергичен, многолик. Глагол, Он действовать привык. Необходим он – Вот в чём соль. Я говорю ему - Глаголь! Л.Татьяничева
Остановка «Этимологическая»
Остановка «Грамматика»
Остановка «Угадайкина»
А бурдысья лепещутся, лепещутся, инда Ляпупа йокает: йок,йок,йок! А Пумик высяпал из бурдысьев и волит: -Калушечка, Кукуся не трямкала Бутявчонка. А калуша волит: -Кукуся не трямкала? Так стрямкай же! Стрямкай Бутявчонка, Пумик! Тресь. Отрывок
Остановка «Спортивная»
Остановка «Сказочная»
Остановка «Орфографическая»
ДЕРЖ…ТСЯ Е И УВЫ... МОЛОДЕЦ!
ЖАЛ…Т Е И УВЫ... МОЛОДЕЦ!
РУБ…Т Е И УВЫ... МОЛОДЕЦ!
СТРО…Т Ю Я УВЫ... МОЛОДЕЦ!
КЛЕ…Т Ю Я УВЫ... МОЛОДЕЦ!
ЛЕЧ…Т У А УВЫ... МОЛОДЕЦ!
ВЕ..Т И Е УВЫ... МОЛОДЕЦ!
СТРО…МСЯ Е И УВЫ... МОЛОДЕЦ!
БОР…ТСЯ Я Ю УВЫ... МОЛОДЕЦ!
ВЫТР…ШЬ И Е УВЫ... МОЛОДЕЦ!
ВЫЖИВ…ШЬ И Е УВЫ... МОЛОДЕЦ!
КОЛЫШ…ТСЯ А У УВЫ... МОЛОДЕЦ!
РАСКОЛ…Т Я Ю УВЫ... МОЛОДЕЦ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "
Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....
Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему "Общие вопросы с глаголом have got "
Конспект открытого урока во 2 классеТема урока: Общие вопросы с глаголом have got. Данный урок посвящается закреплению пройденного материала,формированию навыков диалогической и монологической р...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"
Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...
Открытый урок Глагол. Повторение и обобщение по теме.
Урок повторение темы Глагол совмещён с повторением правил дорожного движения....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE» ...
Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».
Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....