Конспект урока по теме "Наречие" 7 класс с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урясьева Ирина Валериевна

Материал содержит подробный конспект урока по обозначенной теме с компьютерной презентацией. Урок проводится в форме деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_narechiem.doc47 КБ
Office presentation icon znakomstvo_s_narechiem._delovaya_igra.ppt1.89 МБ

Предварительный просмотр:

ВСТРЕЧА С НАРЕЧИЕМ

Наречие как часть речи

Цель урока:

1) подвести учащихся к определению наречия, его морфологических признаков и синтаксической функции через выяснение роли наречий в художественном тексте;

2) рассмотреть, как понимать термин наречие в русском языке;

3) проанализировать семантику наречий и выявить основные  способы образования наречий в языке.

Оборудование урока:

1) портрет Н.А.  Заболоцкого;

2) опорная таблица «Разряды наречий»;

3) презентация.

 

Ход урока

I. Вступительная часть

Тема урока пока не объявляется. Откройте её  сами.

«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово...» – эти слова поэта Н.А.  Заболоцкого будут эпиграфом нашего урока. Он еще говорил: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать».

Прочитаем стихотворение  Н.А.   Заболоцкого «Ласточка».

Славно ласточка щебечет,
Ловко крыльями стрижёт,
Всем ветрам она перечит,
Но и силы бережёт.
Реет верхом, реет низом,
Догоняет комара
И  в избушке под карнизом
Отдыхает до утра.

Удивлён её повадкой,
Устремляюсь я в зенит,
И душа моя касаткой
В отдалённый край летит.
Реет, плачет, словно птица,
В заколдованном краю,
Слабым клювиком стучится
В  душу бедную твою.

Но душа твоя угасла,
На дверях висит замок.
Догорело в лампе масло,
И не светит фитилёк.
Горько ласточка рыдает
И  не знает, как помочь,
И с кладбища улетает
В заколдованную ночь.

Задание: подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, определите его основную тональность.

– Как следует читать каждую строфу этого стихотворения?

(На доске записываются в колонку слова, обозначающие признак действия, – читать.)

1-ю строфу: живо, энергично, радостно;

2-ю строфу: динамично, эмоционально;

3-ю строфу: грустно, печально, медленно.

 

«Лингвистический микроскоп»

  1. Какая строфа является самой экспрессивной, динамичной? Какие  языковые  средства способствуют этому?   

                                                                                                                   (1-я строфа.  В  ней очень много глаголов.)

2. Какие слова употреблены в переносном значении?

3. Найдите сравнения во 2-й и 3-й строфах.

 

II. Открытие темы

- Обратите внимание на словосочетания, состоящие из глагола и другого слова, которое определяет характер действия, выраженного глаголом. Назовите такие словосочетания в стихотворении «Ласточка».

(Славно щебечет, ловко крыльями стрижет, реет верхом, реет низом, горько рыдает.)

- Как называются слова, характеризующие действие? (Наречия.)

- Это тема нашего урока.  Попытаемся дать определение наречия.

  (Ответы учеников)

- Сравним то, что у нас получилось, с выводом в учебнике. Отметим, что мы упустили; важно ли это?

 

III. Закрепление теоретического материала

1. Запишите первую строфу стихотворения, подчеркните наречия как члены предложения, сделайте вывод о синтаксической роли наречий.

2. Определите морфологические признаки наречий.

(Ученики отметят основной морфологический признак – неизменяемость)

3. Как образуются наречия, встретившиеся вам в тексте стихотворения?

(Наблюдение и вывод ученики сделают самостоятельно.

славно – славный         От основы качественного       прилагательного

ловко – ловкий прилагательного + -о(-е)

горько – горький

верхом – верх               От основы имени существительного

низом – низ существительного + -ом)

 

IV. Из истории языка. Как понимать слово наречие? (Проверка домашнего задания.)

Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И.  Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи.

Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в слово наречие. Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.

 

V. Знакомство с лингвистическим текстом о наречии А.М.  Пешковского. (Текст раздается каждому ученику.)

Если мы вдумается в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал...

Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем.

...в связной речи наречие... употребляется только при глаголе и прилагательном. (Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938)

- Чем отличаются наречия от прилагательных? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами из стихотворения Н.А.  Заболоцкого.

Вывод можно оформить в виде сравнительной таблицы:

 

VI. Сравнительная форма наречий. Углубление темы

Учитель. Если наречие обозначает признак действия или признак признака, то логично предположить, что этот признак проявляется в большей или меньшей степени. Значит, у наречий, как и у прилагательных, есть степени сравнения (сравнительная и превосходная).

Лингвистическая задача. Даны два предложения, сравните их, укажите наречие в сравнительной степени и прилагательное в сравнительной степени, докажите правильность вашего вывода.

