рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по русскому языку на тему
программа содержит тематическое планирование на весь курс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_shkola_yunogo_filologa.doc | 298.5 КБ |
vneurochka_programma_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.
Рассмотрено: Руководитель МО русского языка и литературы ________________________ (О.А.Лопатина) Протокол №_____________ от «_____»__________2014 | Согласовано: Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №2 п. Добринка _________________________ (Е.А. Ларина) «_____»_______________2014 | Утверждено: Директор МБОУ СОШ №2 п. Добринка ___________________________ (Н.Н.Зиброва) Приказ №_____________ от «_____»__________2014 |
Программа внеурочной деятельности
предметной направленности
«Школа юного филолога»
для детей _10-13_лет
Программа рассчитана на 3 года обучения
Составитель: Ларина Галина Михайловна
Должность : учитель русского языка и литературы
Название населенного пункта, в котором реализуется программа внеурочной деятельности: п. Добринка, Добринского района, Липецкой области
Год составления: 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Школа юного филолога » ориентирована на 3 года обучения для детей, подростков 10-13 лет.
Рабочая программа «Школа юного филолога» составлена на основе программы : Русский язык 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Л.О.Савчук; под ред.Е.Я.Шмелевой.-М.: Вентана- Граф, 2013.
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования ( 2010 г.) Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарное планирование, список рекомендуемой литературы.
В программе определены цель изучаемого курса, учебно - воспитательные задачи, планируемые результаты, принципы, методы, система отслеживания усвоения материала, формы проведения занятий, практическая работа.
Рабочая программа дополнительного образования построена по принципу
«от простого к сложному» - на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Использованы средства обучения, направленные на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.
Материал изложен четко, ясно, воспитывает любовь к родному языку, к своей Родине.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля:
курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5-6 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы
Содержание программы.
Первый год обучения.
- Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)
- Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)
- Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
- Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
- Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
- Речевой этикет
- Обобщающее занятие
Первый год обучения
Количество часов | Название раздела | Тема | Ожидаемые результаты |
7 ч. | Раздел 1 Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) | 1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. 2-3. Для чего используют звуковые повторы в речи. 4-5. Какова роль интонации в устной речи. 6-7. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает». |
Уметь: -рассматривать заявленные темы на занятиях; - использовать интерактивные тренажеры; - проводить практические занятия в игровой форме. |
7 ч. | Раздел 2 Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) | 1.О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов 3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 4.Этимология слов. Работа со словарями 5.Сказочные превращения. 6-7 Презентация творческой работы. | Уметь: -составлять шарады, метаграммы; - рекламировать свои творческие работы; - пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. |
5 ч. | Раздел 3 Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | 1. Зачем нужно знать алфавит. 2. В чём секрет правописания морфем 3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания 4. Не пером пишут – умом. Тайны письма. 5. Бенефис знаний. | Уметь: -проводить исследования данных тем; - использовать тексты художественных произведений; - аргументировать свои ответы; - делать выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. |
5 ч. | Раздел 4 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | 1.На какие группы делится словарный состав русского языка 2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 3. О чём рассказывают фразеологизмы. 4.Фразеология в художественных произведениях. 5.Лабораторная работа. | Уметь: -изучать специализированную литературу по этимологии слов; - работать со словарями; - изучать языковые средства выразительности; - исследовать художественные произведения. |
6 ч. | Раздел 5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) | 1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 2. В чём секрет глагола и его форм. 3. Как отличать грамматические омонимы. 4. Какими бывают предложения. 5. Грамматике учиться всегда пригодится. 6.Мониторинг проверки знаний. | -развитие кругозора и интеллекта детей ; -умение работать с заданиями повышенной трудности для любознательных. |
3 ч. | Раздел 6 Речевой этикет | 1.Правила речевого этикета. 2-3. Формулы речевого этикета. | Умение рассматривать специфику русского речевого этикета и технику реализации этикетных форм. |
2 ч. | Раздел 7 Обобщающее занятие | Аукцион знаний | Умение ответить на поставленные вопросы в игровой форме. |
Второй год обучения
1.Речь и чтение.
2.Лингвистика.
3.Фонетика .Русская письменность.
