Теория заданий А3 ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.

Отработать данный тип заданий можно на сайте:

http://quizlet.com/_ki4ex

данный сет содержит материалы из Открытого банка заданий ФИПИ, которые должны войти в КИМы 2014 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А3 ГИА по русскому языку34.76 КБ

Предварительный просмотр:

А3 Изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет    -    образное    определение,    обычно    выраженное прилагательным:  ласковый ветер,  ледяной взгляд,  хрупкая девушка; туманные мечты.

Сравнение (сравнительный оборот) - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим.

И, как ребенок после сна, Дрожит звезда в огне денницы. (И. Бунин.)

Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

А сама-то величава -Выступает будто пава.(А. Пушкин.)

Метафора – скрытое сравнение, перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И. Бунин.)

Развернутая метафора

Олицетворение - частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин.) Уж небо осенью дышало. (А. Пушкин.) Россия вспрянет ото сна... (А. Пушкин.)

Метонимия - сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.), например: "Исступленно запели смычки…" (А. Блок) - "запели смычки" - скрипачи заиграли на своих инструментах; "Ты вел мечи на пир обильный…" (А.С. Пушкин) - "мечи" – воины. "Фарфор и бронза на столе" (А.С. Пушкин) - "фарфор и бронза"- изделия из бронзы, фарфора.

Синекдоха - разновидность метонимии. Троп состоит в замене множественного числа единственным; употреблении названия части вместо целого или общего, и наоборот. Например: "О, электрический восход, // Ремней и труб глухая хватка, // Се изб древенчатый живот // Трясет стальная лихорадка". (С. Есенин).

Экспрессивно-оценочная лексика -  эмоционально-экспрессивная окраска «накладывается» на лексическое значение слова, но не сводится к нему. Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т. д.

глаза – очи, шары; 
лицо – морда, лик; 
сын – сыночек; 
глупец – дурак.

Термины - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.

        Лингвистика: синонимы, морфема, абзац, словосочетание

        Литературоведение: троп, метафора, эпитет, сравнение

        Искусство: авангардизм, импрессионизм, супрематизм, золотое сечение

Книжная лексика – лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной.

        Превалировать

        Конъюнктура

        Прерогатива

Внутри книжной может выделяться высокая и поэтическая лексика. Для нее характерна особая торжественность, приподнятость:

свершение

державный

водрузить

отныне

Поэтическая лексика также примыкает к торжественной, но она больше свойственна художественной литературе, иногда — публицистике:

лазурный

Краше

Грезы

Муза

Рдеть

Разговорная/просторечная лексика - лексика, представленная преимущественно в разговорной (устной) речи, ориентированная на неформальное, непринужденное общение. На фоне нейтральной лексики разговорная отличается большей экспрессивностью, иногда фамильярностью и несколько сниженной (сниженная лексика) стилевой окрашенностью.

        халтурить

        подсобка

        болтовня

        прошмыгнуть

        башка (голова)

Фразеологизм - устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Часто это неделимый оборот, значение которого совершенно не выводимо из суммы значений составляющих его компонентов.

        Нестись сломя голову

        Работать засучив рукава

        Потерять голову

        Бить баклуши

        Ни рыба ни мясо

Подсказка: фразеологизмы не терпят запятых ни внутри, ни вокруг себя!

Гипербола - преувеличение: не видел тебя целую вечность;
слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.

Литота – преуменьшение: Жизнь человека — один миг.

Гротеск- максимально возможное преувеличение, нарушающее границы правдоподобия, соединяющая реальность и фантастику . Например «Нос» Гоголя, сказки Салтыкова- Щедрина;

Антитеза - противопоставление.

Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов.) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н. Некрасов.) Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом. (С. Есенин.)

Градация - расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию признака.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец загремели на весь дом. Капнула одна слезинка, потом другая, капель усилилась, и вдруг из глаз ее хлынул ливень.

Оксюморон - сочетание слов, противоположных по смыслу:
живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Синтаксический   (образный)  параллелизм  - одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А. Пушкин.) Дымится поле, рассвет белеет, в степи туманной кричат орлы (И. Бунин.) И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И. Бунин.)

Лексический повтор (однокоренные слова, корневой повтор) - намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта! (А, Блок.)

Анафора (единоначатие), повторяющиеся элементы в начале смежных фраз, предложений.

Когда умирают кони - дышат, когда умирают травы - сохнут, когда умирают солнца - они гаснут, когда умирают люди - поют песни. (В. Хлебников.)

Эпифора - повторение одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи:

        Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. (Н.В.Гоголь)

Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди. (М. Горький.) Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман. (А. Пушкин.)

Парцелляция  -  особое  членение  одного предложения на несколько коротких  неполных.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно.

Неполные предложения -  предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения. Часто используется в диалоге.

- Где Димка?
- Гуляет. – неполное предложение

Инверсия - необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов.) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)

Риторический вопрос – вопрос, не предполагающий ответа: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин.) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (И. Тургенев.)

Риторическое восклицание; обращение: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин.) О Родина моя!

Перифраз(а) – описательное выражение, иносказание, описательно выражающее одно понятие с помощью других:

        Царь зверей – лев

        Петра творенье – Петербург

        Ночное светило – луна

Омонимы – слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

        коса – косить траву

        коса – у девушки длинная коса

Паронимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но различающиеся по смыслу.

        адресат – адресант

        абонент – абонемент

        экономичный – экономический

        одеть – надеть

Контекстные (контекстуальные) синонимы – слова, сходные по значению только в определенном контексте:

        французы – враги

        По полю двигалась целая танковая дивизия немцев. – Враги медленно приближались.

Контекстные (контекстуальные) антонимы – слова, противоположные по значению только в определенном контексте:

        не мать, а дочь

        не волк, а овца

        один день – вся жизнь

 Фонетические    изобразительно-выразительные средства:

Аллитерация - повторение определенных согласных звуков в слове, фразе:

Нева вздувалась и РевеЛа, коТЛом КЛокоча и КЛубясь. (А. Пушкин.)

Вечер. ВЗморье. ВЗдохи ветра.

Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

        Звукопись придает особую выразительность стиху, например, сочетание глухих согласных с сонорным л. тл, кл, кл- передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.

Ассонанс - повторение определенных гласных звуков в слове, фразе:

БУдет бУря - мы поспорим и помУжествуем с ней (ассонанс на_У- подражание звуку ветра, бури);

ДышА дУхАми и тУмАнАми онА сАдится У окнА. (А. Блок.) (сочетание ассонансов на У и А, создающий ощущение воздуха, парения, простора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В5 ГИА по русскому языку

Файл поможет освоить теорию для успешного решения заданий типа В5 к ГИА по русскому языку...

Теория к заданию 6 (ЕГЭ по русскому языку)

Теоретический материал для повторения задания 6 (ЕГЭ по русскому языку)....