Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semicheva_l_-_konspekt_fgos.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Семичева Л.В., учитель МБОУ СОШ №2 г. Мценска
Конспект урока объяснения нового материала
Тема урока: «Простые и сложные предложения».
Класс: 5.
Планируемые образовательные материалы.
1.Предметные
В результате занятия учащиеся смогут:
- получить представления о простом и сложном предложении, о видах связи простых предложений в составе сложного;
- овладеть практическими умениями построения простых и сложных предложений;
- систематизировать и углубить свои знания о простом и сложном предложении.
2. Метапредметные
В результате учащиеся смогут:
- сформулировать цели своей учебной деятельности;
- совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
- продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение, а также умения работать с разными источниками информации;
- продолжить совершенствовать навыки языкового анализа, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей (познавательные универсальные учебные действия).
3. Личностные
В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Основные понятия урока: синтаксис, простое предложение, сложное предложение.
Ресурсы: Учебник – «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др., раздаточные дидактические материалы (рабочий лист).
Знаки помощники (промежуточная рефлексия): ! - все понятно, со всем справился;
? – не все понятно, есть затруднения.
План урока:
- Организационный момент;
- Мотивация (создание проблемной ситуации);
- Целеполагание;
- Изучение нового материала (работа с текстом учебника стр. 107-108);
- Первичное закрепление на примере грамматического материала (упр. 234);
- Физкультминутка;
- Самостоятельная работа в группах ( упр. 235);
- Дальнейшая работа по закреплению нового материала ( Текст на рабочих листах);
- Подведение итогов урока (рефлексия);
- Задание на дом.
№ | Этап урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся. |
1. | Организационный момент. Доброе утро! Рада Вас всех видеть сегодня на уроке русского языка. Все готовы к уроку? Урок начинается. | Эмоциональное включение в урок. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания. |
2. 3. | Мотивация (создание проблемной ситуации). (Учитель читает 2 текста «Весна», текст распечатан в рабочих листах). 1 текст. В этом году весна пришла раньше времени. Хотя зима еще не сдавала свои позиции. Снег пока лежал в глубоких оврагах. Птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и солнечней. Пришла весна! 2 текст. В этом году весна пришла раньше времени, но зима еще не сдавала своих позиций. Снег пока лежал еще в глубоких оврагах, а вот птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и солнечней, это пришла весна! Ребята, мне хотелось бы задать вам вопрос. В чем сходство и различие в этих двух текстах? (Сходство в общей теме – приход весны; а различие в синтаксическом построении текста, 1 текст – состоит из простых предложений, а 2 текст – стоит из сложных предложений). Кто вспомнит, чем отличается простое предложение от сложного предложения? ( Простое предложение состоит из 1 грамматической основы, а сложное из 2 и более грамматических основ.) Посмотрите внимательно на эти 2 текста и сможете ли вы ответить на следующий вопрос. Объясните, как связаны между собой простые предложения в составе сложного? (С помощью союзов, так же могут быть связаны по смыслу и интонацией.) Вы владеете определенными знаниями о простых и сложных предложениях. Сегодня на уроке мы узнаем о предложения намного больше нового. Тема нашего урока «Простые и сложные предложения». (Тема записывается на доске, в тетради и на рабочем листе). Целеполагание. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том что, они вспомнят, что такое простое и сложное предложение, узнают на уроке о способах связи простых предложений в составе сложного, научатся их различать, узнают какую роль, играют сложные предложения в тексте). (Цели урока записать на рабочем листе). | Слушание и адекватное понимание текста. Анализ языкового материала, формулирование умозаключения и аргументация собственного мнения, на основе анализа языкового материала. Формулирование целей своей учебной деятельности. |
4. |
Изучение нового материала. Новым материал оформляется в ходе индуктивной бе - седы в виде опорной записи, фиксирующийся на доске и в тетрадях.