4.Морфемика.Словообразование.
5.Лексика.
6.Морфология.
7.Повторение.
Второй год обучения
Количество часов | Раздел | Тема | Ожидаемые результаты |
5 ч. | Раздел 1 Речь и чтение. | 1.Монолог. Виды монолога. 2. Диалог. Виды диалога. 3.Культура чтения. 4. Абзац. 5. Элементы абзаца. | Уметь: - владеть различными видами диалога и монолога; -пользоваться различными видами чтения |
5 ч. | Раздел 2 Лингвистика. | 1-2. Основные разделы лингвистики. 3-4-5. Выдающиеся отечественные лингвисты. | -знание основных разделов лингвистики; -иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах. |
5 ч. | Раздел 3 Фонетика .Русская письменность. | 1.Выразительные средства фонетики. 2. Правила нормативного произношения ударения. 3-4. Орфоэпические словари. 5.История русской письменности. | Уметь: -владеть нормативным ударением в словах и их формах; - пользоваться орфоэпическими словарями; знать историю русской письменности. |
5 ч. | Раздел 4 Морфемика. Словообразование. | 1-2. Суффиксы. 3. Исторические изменения в структуре слова. 4. Этимологические словари. 5. Выразительные средства словообразования. | Осознавать роль суффиксов в процессах формо-и словообразования. Умение пользоваться этимологическими словарями. |
2 ч. | Раздел 5 Лексика. | 1. Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития. 2.Толковые словари. | Умение осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения; умение пользоваться толковыми словарями и определять лексическое значение слова. |
11 ч. | Раздел 6 Морфология. | 1.Самостоятельные части речи. 2-3-4.Причастие- что это такое? 5-6. Деепричастие . Почему не изменяется? 7.Практическая работа. 8-9. Имя числительное. 10. Местоимение. 11. Практическая работа. | Уметь: -пользоваться основными понятиями морфологии; -распознавать грамматические признаки сам-х частей речи; - умение находить и различать их в тексте. |
2 ч. | Раздел 7 Повторение. | 1-2. Аукцион знаний. | Умение использовать полученные знания при решении лингвистических задач. |
Третий год обучения
1.Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты
2.Словообразование.
3.Лексика.
4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.
5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
6.Правописание. Орфография и пунктуация.
7.Повторение.
Третий год обучения
Кол-во часов | Раздел | Тема | Ожидаемые результаты |
5 ч. | Раздел 1 Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты | 1.Виды пересказов. 2.Письмо. 3. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности. 4. Выдающиеся лингвисты. 5. Практическая работа. | Умение использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения; -иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах. |
5 ч. |
Раздел 2 Словообразование | 1-2. Типичные способы образования слов. 3-4. Словообразовательное гнездо. 5. Практическая работа. | Уметь составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда. Осуществлять устный и письменный анализ. |
6 ч. |
Раздел 3 Лексика. | 1-2.Лексика русского языка. 3. Основные средства выразительности лексики и фразеологии. 4.Лексический разбор слов. 5. Лексические словари . 6. Практическая работа. | Уметь определять лексическое значение слова и его грамматические признаки; - уметь пользоваться схемой лексического разбора слова. - умение пользоваться лексическими словарями. |
5 ч. | Раздел 4
Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1. Основные единицы синтаксиса. 2.Виды связи слов в словосочетании. 3. Элементы интонации в предложении 4. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. 5. Практическая работа. | -овладеть основными понятиями синтаксиса; -группировать и моделировать словосочетание; - распознавать главные члены предложения и способы их выражения; |
8 ч. | Раздел 5 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 1-2. Разряды наречий. 3. Категория состояния. 4. Грамматические омонимы. 5-6-7.Служебные части речи. 8.Практическая работа. | -распознавать наречия разных разрядов; - различать слова категории состояния и наречия; -различать грамматические омонимы; -различать предлог, частицу, союз; -уметь проводить морфологический анализ. |
5 ч. | Раздел 6 Правописание. Орфография и пунктуация. | 1.Дружба не и ни с разными частями речи. 2-3.Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно? 4. Правила пунктуации. 5. Практическая работа. | Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике; - освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи. |
1 ч. | Раздел 7 Повторение. | Аукцион знаний. | Умение использовать полученные знания при решении лингвистических задач. |
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-рассматривать заявленные темы на занятиях;
- использовать интерактивные тренажеры;
- проводить практические занятия в игровой форме.
