Речевые и грамматические нормы. Урок русского языка 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
В центре внимания нормы речи. Работа над речевыми и грамматическими ошибками и будет основным видом деятельности на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_rechevye_i_grammaticheskie_oshibki.doc | 39 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 558 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые и грамматические нормы
Урок русского языка
11 класс
Урок – восхождение
Учитель Михайлова Вера Михайловна
Учитель
Учитель
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Михайловна. Я проведу в вашем классе урок русского языка. Надеюсь, что ближайшие полчаса нашего общения принесут вам пользу. Итак, откройте тетради и запишите тему урока.
На доске
Речевые и грамматические нормы
Показ слайда№1
Тема. Цели. Характер деятельности. Тип урока.
Учитель
Несомненно, вы уже знакомы с основными речевыми и грамматическими нормами языка. Сегодня к изучению этого материала мы подойдем несколько с другой стороны.
Показ слайда№2 Логическая цепочка урока.
Учитель
В центре нашего внимания нормы речи. К сожалению, мы часто их не соблюдаем, то есть допускаем речевые и грамматические ошибки. Работа над речевыми и грамматическими ошибками и будет основным видом деятельности на уроке.
«5» на экзамене – заветная гора,
И знаю я: придет прекрасная пора.
И пусть не раз придется отступать-
Уверена: вы сможете там побывать.
Учитель (раздает таблицы с «заветной горой»)
Шаги к вершине я предлагаю отмечать местоимением Я. Сейчас оно у подножия горы. Надеюсь, что к концу урока вы приблизитесь к вершине.
Показ слайда№3
Речевые ошибки. Вид ошибки . Исправь ошибку.
Учитель
Перед вами речевые ошибки . Вспомним, что это за ошибки.
Опорная таблица.
Речевые ошибки | Грамматические ошибки |
Ошибки в использование языковой единицы , чаще всего в употреблении слова | Ошибки в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой- либо грамматической нормы- словообразовательной, морфологической, синтаксической |
Учитель
Итак, исправляем ошибки. Преимущество имеет тот, кто первым исправит ошибку.
Учитель
А теперь работаем в тетрадях. Выберите правильный ответ.
Показ слайда№4
Речевые ошибки. Выбери правильный ответ.
Показ слайда№5
Проверь себя.
Учитель
За каждый правильный ответ – шаг к вершине.
Показ слайда№6
Грамматические ошибки. Вид ошибки. Исправь ошибку.
Учитель
Перед вами грамматические ошибки. Вспомним что это за ошибки.
Опорная таблица
Учитель
Итак, исправляем грамматические ошибки. Преимущество имеет тот, кто первым исправит ошибку.
Учитель
А теперь работаем в тетрадях. Выберите правильный ответ.
Показ слайда№7
Грамматические ошибки. Выбери правильный ответ
Показ слайда№8
Проверь себя.
Учитель
И последнее задание. Я прочитаю отрывки из современных песен, а вы попробуйте найти в них ошибки.
Учитель
Как видите, наш «великий и могучий» русский язык, к сожалению в опасности. Как много грубых нарушений норм литературного языка мы слышим по радио, на телевидении, на улице. Я уверена, что вы будете бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.
На доске
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А. Бунин.
Подведение итогов
Ребята считают шаги восхождения и ставят себе оценки.
Домашнее задание
Типовые задания ЕГЭ задания А2- А5 (10 вариантов)
Учитель
Спасибо за урок . Всего доброго. Успехов вам, ребята.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логическая цепочка урока Нормы речи несоблюдение норм грамматические и речевые ошибки работа над речевыми грамматическими ошибками нормы речи
Вид ошибки Исправь ошибки 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мысль развивается на продолжении всего текста 2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Были приняты эффектные меры 3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. 4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. 5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений 6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других 7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление 8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный. 9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного 11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу 12 Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
Выбери правильный ответ Наступила война Началась война Играть роль Выполнять роль Иметь значение Играть значение Придавать значение Дать значение Предпринять меры Принять меры Вызвать внимание Вызвать интерес Оказать заботу Проявить заботу Писатель написал Писатель создал Решить задачу Осуществить задачу Пользоваться интересом Вызвать интерес Будущая перспектива Интересная перспектива Выдать замечание Сделать замечание Мой автопортрет Автопортрет Снискать славу Снискать лавры Яркие витражи Стеклянные витражи Снизить цены Сделать низкими цены Совершать ошибки Впадать в ошибки Повышение кругозора Расширение кругозора Сообщить информацию Сказать информацию
Проверь себя Играть роль Иметь значение Придавать значение Принять меры Вызвать интерес Проявить заботу Писатель создал Решить задачу Вызвать интерес Интересная перспектива Сделать замечание Автопортрет Снискать славу Яркие витражи Снизить цены Совершать ошибки Расширение кругозора Сообщить информацию
Грамматические ошибки Вид ошибки Исправь ошибку Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чудатехники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее,красивше Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом Нарушение управления Повествует читателей Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки Нарушение способа выражения сказуемого Все были рады, счастливы и веселы Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство… Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей , которую я прочитал еще в детстве Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Выбери правильный ответ Новый диван- кровать Новая диван-кровать Более интересный Более интереснее С семистами рублями С семьюстами рублями В их доме В ихнем доме За городом Саратовом За городом Саратовым Подходя к дому , было весело Подходя к дому , мы веселились Я люблю и восхищаюсь другом Я люблю друга и восхищаюсь им Жареный картофель Жареная картофель Большинство пришло Большинство пришли Едьте Поезжайте Много апельсинов Много апельсин К Ивану Русаку К Ивану Русак Молодые инженера Молодые инженеры Директора Директоры Двое друзей Двое подруг Выздоровлю Выздоровею Требования, предъявляющие к работе Требования, предъявляемые к работе клали ложили
Проверь себя Новый диван- кровать Более интересный С семьюстами рублями В их доме За городом Саратовом Подходя к дому , мы веселились Я люблю друга и восхищаюсь им Жареный картофель Большинство пришло Поезжайте Много апельсинов К Ивану Русаку Молодые инженеры Директора Двое друзей Выздоровею Требования, предъявляемые к работе Клали
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»
“Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...
Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы.
Практические советы (из опыта работы)...
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетенции учащихся...
Грамматические нормы по русскому языку
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку.Практическая часть...
Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.
Конспект урока русского языка в 10 классе на тему Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...