Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Для повышения качества образования необходимо использовать современные технологии , особенно при подготовке к сдаче ГИА. Одна из современных технологий - кейс-метод - позволяет последовательно и доступно подготовить учеников к написанию сочинения на лингвистическую тему. Это задание вызывает особые затруднения, поэтому необходимо обеспечить постепенное освоение правил написания части С, которые легко отработать на специальных лингвистических кейсах, разработанных на основе пособий для подготовки к ГИА по русскому языку.
Лингвистические кейсы- отрывки из сочинений, которые необходимо отредактировать, выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий. Кейсы подобраны от простого к более сложному, тем самым поступательно отрабатывается навык подбора аргументов (лексических и грамматических средств), их комментирование. Редактируются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки, предлагается дописать сочинение по образцу, продолжить аргумент, написать сочинение по плану.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии при подготовке к ГИА как повышение качества образования.
Кейс- метод и его использование при подготовке к сочинению на лингвистическую тему.
Ю.А.Бирина, учитель русского языка и литературы
Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Использование ситуативной методики позволяет учащимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
описание реальной проблемной ситуации;
альтернативность решения проблемной ситуации;
единая цель и коллективная работа по выработке решения;
функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
эмоциональное напряжение учащихся.
Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы. Несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся.
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
При подготовке к сочинению на лингвистическую тему создаются лингвистические кейсы- отрывки из сочинений, которые необходимо отредактировать, выбрать из нескольких вариантов наиболее подходящий. Кейсы подобраны от простого к более сложному, тем самым поступательно отрабатывается навык подбора аргументов (лексических и грамматических средств), их комментирование. Редактируются орфографические, пунктуационные, речевые ошибки, предлагается дописать сочинение по образцу, продолжить аргумент, написать сочинение по плану.
Преимущество кейс- метода:
- Формируются навыки анализа и редактирования кейса
- Вырабатывается умение подбирать и анализировать аргументы в сочинении.
- Самостоятельный поиск решения задачи
- В форме дискуссии обсуждаются предложенные варианты сочинения.
- Создаётся совместный вариант в группе
Пособия для подготовки к ГИА
- Г.Т.Егораева. «ГИА. Практикум по русскому языку: работаем над сочинением на лингвистическую тему» -М.,2013.
- ГИА – 2013. Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 12 вариантов / под редакцией И.П.Цыбулько – М.,2012
- Угроватова Т.Ю. ГИА по русскому языку : Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса – М., 2012
Предварительный просмотр:
Вариант 1
(1)Издавна воронихинские мальчишки враждовали с заовражными.
(2)Невысокому, болезненному Юлию влетало особенно часто.
(3)Однажды у моста его встретил Яшка Кривоносый со своей ватагой.
(4)- Ну, Цезарь, давай закусим, - сказал Яшка.(5)Наклонился, сгреб горсть земли. (6)- Ешь, Древний Рим!
(7)Двое ребят вывернули руки Юле, а Кривоносый прижал горсть земли к его плотно стиснутому рту. (80Юла дёргался, отбивался. (9)Земля противно скрипела на зубах, и только неожиданно появившийся милиционер спас его…
(10)Через несколько дней Юла опять нарвался на Яшкину компанию.
(11)- Эге!- сказал Яшка. (12)- Непорядок! (13)Цезарь-то был рыжим.(14)А Юла- чёрный! (15)Сейчас исправим..
(16)Он крепко держал Юлия, пока один из мальчишек сбегал домой, принёс ведро и кисть.
(17)Яшка под дружный хохот мальчишек жирно ляпал краску на голову Юле, так что волосы у него слиплись и поднялись. (18)Огненно-яркой краской были вымазаны и лоб, и уши…
(19)Юла с ненавистью глядел на мучителя. (20)Если б мог, он стёр бы Яшку с лица земли. (21)Но как? (22)Яшка был на голову выше его и, конечно, гораздо сильнее.