составлять шарады, метаграммы;
- рекламировать свои творческие работы;
- пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- владеть различными видами диалога и монолога;
-пользоваться различными видами чтения
-знание основных разделов лингвистики;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-владеть нормативным ударением в словах и их формах;
- пользоваться орфоэпическими словарями;
знать историю русской письменности.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
- использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.
-осуществлять устный и письменный анализ.
-распознавать наречия разных разрядов;
- различать слова категории состояния и наречия.
-различать грамматические омонимы;
-различать предлог, частицу, союз;
-уметь проводить морфологический анализ.
Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;
- освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
Календарно-тематический план программы самый объемный раздел, отражает реализацию образовательной программы в течение учебного года.
Первый год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |||||
По плану | По факту | |||||
1 | 1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. | 1 | 1 | |||
2 | Для чего используют звуковые повторы в речи. | 2 | 2 | |||
3 | Какова роль интонации в устной речи. | 2 | 2 | |||
4 | Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает». | 2 | 2 | |||
5 | О чём рассказывает словообразовательная модель слова. | 1 | ||||
6 | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов | 1 | ||||
7 | Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | 1 | ||||
8 | Этимология слов. Работа со словарями | 1 | ||||
9 | Сказочные превращения. | 1 | ||||
10 | Презентация творческой работы. | 2 | ||||
11 | Зачем нужно знать алфавит. | 1 | ||||
12 | В чём секрет правописания морфем | 1 | ||||
13 | Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания | 1 | ||||
14 | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 1 | ||||
15 | Бенефис знаний. | 1 | ||||
16 | На какие группы делится словарный состав русского языка | 1 | ||||
17 | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | 1 | ||||
18 | О чём рассказывают фразеологизмы. | 1 | ||||
19 | Фразеология в художественных произведениях. | 1 | ||||
20 | Лабораторная работа. | 1 | ||||
21 | Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. | 1 | ||||
22 | В чём секрет глагола и его форм | 1 | ||||
23 | . Как отличать грамматические омонимы. | 1 | ||||
24 | Какими бывают предложения. | 1 | ||||
25 | Грамматике учиться всегда пригодится. | 1 | ||||
26 | Мониторинг проверки знаний. | 1 | ||||
27 | Правила речевого этикета. | 1 | ||||
28 | Формулы речевого этикета. | 2 | ||||
29 | Аукцион знаний | 2 |
Второй год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |||||
По плану | По факту | |||||
1 | Монолог. Виды монолога. | 1 | ||||
2 | Диалог. Виды диалога. | 1 | ||||
3 | Культура чтения | 1 | ||||
4 | Абзац. | 1 | ||||
5 | . Элементы абзаца | 1 | ||||
6 | Основные разделы лингвистики. | 2 | ||||
7 | Выдающиеся отечественные лингвисты. | 3 | ||||
8 | Выразительные средства фонетики. | 1 | ||||
9 | Правила нормативного произношения ударения. | 1 | ||||
10 | Орфоэпические словари. | 2 | ||||
11 | История русской письменности. | 1 | ||||
12 | Суффиксы. | 2 | ||||
13 | Исторические изменения в структуре слова. | 1 | ||||
14 | Этимологические словари. | 1 | ||||
15 | Выразительные средства словообразования. | 1 | ||||
16 | Лексикон человека – показатель его интеллектуального и речевого развития. | 1 | ||||
17 | Толковые словари | 1 | ||||
18 | Самостоятельные части речи. | 1 | ||||
19 | Причастие- что это такое? | 3 | ||||
20 | . Деепричастие . Почему не изменяется? | 2 | ||||
21 | Практическая работа. | 1 | ||||
22 | Имя числительное. | 2 | ||||
23 | Местоимение. | 1 | ||||
24 | Практическая работа. | 1 | ||||
25 | Аукцион знаний. | 2 | ||||
Третий год обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |||||
По плану | По факту | |||||
1 | Виды пересказов. | 1 | ||||
2 | Письмо. | 1 | ||||
3 | Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности. | 1 | ||||
4 | Выдающиеся лингвисты. | 1 | ||||
5 | Практическая работа. | 1 | ||||
6 | Типичные способы образования слов. | 2 | ||||
7 | Словообразовательное гнездо. | 2 | ||||
8 | Практическая работа | 1 | ||||
9 | Лексика русского языка. | 2 | ||||
10 | Основные средства выразительности лексики и фразеологии. | 1 | ||||
11 | Лексический разбор слов. | 1 | ||||
12 | Лексические словари | 1 | ||||
13 | Практическая работа. | 1 | ||||
