Проектная работа «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему» (в рамках подготовки ГИА).
проект по русскому языку (9 класс) на тему
Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_antonimov_v_tekste_no2.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
Проектная работа
«Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»
(в рамках подготовки ГИА).
Выполнила:
учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория
Клячина Л.С.
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на
Лингвистическую тему.
Цели:
1)дать понятие о месте антонимов в речи и их функциях в тексте.
Научить на основе примеров из текста определять функции антонимов и
Создавать лингвистические сочинения, посвящённые антонимам.
2(Прививать любовь к художественному слову.
Наглядность:
- Презентация к уроку.
- Плакаты с крылатыми выражениями о речи:
«Хороша верёвка длинная, а речь короткая.»
(Пословица).
«Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим»
(Платон)
«Если не умеешь говорить, научись слушать»
(Помпоний)
«Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много
знают, говорят мало». (Ж-Ж. Руссо)
«Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем».
(И.Гете)
- Раздаточный материал с памятками и образцами лингвистических
сочинений.(по заданиям ГИА)
- Раздаточный материал с отрывками из произведений А.Пушкина,
Н.Гоголя, А.Твардовского, И.Тургенева.
Опережающее задание:
- Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где бы использовались
антонимы.
- Закончить пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторую их
часть:
- Кто много говорит,…
- Недруг поддакивает,…
- Добрая слава лежит,…
- Успел ошибиться,…
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Перед вами на экране тема нашего сегодняшнего урока. В ходе урока вы поймёте, какие важные навыки надо иметь, чтобы сдать выпускной экзамен, и я
надеюсь, что такие навыки вы сегодня обретёте. Но прежде разберём опережающие задания: подобрать пословицы, поговорки, загадки с антонимами.
Ученик 1:
- Где умному горе, там дураку веселье.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- В шутку сказано, да всерьёз задумано.
- Летом одето, а зимой раздето. (дерево)
- Весь мир одевает, а сама нагишом. (игла)
Ученик 2:
- Кто много говорит, тот мало делает.
- Недруг поддакивает, а друг помалкивает.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Умел ошибиться, умей и исправиться.
Учитель: Молодцы, вы подобрали интересные примеры. Итак, сделаем вывод.
Ученик: Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Функции антонимов | Примеры |
Для уточнения Для выражения пространственных отношений Для выражения временных отношений Для раскрытия внутреннего мира героев Со значением местоположения Выражают качественную противоположность понятий |
Учитель: У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с текстами и попытаемся определить функции антонимов. Чтобы их отразить, составим в тетрадях таблицу, в которую будем записывать примеры из текстов.
Учитель: Чтобы определить функцию антонимов, проанализируем отрывок:
«Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…»
Ученик: Это отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью писатель употреблял антонимы?
Ученик: Чтобы уточнить род мужчин.
Учитель: Разберём следующий пример: определите автора и функцию антонима.
«Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской».
Ученик: Я думаю, это опять из «Мёртвых душ» Н.Гоголя. Автор описывает фасад гостиницы, антонимы выражают пространственные отношения.
Учитель: Это верно. Работаем дальше:
«Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».
Ученик: Это, конечно же, «Му-Му» Ивана Сергеевича Тургенева. Я думаю, здесь антонимы выражают время.
Учитель: Да, здесь антонимы выражают временные отношения. Разберём следующий пример:
«Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…»
Ученик: Это отрывок из этого же произведения. Автор применяет антонимы для раскрытия внутреннего мира героев.
Учитель: Это верно. А сейчас поработаем с поэтическим произведением, оно вам знакомо:
«Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле».
Ученик: Это отрывок из «Василия Тёркина» Александра Твардовского. Антонимы указывают место, где располагался фронт.
Учитель: Это антоним со значением местоположения. И ещё пример:
«Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Ученик: Мне этот отрывок неизвестен. Но антоним подчёркивает противоположные понятия.
Учитель: Это стихотворение А.Пушкина «Ты и я». Действительно, здесь антонимы выражают качественную противоположность понятий. И последний пример:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Ученик: Это антитеза, излюбленный прием Михаила Юрьевича Лермонтова. Характерная примета, особенность стиля поэта. Здесь использован приём контраста.
