Проект "Себялюбивое местоимение".
проект по русскому языку (5 класс) на тему

Проект "Себялюбивое местоимение" испьзуется на уроке русского языка при изучении темы "Возвратное местоимение". 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._sebyalyubivoe_mestoimenie.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 города Аткарска Саратовской области

ПРОЕКТ

СЕБЯЛЮБИВОЕ МЕСТОИМЕНИЕ.

Авторы: Бадина Мария,

Емельянова Дарья,

учащиеся 5 «Б» класса

МОУ-СОШ №3.

Руководитель:

Прокопенко Валентина Степановна,

учитель русского языка и литературы.

Аткарск 2015

Учебный проект «Себялюбивое местоимение».

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Введение. Актуальность проекта.
  2. Основная часть.  
  1. Теоретическая  часть.

Что такое местоимение.

Разряды местоимений.

           Употребление возвратного местоимения.

           Возвратный суффикс глаголов   -ся.

История возвратного местоимения.

  1. Практическая часть.

Подбор текстов.

Составление тестов.

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы.
  3. Приложение.

Проект «Себялюбивое местоимение».

 Слайд № 1.  Введение.

В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени: имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.

Это местоимение.

Слайд № 2.

Известный российский лингвист Александр Александрович Реформатский так говорил о местоимении: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки»… выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».

Слайд № 3.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.

Слайд № 4. Разряды местоимений.

Все местоимения делятся на разряды: личные, возвратное,  вопросительные, относительные,  неопределённые,  отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.

Например,  в группу личных местоимений входят такие: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Лишь разряд возвратное местоимение представлен одним местоимением себя. Почему? Нас заинтересовала история этого местоимения: всегда ли оно было одиноким? Этот вопрос стал основополагающим в нашем проекте.

Слайд № 5.   Тема проекта  «Себялюбивое местоимение».

В чём актуальность нашего проекта?

Работая над конкретной лингвистической темой, мы изучали как историю возвратного местоимения, так  и вопросы, касающиеся современной русской речи. Наблюдения за устной речью окружающих, а также анализ творческих работ учащихся показали, что довольно много речевых ошибок, которые допускаем мы, связаны с незнанием местоимений и их роли в тексте. В ходе исследования мы выяснили, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить эти «слова-заместители». Знание местоимений поможет избежать ошибок, которые мы часто допускаем и в устной, и в письменной речи.

Результат  нашей работы  -  выступление с подготовленным материалом перед учащимися 5-го класса; составление лингвистического паспорта возвратного местоимения-существительного; подбор текстов для лингвистического анализа и составление тестов для проверочной работы по теме «Возвратное местоимение-существительное».

В ходе работы над проектом мы находили ответы на такие проблемные и учебные вопросы:

Слайд № 6.  Проблемные вопросы:

  1. Почему возвратное местоимение так называется?
  2. Всегда ли возвратное местоимение было  «одиноким»?

Слайд № 7.    Учебные вопросы:

  1. Что такое местоимение?
  2. Каковы особенности возвратного местоимения-существительного?
  3. Как изменяется возвратное местоимение-существительное?
  4. Где употребляется возвратное местоимение-существительное?

Основная часть.

В начале работы над проектом мы вспомнили устойчивые выражения, пословицы, стихотворения, в которых встречается слово  себя. Оказалось их немало. Вот некоторые из пословиц:

Слайд № 8.

Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Нет лучше шутки, чем над собой.

Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.

Когда хочешь себе добра, то никому не делай худа.

Не ставь меня хуже себя.

Не хвали сам себя, есть много умнее тебя.

От меня отвёл, а к себе не привёл.

Очень часто в речи мы используем устойчивые словосочетания (фразеологизмы), немало таких выражений со словом  «себя».

Слайд № 9.

Например, очень хитрого человека мы можем охарактеризовать при помощи такого фразеологизма: «быть себе на уме» (человек себе уме).

 Когда мы просим кого-нибудь успокоиться, мы можем сказать: «возьми себя в руки».

 А фразеологизм «выйти из себя» мы используем, когда хотим сказать: быть в крайне нервном состоянии.

 (Многие найденные нами пословицы и фразеологизмы мы включили в тестовые задания – Слайд № 10).

Слайд № 11.

Возвратное местоимение-существительное себя часто используется авторами в художественной литературе. Наше внимание привлекло стихотворение А.К. Толстого «Благовест». Оно проникнуто глубоким чувством любви к родине.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо.

Зовёт и манит

Он в край родимый.

Слайд № 12.

- На что указывает слово себя в указанных словосочетаниях и предложениях?

Мы выяснили, что местоимение «себя» указывает на то, что человек, совершающий действие, возвращает или направляет это действие на себя.

Именно поэтому в науке о языке это местоимение (себя) получило название возвратное местоимение.

Слайд № 13.

Если внимательно приглядеться к этому местоимению-существительному, можно вспомнить, что оно напоминает глаголы с суффиксом – ся: учить-ся, одеть-ся, умыть-ся, причесать-ся.  В грамматике эти глаголы называются возвратными. Они обозначают действие, которое возвращается на самого себя.

- Чем возвратный суффикс отличается от других суффиксов?

Суффикс – ся в слове может стоять после всех морфем, в частности, после окончания: уч-ишь-ся, у-мы-ва-ешь-ся.

Это особое свойство суффикса объясняется историческими причинами.

Оказывается, в древнерусском языке существовало два возвратных местоимения:  «себя»  и   «ся».

Со временем местоимение  «ся» утратило свою самостоятельность, оно слилось с глаголами и превратилось в глагольный суффикс  -ся,  и единственным возвратным местоимением в русском языке осталось  «себя».

Таким образом, возвратное местоимение  «себя» осталось единственным представителем разряда возвратных местоимений.

Слайд № 14.

Заключение.

Возвратное местоимение-существительное «себя» себялюбивое, у него нет никаких родственников, и оно одно одинёшенько составляет целый разряд. Особенности этого одинокого местоимения мы отразили в лингвистическом паспорте  возвратного местоимения-существительного.

        Слайд № 15.

Лингвистический паспорт возвратного местоимения-существительного:

Возвратное местоимение-существительное себя

- указывает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо;

- изменяется по падежам (по типу местоимения ты);

-  не имеет формы  И. п.;

-  не имеет формы рода и числа;

- в предложении чаще всего бывает дополнением.

Список литературы:

1.Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. – М.: Баллас, 2014.

2.Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.

3.Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.: Издательство АН СССР, 1961.

4.Тихонов А.Н. Фразеологический словарь русского языка. М.: Русский язык – Медиа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого...

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...