14 | Основные единицы синтаксиса. | 1 | ||||
15 | Виды связи слов в словосочетании. | 1 | ||||
16 | Элементы интонации в предложении | 1 | ||||
17 | Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. | 1 | ||||
18 | Практическая работа | 1 | ||||
19 | Разряды наречий. | 2 | ||||
20 | Категория состояния. | 1 | ||||
21 | Грамматические омонимы. | 1 | ||||
22 | Служебные части речи. | 3 | ||||
23 | Практическая работа. | 1 | ||||
24 | Дружба не и ни с разными частями речи. | 1 | ||||
25 | Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно? | 2 | ||||
26 | Правила пунктуации. | 1 | ||||
27 | Практическая работа. | 1 | ||||
28 | Аукцион знаний. | 1 |
Методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, учебные диски, словари, рабочая тетрадь.
Список литературы:
1.Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
4.Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
5.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М. :МИРОС-МАИК, 2000 г.
6.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
7.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
8. Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
10.Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
Предварительный просмотр:
Приложение 1
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов п. Добринка Липецкой области.
Рассмотрено: Руководитель МО русского языка и литературы ________________________ (О.А.Лопатина) Протокол №_____________ от «_____»__________2014 | Согласовано: Заместитель директора по ВР МБОУ СОШ №2 п. Добринка _________________________ (Е.А. Ларина) «_____»_______________2014 | Утверждено: Директор МБОУ СОШ №2 п. Добринка ___________________________ (Н.Н.Зиброва) Приказ №_____________ от «_____»__________2014 |
Программа внеурочной деятельности
групповых занятий с одаренными детьми
по русскому языку
для учащихся 7,8 классов
Составитель: Ларина Галина Михайловна
Должность : учитель русского языка и литературы
Название населенного пункта, в котором реализуется программа внеурочной деятельности: п. Добринка, Добринского района, Липецкой области
Год составления: 2014
1.Пояснительная записка
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса, отраженного в приоритетном национальном проекте «Образование». Основная цель работы с одарёнными детьми – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для учащихся 7-8 классов предполагает создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей. Программа рассчитана на 68 часов: 34 часа в год в каждом классе
(1 час в неделю).
Рабочая программа включает в следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 7 класса.
3.Содержание курса занятий. Тематическое планирование занятий для 8 класса.
4. Календарно-тематическое планирование занятий для 7 класса.
5. Календарно-тематическое планирование занятий для 8 класса
6. Планируемый результат реализации рабочей программы
7.Используемая литература
Приложение 1. Практические задания для 7 класса.
Приложение 2. Практические задания для 8 класса.
Работа с группой одарённых учащихся решает следующие задачи:
-повышает познавательный интерес школьников к предмету;
-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;
-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;
-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах.
Программа включает в себя как теоретический, так и практический материал. При планировании теоретических занятий используются циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка.
Практический материал занятий основан на исследовательской работе учащихся и последующей публикации этих работ: очно - в ходе конференций, заочно - на сайтах в Интернет.
Реализуемые формы и приёмы работы:
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала.
2. Задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
5. Задания исследовательского характера с использованием учебников, толковых словарей.
2)Формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала на материале басен И.Крылова, лирики М.Лермонтова «Мцыри».
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.
Функции учителя:
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней.
Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.
Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться.
Формы занятий с талантливыми учениками.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
- Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских. Например:
- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.
3) Информационных. Например:
- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего села”.
