Презентация по теме "ЕГЭ -2015". Теория . Задание 4
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Управление 1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения: Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например: Она ждала его и звонила ему весь вечер. Правильно: Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер. 2) Разное управление у глаголов и существительных: интересоваться искусством (Т.п.) - интерес к искусству (Д.п.) любить литературу (В.п.) - любовь к литературе (Д.п.) ненавидеть беспорядок (В.п.) - ненависть к беспорядку (Д.п.) уважать коллег (В.п.) - уважение к коллегам (Д.п.) доверять другу (Д.п.) - доверие к друзьям (Д.п.) сочувствовать слабому (Д.п.) - сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом).
3) Разное управление у слов со сходным значением: беспокоиться о чём-либо (П.п.) - тревожиться за что-либо (В.п.); оплатить что-либо (В.п.) - з аплатить за что-либо (В.п. с предлогом за ); у платить за проезд (В.п. с предлогом за ) – оплатить проезд (В.п.); уделить внимание чему-либо (Д.п.) - обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на ); сообщать кому-либо (Д.п.) - информировать кого-либо (В.п.) ; упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в ) - осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за ); отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о ) - рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на ); вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во) ) - уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в); свойственный чему-либо (Д.п.) - характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для ).
4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него: замечать реакцию (В.п.) – не заметить реакции (Р.п.) Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. - От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова. 5) Употребление названий произведений литературы и искусства. В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея. После слов - родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения. В сказке «Репка» либо: В «Репке». В балете "Щелкунчик" либо: В «Щелкунчике
Запомни: Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного. Родительного падежа требуют глаголы: Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?) Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?) Дательного падежа требуют глаголы: Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)
Винительного падежа требуют все переходные глаголы: Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?) . Творительного падежа требуют глаголы: Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)
Для многих глаголов характерно двойное управление: Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо. Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо. Обещать, гарантировать кому-либо что-либо. Учить кого-либо чему-либо. Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо. Варианты норм Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду - награды (В.п. и Р.п ), но: заслужить награду (В.п.). Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.). Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.). Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.). Внимание: Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Ошибочно: по нам, по вам.
2. Конструкции с предлогами 1) предложное управление: благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу... по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде, по возвращении, по завершении эксперимента... в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного, например: в продолжение разговора, в течение недели .. . 2) использование предлогов в беспредложных конструкциях: Статья послужила толчком мыслям. Ошибочно: к мыслям. Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю. Ошибочно: к заводу-изготовителю.
3) предлоги при однородных членах предложения: Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин. Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим. 4) предлоги в, на - с, из: В Камергерском переулке, магазин в Камергерском. Н а улице, магазин на Тверской Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы. С юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала.
3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой 1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных: Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю. Эта машина слишком дорога для нас. Ошибочно: Эта машина слишком дорогая для нас. Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам. 2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения : Сестра была красива и грустна. Ошибочно: Сестра была красива и грустная.
4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например: Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы. Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе. Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например: Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы. Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами 1) согласования причастия с определяемым словом: Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае. Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех. Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому. 2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибочно: Задание, выполняющееся нами. 3) совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который : Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда. Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
6. Предложения с союзным словом который Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. 1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который : Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно. Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался . Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама. Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы . 2) ошибочное управление словом который: Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались. Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились .
7. Ошибочная передача косвенной речи Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: - Я еще не готов к экзамену) Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются. Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену. Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать. (Петька сказал: - Я жду маму, которая должна приехать) Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать.
8. Предложения с двойными союзами 1) неправильное расположение союзов в предложении: Как…, так и… Не только…, но и… Если не…, то… Не столько…, сколько… Не то чтобы…, а… Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно) Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы. 2) ошибочное удвоение союза чем : нежели чем: Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой) Правильно: Он талантливее, чем его брат. 3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как : Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как ) Правильно : Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги. Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как) Правильно : Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.
9. Предложения с однородными членами 1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения: Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня. (Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения) Правильно: Прошу тишины и внимания. Ошибочно: Он любит футбол и стрелять. Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу. 2) использование полных и кратких форм прилагательных: Ошибочно: Деревья высокие и стройны. Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.
Успехов на экзаменах!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.
Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....
Теория заданий А3 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Презентация. Тест ОГЭ 2015, задание 4: приставки
В начале презентации повторение к заданию 3 (средства выразительности )...
ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 4
В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...
ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 5
В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...
ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 6
В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...
ЕГЭ 2015 по русскому языку Теория задания 7
В файле вы найдете информацию, необходимую для сдачи ЕГЭ по русскому языку в новом формате...