1. Наречия помогают точнее описывать действия, поведение, поступки.

2. Речь выступающего постепенно становилась точнее, выразительнее.

1. В обоих предложениях слово точнее относится к глаголам.

2. Попробуем поставить вопрос от глагола к наречию.

помогают описывать (как?) точнее;

речь становилась (какой?) точнее, выразительнее (ср.: точной, выразительной).

3. Выясняем синтаксическую функцию слова точнее. Каким членом предложения оно является? В 1-м предложении – обстоятельством, во 2-м – именной частью составного именного сказуемого (становилась точнее, выразительнее).

Вывод. Чтобы отличить сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного, нужно выяснить синтаксические связи.

О том, как образуются степени сравнения наречий, учащиеся узнают, поработав с учебником.

В тетрадях они самостоятельно начертят опорную таблицу приблизительно такого вида:

Как образуются степени сравнения наречий

 Затем ученики иллюстрируют получившуюся таблицу собственными примерами.

VII. Закрепление темы. 

- Запишите стихотворение А.С. Пушкина, которое было написано в Михайловском в 1825  г. Подчеркните грамматические основы предложений, определите, какой частью речи является слово живее во 2-м, 3-м предложениях.

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

VII. Заключительный этап урока

Самое трудное задание – классификация наречий.

Наречий в языке много, они распределяются по группам (разрядам) в зависимости от значения. Вопрос помогает определить разряд наречия.

Задание: приведите примеры и дайте названия группам наречий, учитывая значение и вопрос (см. опорную таблицу в учебнике «Разряды наречий»).

 

VIII. Домашнее задание (на выбор)

1. Прочитайте рассказ Ф.Искандера «Ласточкино гнездо», выпишите наречия со словами, к которым они относятся, определите значение наречий.

2. Прочитайте стихотворение; напишите сочинение о ласточке, используя как можно больше наречий.

Любовно, по своим законам,
Арбузик – кругленькую хатку –
Слепила под моим балконом
Трудолюбивая касатка.
Она часами ловит мошек,
Чертя узор по небосводу:
Кормить спешит голодных крошек,
А нам – предсказывать погоду.

3. Напишите сочинение-миниатюру «Что я чувствую, читая стихотворение “Ласточка”».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второе марта Классная работа Тема урока:

Слайд 5

Славно ласточка щебечет, Ловко крыльями стрижет, Всем ветрам она перечит, Но и силы бережет. Реет верхом, реет низом, Догоняет комара И в избушке под карнизом Отдыхает до утра. Удивлен ее повадкой, Устремляюсь я в зенит, И душа моя касаткой В отдаленный край летит. Реет, плачет, словно птица, В заколдованном краю, Слабым клювиком стучится В душу бедную твою. Но душа твоя угасла, На дверях висит замок. Догорело в лампе масло, И не светит фитилек. Горько ласточка рыдает И не знает, как помочь, И с кладбища улетает В заколдованную ночь. 1-ю строфа : живо, энергично, радостно; 2-ю строфа : динамично, эмоционально; 3-ю строфа: грустно, печально, медленно.

Слайд 6

Наречие – старое слово. Оно существовало в древнерусском языке, вошло в словарь древнерусского языка И.И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию (происхождение) этого слова, то придется выделить корень -реч- . Слово речь в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч- , входящем в слово наречие . Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что в буквальном переводе означает ‘приглаголие’.

Слайд 7

Если мы вдумается в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, красивый, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же – чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал... Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола еще и не знаем. ...в связной речи наречие... употребляется только при глаголе и прилагательном. ( Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1938)

Слайд 8

НАРЕЧИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ I . ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ДРУГОГО ПРИЗНАКА ПРЕДМЕТА II . ОТНОСИТСЯ ГЛАГОЛУ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ НАРЕЧИЮ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ III . ИЗМЕНЯЕТСЯ НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО РОДАМ,ЧИСЛАМ,ПАДЕЖАМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Наклонение глагола, конспект урока в 6 классе с презентацией

Разработка урока по теме "Наклонение глагола". Цель данного урока, познакомить учащихся с грамматической категорией глагола - наклонение. Презентация к уроку содержит грамматическую сказку, практическ...

План конспект урока для 3 класса c презентацией "Grandma,grandpa"

План-конспект урока английского языка по теме “Home,sweet home’Module 6 Spotlight 3Тема:  Home, sweet homeТема урока: Grandma, grandpaТип урока: Формирование первичных предметных умений.Урок разр...

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)

Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...

План-конспект урока в 4 классе с презентацией «What is there in your room?»

План-конспект  урока в 4 классе с презентацией «What is there in your room?»...