4) Игровых. Например:
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
- Подготовить материал по русскому языку для ОГЭ
- Выпустить “Словарь диалектных слов Добринского района
- Подготовить альманах “Писатели и поэты Добринского края»
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам, с перфокартами.
8.Публикации творческих работ.
2.Содержание программы.
Тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 7 класса (34 часа)
Теоретический блок Содержание основных вопросов занятий | Практический блок Виды самостоятельной работы учащихся |
(3 часа). | |
Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. | Выполнение олимпиадных заданий по орфоэпии. |
II.Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии (3 часа). | |
Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи. Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис). Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста. | Практические занятия по лексическому и стилистическому анализу текстов с привлечение словарей синонимов, антонимов, омонимов, краткого этимологического словаря. Выполнение олимпиадных заданий. |
III. Цикл занятий по словообразованию (3 часа). | |
Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. | Словообразовательный анализ слова (практическая работа с применением словообразовательного словаря). Выполнение олимпиадных заданий. |
IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа) | |
Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных. Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке. Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | Выполнение олимпиадных заданий. |
V. Цикл занятий по синтаксису (4 часа) | |
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений. Сложные синтаксические конструкции. | Синтаксический анализ текста (практические задания). Выполнение олимпиадных заданий |
VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста (8 часов). | |
Определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте. | Практические задания по комплексному анализу текста.
|
VII. Участие в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (9 часов) | |
Решение орфографических задач, эвристических задач по морфемике и словообразованию. Участие в заочных и очных олимпиадах различных уровней. | Практическое участие в олимпиадах, конференциях и т.п. |
3.Содержание программы.
Тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 8 класса (34 часа)
Теоретический блок Содержание основных вопросов занятий | Практический блок Виды самостоятельной работы учащихся |
Раздел 1. Грамматика. Цикл занятий по углубленному изучению синтаксиса ( 7 часов). | |
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений. Сложные синтаксические конструкции. | Синтаксический анализ текста (практические задания). Выполнение олимпиадных заданий |
Раздел 2. Творим. Практикуем (27 часов) | |
Цикл занятий по комплексному анализу текста ( 7часов). | |
Структура комплексного анализа текста. Понятия темы, проблемы, идеи текста. Анализ языковых средств выразительности. Аргументация собственного мнения по отношению к поднятой проблеме. | Практические задания по комплексному анализу текста.
|
Цикл занятий по подготовке языковых проектов ( 10часов). | |
Исследовательский проект Практико-ориентированный проект | Сбор материала для проектов |
Цикл занятий по подготовке к участию в заочных и очных олимпиадах, конференциях и т.п. (10 часов) | |
Участие в заочных и очных олимпиадах различных уровней, конференциях. | Практическое участие в олимпиадах, конференциях и т.п. |
Календарно-тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 7класса (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |||||
По плану | По факту | |||||
Фонетика и орфография | 5 | |||||
1 | Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции. | 1 | ||||
2 | Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Позиционная смена гласных и согласных звуков. | 1 | ||||
3 | Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Варианты литературных произносительных норм. | 1 | ||||
4-5 | Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | 2 | ||||
Лексика, этимология и фразеология | 5 | |||||
6 | Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова. | 1 | ||||
7 | Процессы архаизации и обновления русской лексики. | 1 | ||||
8 | Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. | 1 | ||||
9-10 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | 2 | ||||
Словообразование | 8 | |||||
11 | Морфемный анализ слова. | 1 | ||||
12 | Словообразовательные цепочки и гнезда. | 1 | ||||
13 | Морфемный анализ слова. | 1 | ||||
14-18 | Исследовательский проект «О чем может рассказать слово «школа»? | 5 | ||||
Морфология | 4 | |||||
19 | Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. | 1 | ||||
20 | Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики. | 1 | ||||
21 | Историческая морфология. | 1 | ||||
22 | Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. | 1 | ||||
Синтаксис | 4 | |||||
23 | Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. | 1 | ||||
24 | Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения. | 1 | ||||
25 | Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). | 1 | ||||
26 | Сложные синтаксические конструкции. | 1 | ||||
Комплексный анализ текста | 8 | |||||
27-28 | Определение текста, его особенностей. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. | 2 | ||||
29-31 | Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте. | 3 | ||||
32-34 | Комплексный анализ художественного текста | 3 |
Календарно-тематическое планирование групповых занятий