Предложение / \ простое сложное Сложное (по способу соединения простых предложений делятся на 2 группы): - союзный; - бессоюзные. Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятыми. Используя опорный материал, расскажите о простых и сложных предложениях. Приведите примеры. Сравните устное высказывание, которое вы составили, с материалом учебника на стр. 107-108. Что еще нового о простых и сложных предложениях вы узнали? | Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения. Анализ материала таблицы. Составление связного высказывания на лингвистическую тему. Сравнение лингвистических текстов. |
5. | Первичное закрепление материала. Выполнение упр. 234. Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Некрасова «Перед дождем». Используя образец рассуждения, укажите в отрывке простые и сложные предложения. Из скольких грамматических основ состоит простое предложение? Из скольких грамматических основ состоит сложное предложение? (Далее указываются простые и сложные предложения с обязательным проговариванием по образцу). Каким способом простые предложения соединены в составе сложного? (Учащиеся отмечают, что это сложное союзное предложение, т.к. два простых предложения соединены союзом И). Промежуточная рефлексия. - Кто справился с заданием на полях напротив упр. 234 оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками ( ! ? ). | Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение). Составление рассуждения на лингвистическую тему. Грамматический анализ. Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция. |
6. 7. 8. 9. 10. | Физкультминутка. Задание для класса. На стенах класса расклеены три пословицы про русский язык, нужно соединить начало пословицы с ее концом. 1. Без русского языка ….не сколотишь и сапога. 2. Дурное слово как смола: ….пристанет - не отлепишь. 3. Язык до… Киева доведет. Самостоятельная работа в группах. (по 3 человека) Выполним упр. 235. Задание для группы:
После самостоятельной работы несколько учеников зачитывают выполненное ими задание. Промежуточная рефлексия. - Кто справился с заданием на полях напротив упр. 235 оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками ( ! ? ). Дальнейшая работа по закреплению нового материала. (работа в парах) Прочитайте предложения из ученических сочинений. Исправьте ошибки в написании пунктограммы №4. Исправленные предложения запишите, объясните ваши исправления. (Текст распечатан в рабочих листах). Сегодня с утра пошел крупными хлопьями снег. До этого с неба сыпалась мелкая, жесткая крупа а теперь шел настоящий снег. Он нарядил все дома в деревне что даже деревья протягивали к нему свои руки-ветви. На улицах не было детей а только тихо летали снежинки. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее. Промежуточная рефлексия. - Кто справился с заданием на полях напротив задания оцените себя, со всем ли вы справились, все ли вам понятно, пользуясь знаками помощниками ( ! ? ). Подведение итогов урока (рефлексия). Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и рабочих листах, посмотрите на знаки помощники, которые вы ставили во время всего урока. Пользуясь знаками помощниками оцените свой уровень. Уровни оценивания своих знаний и умений:
В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл). Задание на дом. § 46; составить лингвистическое высказывание по опорной схеме; упр. 239 – базовый уровень; упр. 241 - дополнительно, повышенный уровень.
| Психологическая разгрузка. Простые физические упражнения для снятия общего утомления. Осуществление групповой формы учебного сотрудничества. Смысловое чтение, формирование умения распознавать простое и сложное предложение, определять способ соединения простых предложений в составе сложного. Развитие мыслительных операций. Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция. Осуществление парной формы учебного сотрудничества. Чтение и понимание текста, формирование умения определять простое и сложенное предложение, умение видеть структуру предложения. Анализ и оценка языкового материала с точки зрения нормативности и его коррекции. Анализ собственной учебной деятельности и самокоррекция. Анализ достижения учебной цели. Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. |
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Дата
Тема
№ | Этапы работы | Рабочее поле |
1. | 1 текст. «Весна» В этом году весна пришла раньше времени. Хотя зима еще не сдавала свои позиции. Снег пока лежал в глубоких оврагах. Птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и солнечней. Пришла весна! 2 текст. «Весна» В этом году весна пришла раньше времени, но зима еще не сдавала своих позиций. Снег пока лежал еще в глубоких оврагах, а вот птицы уже вернулись из теплых стран. С каждым днем погода становилась теплее и солнечней, это пришла весна! | |
2. | Цели урока. Я должен научиться… | |
3. | Прочитайте предложения из ученических сочинений. Исправьте ошибки в написании пунктограммы №4. Исправленные предложения запишите, объясните ваши исправления. Сегодня с утра пошел крупными хлопьями снег. До этого с неба сыпалась мелкая, жесткая крупа а теперь шел настоящий снег. Он нарядил все дома в деревне что даже деревья протягивали к нему свои руки-ветви. На улицах не было детей а только тихо летали снежинки. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока объяснения нового материала по русскому языку на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Конспект урока обяснения нового материала по русскому языку на тему "Понятие о сложноподчиненном предложении"Класс:9Конспект составлен по учебнику для национальных школ....
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
Открытый урок по математике на тему "Упрощение выражений" (урок-объяснение нового материала, 5 класс)
Конспект открытого урока, проводимого в рамках Недели педагогического мастерства....
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Конспект урока ( введение нового материала) по теме " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения ", 9 класс
Конспект урока в соответствии с ФГОС ООО...