Проект "Себялюбивое местоимение".
проект по русскому языку (5 класс) на тему
Проект "Себялюбивое местоимение" испьзуется на уроке русского языка при изучении темы "Возвратное местоимение". 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._sebyalyubivoe_mestoimenie.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 города Аткарска Саратовской области
ПРОЕКТ
СЕБЯЛЮБИВОЕ МЕСТОИМЕНИЕ.
Авторы: Бадина Мария,
Емельянова Дарья,
учащиеся 5 «Б» класса
МОУ-СОШ №3.
Руководитель:
Прокопенко Валентина Степановна,
учитель русского языка и литературы.
Аткарск 2015
Учебный проект «Себялюбивое местоимение».
СОДЕРЖАНИЕ.
- Введение. Актуальность проекта.
- Основная часть.
- Теоретическая часть.
Что такое местоимение.
Разряды местоимений.
Употребление возвратного местоимения.
Возвратный суффикс глаголов -ся.
История возвратного местоимения.
- Практическая часть.
Подбор текстов.
Составление тестов.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Приложение.
Проект «Себялюбивое местоимение».
Слайд № 1. Введение.
В русском языке существует специальная часть речи, в самом названии которой содержится указание на то, что она используется вместо имени: имени существительного, имени прилагательного, имени числительного.
Это местоимение.
Слайд № 2.
Известный российский лингвист Александр Александрович Реформатский так говорил о местоимении: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки»… выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».
Слайд № 3.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.
Слайд № 4. Разряды местоимений.
Все местоимения делятся на разряды: личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.
Например, в группу личных местоимений входят такие: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Лишь разряд возвратное местоимение представлен одним местоимением себя. Почему? Нас заинтересовала история этого местоимения: всегда ли оно было одиноким? Этот вопрос стал основополагающим в нашем проекте.
Слайд № 5. Тема проекта «Себялюбивое местоимение».
В чём актуальность нашего проекта?
Работая над конкретной лингвистической темой, мы изучали как историю возвратного местоимения, так и вопросы, касающиеся современной русской речи. Наблюдения за устной речью окружающих, а также анализ творческих работ учащихся показали, что довольно много речевых ошибок, которые допускаем мы, связаны с незнанием местоимений и их роли в тексте. В ходе исследования мы выяснили, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить эти «слова-заместители». Знание местоимений поможет избежать ошибок, которые мы часто допускаем и в устной, и в письменной речи.
Результат нашей работы - выступление с подготовленным материалом перед учащимися 5-го класса; составление лингвистического паспорта возвратного местоимения-существительного; подбор текстов для лингвистического анализа и составление тестов для проверочной работы по теме «Возвратное местоимение-существительное».
В ходе работы над проектом мы находили ответы на такие проблемные и учебные вопросы:
Слайд № 6. Проблемные вопросы:
- Почему возвратное местоимение так называется?
- Всегда ли возвратное местоимение было «одиноким»?
Слайд № 7. Учебные вопросы:
- Что такое местоимение?
- Каковы особенности возвратного местоимения-существительного?
- Как изменяется возвратное местоимение-существительное?
- Где употребляется возвратное местоимение-существительное?
Основная часть.
В начале работы над проектом мы вспомнили устойчивые выражения, пословицы, стихотворения, в которых встречается слово себя. Оказалось их немало. Вот некоторые из пословиц:
Слайд № 8.
Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
Нет лучше шутки, чем над собой.
Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай худа.
Не ставь меня хуже себя.
Не хвали сам себя, есть много умнее тебя.
От меня отвёл, а к себе не привёл.
Очень часто в речи мы используем устойчивые словосочетания (фразеологизмы), немало таких выражений со словом «себя».
Слайд № 9.
Например, очень хитрого человека мы можем охарактеризовать при помощи такого фразеологизма: «быть себе на уме» (человек себе уме).
Когда мы просим кого-нибудь успокоиться, мы можем сказать: «возьми себя в руки».
А фразеологизм «выйти из себя» мы используем, когда хотим сказать: быть в крайне нервном состоянии.
(Многие найденные нами пословицы и фразеологизмы мы включили в тестовые задания – Слайд № 10).
Слайд № 11.
Возвратное местоимение-существительное себя часто используется авторами в художественной литературе. Наше внимание привлекло стихотворение А.К. Толстого «Благовест». Оно проникнуто глубоким чувством любви к родине.
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо.
Зовёт и манит
Он в край родимый.
Слайд № 12.
- На что указывает слово себя в указанных словосочетаниях и предложениях?
Мы выяснили, что местоимение «себя» указывает на то, что человек, совершающий действие, возвращает или направляет это действие на себя.
Именно поэтому в науке о языке это местоимение (себя) получило название возвратное местоимение.
Слайд № 13.
Если внимательно приглядеться к этому местоимению-существительному, можно вспомнить, что оно напоминает глаголы с суффиксом – ся: учить-ся, одеть-ся, умыть-ся, причесать-ся. В грамматике эти глаголы называются возвратными. Они обозначают действие, которое возвращается на самого себя.
- Чем возвратный суффикс отличается от других суффиксов?
Суффикс – ся в слове может стоять после всех морфем, в частности, после окончания: уч-ишь-ся, у-мы-ва-ешь-ся.
Это особое свойство суффикса объясняется историческими причинами.
Оказывается, в древнерусском языке существовало два возвратных местоимения: «себя» и «ся».
Со временем местоимение «ся» утратило свою самостоятельность, оно слилось с глаголами и превратилось в глагольный суффикс -ся, и единственным возвратным местоимением в русском языке осталось «себя».
Таким образом, возвратное местоимение «себя» осталось единственным представителем разряда возвратных местоимений.
Слайд № 14.
Заключение.
Возвратное местоимение-существительное «себя» себялюбивое, у него нет никаких родственников, и оно одно одинёшенько составляет целый разряд. Особенности этого одинокого местоимения мы отразили в лингвистическом паспорте возвратного местоимения-существительного.
Слайд № 15.
Лингвистический паспорт возвратного местоимения-существительного:
Возвратное местоимение-существительное себя
- указывает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо;
- изменяется по падежам (по типу местоимения ты);
- не имеет формы И. п.;
- не имеет формы рода и числа;
- в предложении чаще всего бывает дополнением.
Список литературы:
1.Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 класс. – М.: Баллас, 2014.
2.Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.
3.Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.: Издательство АН СССР, 1961.
4.Тихонов А.Н. Фразеологический словарь русского языка. М.: Русский язык – Медиа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"
Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....
Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.
Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого...
Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.
Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...
Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".
Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...