по русскому языку для 8 класса (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности | ||
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |||||
По плану | По факту | |||||
Синтаксис | ||||||
1 | Простое предложение, его грамматическая основа. | |||||
2 | Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. | |||||
3 | Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции). | |||||
4 | Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений | |||||
5 | Неполные предложения | |||||
6 | Синтаксический разбор предложений. | |||||
7 | Сложные синтаксические конструкции. | |||||
8-9 | Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | |||||
Комплексный анализ текста | ||||||
10-13 | Комплексный анализ художественного текста | |||||
14-16 | Комплексный анализ публицистического текста | |||||
17-18 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку | |||||
Проектная деятельность | ||||||
17-19 | Исследовательский проект «Синтаксис простого предложения на основе анализа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | |||||
20-24 | Практико-ориентированный проект «Материал по русскому языку для тренировки ОГЭ» | |||||
25-27 | Информационный проект “Достопримечательности моего поселка» | |||||
29-32 | Подготовка и участие в олимпиадах, конференциях и т.д | |||||
33-34 | Публикации на сайтах в Интернет по итогам исследовательских работ. |
6.Планируемый результат
реализации рабочей программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
Показателями эффективности реализации программы групповой работы с одаренными детьми по русскому языку будет являться:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательной области «Филология».
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышения уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями в ходе участия в конференциях, конкурсах и т.п.
7.Список литературы
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Москва «Просвещение», 1995.
2. Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. СПб: Отделение издательства «Просвещение», 1995.
3. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва. «Айрис-пресс» 2007.
4. Система работы с одарёнными детьми. Волгоград «Учитель» 2009.
5. Внеклассная работа в школе . Русский язык 5-9 классы. Волгоград «Учитель» 2007.
6. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку. Москва «Глобус» 2008.
7. Симакова Е.С. Словарная работа. Самостоятельная работа. Москва «Экзамен» 2009.
8.Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
9.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
Приложение 1.
Практические задания для 7 класса
Раздел «Фонетика и орфография».
1.Расставьте ударения в словах:
Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье.
2.На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?
А) Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Б) Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя,
О как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
3. Какие фонетические средства использует автор для создания
художественного образа, настроения в стихотворении?
Терек воет, дик и злобен. Меж утесистых громад. Буре плач его подобен. Слезы брызгами летят
Но по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
М. Ю. Лермонтов.
Раздел «Лексикология и этимология»
1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не сель Минервы Росской храм?
На сель Элизиум полнощный.
Прекрасный Царско-сельский сад.
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад?
Увы! Промчалися те времена златые
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия.
Цветя под кровом тишины!
А. С. Пушкин
2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите
их вид. Какова их стилистическая нагрузка?
К тому же они так непорочны.
Так величавы, так умны.
Так благочестия полны.
Так осмотрительны, гак точны.
Так непреступны для мужчин.
Что вид их уже рождает сплин.
А.С.Пушкин
3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блад
Вознесся пышно, горделиво.
А.С.Пушкин
4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
Раздел «Словообразование»
Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание о
нужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.
Можно ли считать данны6е слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.
Сошлись – разойтись
Раздел «Морфология»
1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.
Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
Раздел «Синтаксис»
1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья .благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подымать
А.Ахматова.
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. . .
А.О. Пушкин.
2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?
в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.
а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.
6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.
в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.
г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.
4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по струтуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,
в) Волокли его на волокушке. Навлили ватники - озноб.
Это лишь малая часть заданий, выполняемых учащимися на занятиях.
Помимо серьезных, Ольга Анатольевна старается давать зад шиш занимательной и шутливого характера.
Вот пример одного из них. Умение шутливо перетолковать значение всем хорошо известных слов - признак хорошего владения родным языком, потому что, играя со словами, мы можем метко и остроумно подметить в них связи с совсем иными значениями. Например; ряженка - «модница», «нарядно одетая женщина», ельник «рот».