(23)…Вскоре в город приехал цирк шапито, и Юлий пошёл на представление.
(24)На арену вышел дядька в чёрном и громко объявил:
(25)- Всемирно знаменитый силач Али Махмуд!
(26)Под гром аплодисментов на ковёр вступил настоящий силач. (27)На арену вывели лошадь, и Али Махмуд поднял её так просто, будто лошадь игрушечная, потом так же легко пронёс по арене шест, на каждом конце которого висело по трое мужчин.
(28)Маленький, тщедушный Юла восторженно следил за каждым движением могучего Али Махмуда.
(29) «Быть бы мне таким силачом!»- замирая от счастья, мечтал Юла. (30)Сколько чудесного смог бы он тогда сделать! (31)И самое первое- задал бы тогда Яшке перцу!
(32)После представления за кулисами Юла спросил Али Махмуда:
(33)- А трудно стать силачом?
(34)Али Махмуд ответил почти не задумываясь:
(35)-Это очень просто, мальчик. (36)Пятнадцать подтягиваний утром, пятнадцать вечером- вот и всё. (37)Через год ты станешь вдвое сильнее.
(38)Кончилось лето, началась учёба в школе. (39)И в первый же день занятий Юла Снова напоролся на Яшку Кривоносого.
(40)- Чего же ты не здороваешься, древний? – Яшка с силой провёл ладонью Юле от подбородка до лба, больно задрав ему кончик носа.
(41) – Стой! – яростно крикнул Юла.(42)- Мы дерёмся. (43)Один на один. (44)Но не сейчас, а ровно через год. (45)Запомни: в будущем году первого сентября я тебя поколочу.(46)Клянусь!
(47)- А если не побьёшь? – ехидно вклинил Яшка.
(48) – Если я не побью, выкрасишь мне волосы, и я целую неделю буду так ходить по всему городу…
(49)Столько злости и правдивости было в голосе Юлы, что ему поверили.
(50) – Ладно! – с угрозой сказал Яшке. (51) – Ровно через год, ловлю тебя на слове. (52)Смотри, Цезарь!..
(53)Много боли и мучений пришлось вынести Юлию, но через два месяца он уже делал без перерыва пятнадцать подтягиваний…
(54)Прошёл год. (55)Первого сентября Юла вместе со своим одноклассником Колькой Самохиным прошёл к реке. (56)Там уже собралась целая толпа воронихинцев.
(57) – Ну, - сказал Яшка, - начнём?
(58)У него руки чесались быстрее выкрасить своему врагу голову, поэтому он подскочил к Юле и ударил его…
(59)Они дрались уже долго. (60)Многие думали, что Юла вот-вот свалится, сдастся. (61)Но зрители не замечали, что Яшка уже устал и сует кулаками почти наугад, а юла ещё свеж.
(62)Он ударил Яшку в подбородок, как показалось ему самому, совсем не сильно, но вдруг у того подогнулись колени, и он мягко осел на землю.
(63) – Ура! (64)Нокаут! – радостно заорал Колька Самохин.
(65)Кажется, больше всего был удивлен сам Юла. (66)Он вовсе не ожидал, что его удар окажется таким могучим. (67)Оцепенели и зрители…
(68)Эта история стала началом спортивного пути чемпиона Европы, штангиста Юлия Петровича Старова.
(69)Разными путями приходят люди в спорт…
(По Б Раевскому)
Задание: прокомментировать предложение по образцу
(6)- Ешь, Древний Рим! | …Например, в предложении 6, обращаясь к Юлию, Яшка заменяет его имя описательным оборотом «Древний Рим», ехидно подчеркивая этим оборотом (метонимия) своё негативное отношение к редкому имени мальчика, которое когда-то носил знаменитый римский государственный деятель Юлий Цезарь. (Лексическое средство прокомментировано) А вот издевательское отношение Яшки к Юлу передано повелительной формой глагола в этом же предложении. (Грамматическое средство прокомментировано) |
(31)И самое первое - задал бы тогда Яшке перцу! |
Задание1. Допишите основную часть сочинения, указав лексическое и грамматическое явление и их роль.