Учитель: Молодцы, ребята. Итак, у вас должна получиться следующая таблица (экран)
Функции антонимов | Примеры |
Для уточнения Для выражения пространственных отношений Для выражения временных отношений Для раскрытия внутреннего мира героев Со значением местоположения Выражают качественную противоположность понятий Контрастная | «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…» (Н.Гоголь) «Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской». (Н.Гоголь) «Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». (И.Тургенев) «Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…» (И.Тургенев)
«Фронт налево, фронт направо, И в февральской вьюжной мгле Страшный бой идёт, кровавый, Смертный бой не ради славы Ради жизни на земле». (А.Твардовский)
«Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. (А.Пушкин)
«И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.» (М.Лермонтов) |
II Закрепление.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с антонимами контекстуальными. Сравните: тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира. Эти антонимы широко используются в художественной речи, публицистике как выразительное средство контраста. Они часто называют художественные произведения: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Живые и мёртвые».Мы уже говорили о том, что главное назначение антонимов в речи – это выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой. Это очень распространённая фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы редко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом… как афористически писал поэт Ф.Майков, «чем ночь темней, тем ярче звёзды». Контраст помогает познать суть вещей. Потому антитеза широко распространена и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в заглавиях. Например:
* Ученье – свет, а неученье – тьма.
* Легко стелет, да жестко спать.
А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г.Державина:
«Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Антонимы лежат в основе и другой речи – оксюморона, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что необычно, непривычно, даже абсурдно. Однако это соединение антонимов рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам. Но в то же время остроумное. Так, мы читаем у В.Маяковского:
«-Мама! Ваш сын прекрасно болен».
Прекрасно болен – значит, влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но это светлые, прекрасные муки. Двумя словами выражен очень глубокий смысл.
III Задание на закрепление:
1. Найдите контекстуальные антонимы:
1) Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
2) Хорошо, когда хулят и хвалят,
Превозносят или наземь валят,
Хорошо стыдиться и гордиться,
И на что-нибудь годиться.
IV Новый материал:
Учитель: Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Как и любой текст, оно имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля.
Ваше сочинение – это текст. Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой сочинения-рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения:
Тезис – доказательства(аргументы) – вывод.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения:
1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.
2. Привести различные доказательства этого тезиса; необходимо привести не менее 2х аргументов из тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления.
3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий выдвинутый тезис.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение.
Это может быть:
*фраза, принадлежащая герою дискуссии и его комментарий
(«Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль», - заявила Анна Владимировна. Я согласна с ней, потому что…)
*согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора
(например, «Я согласна с Анной Владимировной, что без антонимов наша речь была бы бледной, невыразительной…»)
*вопрос
(например, «Зачем нужны антонимы?»)
*вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня антонимы? Безусловно, нужны!»)
*Собственное высказывание
(например, «Антонимы в речи выражают контрастное значение»)
*предложение, констатирующее актуальность темы
(например, «Сегодня особенно важны знания о выразительных средствах русской речи.»)
*именительный темы
(например, «Антонимы. Какова их роль в речи?»)
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:
*вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим…и др.;
*синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др.
V Актуализация изученного по теме.
Учитель: Дома вы, ребята, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль антонимов в речи». Ознакомьтесь с примерным сочинением:
Вариант 1
Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет… тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, поэтому показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
Учитель: Как видим из этой работы, основным по предлагаемой теме будет вывод о том, что антонимы необходимы для живой речи. Автор работы обосновал основной тезис аргументами из исходного текста. Это сочинение соответствует всем требованиям.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль антонимов в речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе
Для повышения качества образования необходимо использовать современные технологии , особенно при подготовке к сдаче ГИА. Одна из современных технологий - кейс-метод - позволяет последоват...
Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи...
Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ».
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ...
ОГЭ. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Как подготовить выпускника к сочинению на лингвистическую тему? В данных презентациях поэтапная работа над сочинением: от теории до примеров-образцов....
Презентация по русскому языку для 5 класса .Сочинение на лингвистическую тему:« Роль синонимов и антонимов в нашей речи.»
Подготовка учащихся к созданию связного текста на лингвистическую тему: "Роль синонимов и антонимов в нашей речи"...