Попытайтесь найти шутливые значения у следующих слов и записать их по приведенному выше обращу: лайнер, .застенчивый, хрусталь, свинец, сметана. селезенка, всадник, лодырь.
Приложение 2.
Практические задания для 8 класса
1. Материалы для практико-ориентированного проекта по подготовке к ГИА.
1.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) м..рзлота, ут..пический, в..рсистый
2) б..сиком, приг..рать, ок..ймлять
3) м..ндариновый, ав..нтюра, благораспол..жение
4) обог..щение, к..снувшись, компр..мисс
2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне?
1) приб…ру, накл…нился, ог…рчился
2) г…ревать, приг…рел, г…ристый
3)заст…лю, неук…снительно, непром…каемый,
4) пл…вец, обм…кнуть, соч…тание
3. В каком во всех словах пишется одна и та же буква?
1) пр..амурский, пр..толстый, пр..командовать
2) по..веска, по..зарядка, пре..посылка
3) пр..лгать, пр..морье, пр..ступник
4) и..каженный, ни..послать, бе..жалостный
5.В каком ряду во всех словах пропущена буква и
1).пр…мущество, пр…вилегия, пр…даное
2)пр…видение, пр…ображение, пр…брежный,
3)пр…тронуться, пр…ободриться, пр…морский,
4)непр…ступный, пр…ступить к делу, пр…ступить закон
4. В каком во всех словах пишется одна и та же буква ?
1) ц..ган, тромбоц..т, ц..кнуть
2) ж..лудь, ж..стче, ч..тко
3) ц..линдр, ц..ркуль, ц..пленок
4) ш..колад, ш..в, ч..лн
5. В каком ряду во всех словах пишется Ь?
1) в..едливый, из..явить, д..яволица
2) с..ябедничать, с..язвить, об..ятия
3) полын..я, руж..е, сен..ор
4) фел..етон, рел..еф, суб..ект
6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не) кого позвать в гости.
2) Взору открылись (не) высокие пирамиды.
3) Солнце, еще (не) скрытое облаками, освещает мрачную тучу.
4) Речка (не) большая, но очень быстрая.
8.В каком варианте правильно указаны все цифры , на месте которых пишется буква И?
Как н(1) требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3) простившись, чтобы н(4) разжигать понапрасну обиды.
1) 1,2,4
2)2,3
3) 1,4
4)3,4
9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) пол(?) луны, пол(?) арбуза, пол(?)Урала
2) выпукло(?) вогнутый, жаро(?)понижающий, жар(?)птица
3) жизне(?)радостный, жук(?)носорог, газо(?)снабжение
4) одет по(?)зимнему, по(?)весеннему небу, мало(?)помалу
2. Материал для карточек.
1. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Расст…лается д…лина, выск…чить из зар…слей, проп…лоть р…стения, возр…ждение ум…равшей отр…сли хозяйства, насл…ждаться бл…стящим тв…рением,зам…реть от восх…щения, неср…вненный пл…вец, соб…рать домашнюю утв…рь, несчастные пог…рельцы, з…ря разг…рается,укл…ниться от сражения, попл…вок подск…чил, морские водор…сли,ск…кать на лошади в Р…стов,впеч…тления ст…раются, проч…тать закл…нание, обм…кнуть в сметану, непром…каемое пальто, распол…житься на р…внине, разр…внять грядку, раств…римое вещество, заж…гает огонь, выб…рает с пон…манием, предл…жить распол…гаться.
2.Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Безвес..ный, безлопас..ной, бескос..ный, гнус..ный, дерзос..ный, доплес..нуть, захолус..нуй, ислан..ский, кос..лявый, мес..ность, наперс..ник, опас..ный, ровес..ник, нашес..вие, сладос..ный, сочу..ствие, праз..нество, окрес..ный, извес..ный, горес..ный, високос..ный, ревнос..ный, благос..ный, праз..ный, совес..ливый, дилетан..ский,
ярос..ный.
3. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Непр…одолимые пр…грады, непр…рекаемый авторитет,пр…взойти товарища, пр…возмоч(?) боль, пр…тендент на победу в соревновании…, пр…винтить колпач…к, пр…свис(?)нуть от уд…вления, пр…чудливое изображение, пр…емник пр…зидента, пр…ступить к и…полнению, пр…кл…нить голову к плечу, пр…кл…няться перед красотой, непр…ходящие ценности, жизнь без пр…крас, пр…ткрыть с…ёмную крышку, пр…озёрный береж…к, пр…успевать в математике, бе…предельная р…внина, в пр…красной д…лине, пр…бавить в весе.
4. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Прои…шедший инц…дент, бе…смысленное об…яснение, бе…молвные д…лины, бе…вкус(?)ный крыж…вник, бе…пр…рывные из…скания, бе…заботная девч…нка, в…гляд и…подтишка, бе…тактный поступок, ра…гадать кроссворд, …бивчивый ответ, чре…мерные требования, чере…чур сложная ситуац…я, и…чезнуть бе…следно, бе…звучно точ(?)ный ра…чёт, неи…с…каемый и…точник, бе…спорное док…зательство., бе…совес(?)ный обман(?)щик.
5. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Заг…рать на берегу реч…нки, камыш…вые зар…сли, нач…нать зан…маться, галч…нок смеш…н, восхищ…ный ш…пот, остановиться на ноч…вку в д…лине, прод…раться через чащ…бу, завитая ч…лка,к…снуться реш…тки, бл…стательный дириж…р, ш…кировать поведением, бл…стящее ш…се, ч…рствый кусочек, обж…гся крапивой, деш…вая печ…нка, мощ…ная дорожка, вкус(?)ная туш…нка, прикас…ться плеч…м, отпер…ть ключ…м, лиш…н воображения, зам…рающий ш…пот, ситц…вая рубаш…нка.
6. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Ж…нглёр в ц..рке, круглолиц…й смуглолиц…й ц…ганенок, распол…гаться в тени акац…и, дворц…вая реш…тка, поляна зар…сла ц…корием, сестриц…н платок, ц…плячий пуш…к, учас(?)ники демонстрац…и, длинные ресниц…, куц…й хвостик, авиац…оный завод, надв…гающийся ц…клон, покупка облигац…и, опас(?)ная провокац…я, ц…ркуляц…я воды, выходит на ц…почках.
7. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Поляна зар…сла бур…яном, с…ёжился от прик…сновения, шампин…оны подр…сли, об…ём ц…линдра, сер…ёзная ошибка в предл…жении, с(?)экономить средства, неот…емлемые права,кинос…ёмка в павил…оне, п…едестал поч…та, заключить в об…ятия, вкус(?)ный бул…он, пред…юбилейные торжества, батал…он в ар…ергарде, об…единить усилия, раз…ярённая стихия, ш…к от ин…екц…и, изл…жить содержание фел…етона, в охотнич…ем домике, в…южной ноч…ю, от…явленный обман(?)щик.
8. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
Уш…л (не) далеко, (не) был в санатории, далеко (не) пр…ятель,(не) замешенный в преступлении…, (не) доброжелательный человек, (не)смотря на пр…пятствия, очень (не)красивый, (не)военнообяз…ый гражданин, волосы (не) ра…пуще…ы, а забраны в прич…ску, чайник (не)стеклянный, (не)обл…дающий тактом, (не)ответив на письмо, (не)менее километра, никогда (не)ссор(?)тесь,(не)продумав до конца, чув(?)вовал далеко (не)веселье, (не) веди себя (не)лепо, п…вадки (не) лис(?)и, (не) чувствуя никакой б…ли.
9. Пользуясь орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
1.Я (н…) когда (н…) одной строки в жизн… (н…) написал (н…) на русском языке.(И.С.Тургенев)
2.Ночью город облачается в защитн…ю темень. (Н…) искры, (н…) проблеска, (н…) полоск… света за стёклами окон, в щелях дверей. (Л.Кассиль)
3.Ветер резвый уснул на пути-(н…) проехать в лесу, (н…) пройти. (С.Есенин)
4.Куда (н…) сунься- всюду вода: усадьба как остров. (Л.Толстой)
5.Мне (н…) когда до сих пор (н…) случалось бывать (н…) в одном городе.( К.Чуковский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...