Обратимся к предложению 64.
Профессиональный спортивный термин «…» (указать термин), который употребляет …(кто?), свидетельствует о том, что…(лексическое значение термина и его роль)
С точки же зрения грамматики это слово – (указать тип односоставного предложения, его интонационную окраску), которое передает (указать чувство того, кто его испытывает) за своего друга.
Задание 2. Найдите орфографические ошибки в фрагменте сочинения.
Так, расказывя о том, как желось светкиной семье, павествователь употрибляит фразиолагизм «едва сводили концы с концами» (пр.3), и это ликсическое явление памагаит четателю панять, какой не слаткой была жизнь девочке.
Задание 3. Расставьте недостающие знаки препинания в фрагменте сочинения:
Безусловно в лексике отражается вся картина мира но чтобы получилось связанное высказывание нужна грамматика которая помогает правильно выразить мысль.
Эти явления можно рассмотреть на примере из текста контекстные синонимы «психологический шок» - «потрясение» (пр.31-32) называют причину по которой Юрка стал бояться воды. Однако вид «тонущего» Котьки заставил мальчика преодолеть свой страх и восклицательное предложение 60 позволяет читателю представить, как мчался Юрка на помощь к другу.
Задание 4. Устраните речевые ошибки в следующем сочинении, перепишите его в исправленном виде.
Действительно, слова в лексическом и словарном составе языка называют всё, что нас окружает. Но отдельные слова не могут передать законченную мысль, не всегда выражают отношение человека к тому, о чём он говорит. Эту мысль может передать только грамматика, которая связывает их в законченную мысль.
Так, в предложенном тексте, фразеологизм «телячьи нежности» (пр.2) рисует плохое отношение папы к привязанности Кати и бабульке, а причинные отношения в бессоюзном предложении помогают понять, почему папа не понимает Катю.
Следовательно, утверждение, которое утверждает Г.Степанов, справедливо: лексические и грамматические явления помогают понять читателю авторский замысел автора В.Железникова.
Задание 5. Исправьте ошибки, допишите сочинение.
С помощью слов мы называем предметы действия признаки. Предложения же помогают увидеть духовный мир говорящего или пишущего.
Как например понять что для фронтовика Родина самое святое? Фразеологизм…в предложении 42 передаёт …
Задание 6. Используя содержание текста (вариант№4), напишите сочинение по следующей схеме:
1. Небольшое вступление о роли средств выразительности в речи.
2. Примеры средств выразительности (подсказка в задании А2, А3, В1)их роль.
3. Вывод (справедливость высказывания А.И.Горшкова «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на лингвистическую тему.8 класс.
Сочинение на лингвистическую тему. 8 класс....
Работа с текстом. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.
Предложен текст, цитата А. А. Реформатского о местоименных словах. Подобран теоретический материал, изучив который учащиеся 9 класса смогут написать сочинение....
Для подготовки сочинения на лингвистическую тему 9 класс ОГЭ
ОГЭ (ГИА). Цитаты, положенные в основу заданий части С (сочинение на лингвистическую тему) по сборнику типовых заданий экзаменационных вариантов под редакцией В.П.Цыбулько 2013 год. Распределение тем ...
Презентации к написанию сочинения на лингвистическую тему ,9 класс
Предложенные презентации помогут учащимся в написании сочинения на лингвистическую тему...
Проектная работа «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему» (в рамках подготовки ГИА).
Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему...
Шаблон для оформления сочинения на лингвистическую тему 9 класс ГИА .
Шаблон написания сочинения....
ОГЭ. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему
Как подготовить выпускника к сочинению на лингвистическую тему? В данных презентациях поэтапная работа над сочинением: от теории до примеров-образцов....