Урок-мастерская по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Простое осложнённое предложение" с применением технологии педагогической мастерской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-masterskaya_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - мастерская по русскому языку в 5 классе по теме «Простое осложнённое предложение»
Форма урока: творческая мастерская
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели урока:
- развивать умения конструировать индивидуальные знания, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;
- уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм;
- закрепить умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях;
- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: способность к самооценке
-Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.
-Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.
-Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.
Ход урока:
Этапы урока:
- Индукция. (Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.)
- Работа с картиной К.Ф.Юона «Мартовское солнце».
(На доске репродукция картины. )
Учитель:
-Ребята, что вы видите на этой картине? (дети перечисляют)
- А о чём эта картина? (о весне)
- Ребята, тема весны у нас сегодня пройдёт красной линией по всему уроку.
2. Работа с предложениями (предложения на слайде)
Весна наступила в этом году ранняя, дружная.
Приди, весна, с радостью!
Весною, кажется, дышится легче.
Учитель:
- Ребята, прочитайте предложения, написанные на доске, и скажите, какова тематика этих предложений? ( в них говорится о весне).
- Найдите в них грамматические основы? Сколько грамматических основ в каждом предложении? (по одной грамматической основе)
- А какова структура этих предложений? (это простые предложения, осложнённые)
- А чем они осложнены? ( однородными членами, вводными словами и обращениями)
Дети комментируют постановку знаков препинания.
Учитель:
- Ребята, а теперь попробуйте сформулировать тему урока, исходя из спроектированных предложений. (простое осложнённое предложение)
Учитель:
-О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
(ученики формулируют цели):
- работать с осложнёнными предложениями;
-находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами,
- уметь правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях.
Учитель: Отлично!!!
Тема и цели появляются на слайде.
- Самоконструкция. (индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, первичное предъявление своих знаний)
Учитель:
-Перед вами– схематичная конструкция: части дома. Обратите внимание на то, как они называются.
-Схема чего вам представлена?
(Это своего рода структура, схема определения предложения).
(Это основная единица синтаксиса - крыша)
Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью.
В нём есть знаки препинания.
Оно может быть простым и сложным.
Предложение содержит высказывание (мысль) – нижняя часть дома-фундамент).
Учитель:
-Да, всё хорошо. Но перед нами типичное простое предложение.
- А что происходит с предложением, если мы при его построении будем использовать однородные члены, вводные слова, сравнительные обороты, обращения?
Следующий слайд.
( Предложение оживает, становится красивым, ярким.)
- Социоконструкция ( активизация собственных знаний по теме)
Учитель:
Каждая группа берёт по одному предложению, объясняет знаки препинания и определяет, чем осложнено это предложение.
Работа в группах. Затем по одному представителю из группы выходят и объясняют знаки препинания, чем осложнено предложение, рисуют схемы.
Вывод: предложения были осложнены однородными членами, обращением, вводным словом)
- Физкультминутка
- Социализация (работа в группах, анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, выводов.)
Учитель:
- Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская!!!
Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:
- Напишите письмо другу о том, как вы провели весенние каникулы.
- Сочините стихотворение (четверостишие) о весне.
- Напишите сочинение-миниатюру по репродукции картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»
- Нарисуйте, какой вы себе представляете весну и расскажите о том, что вы изобразили.
.
Учитель:
-Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть осложнённые предложения.
Работа в группах – полторы минуты.
- Афиширование (представление своих знаний всему классу)
Пока представитель от группы выступает, остальные внимательно слушают.
- Разрыв (осознание учащимися неполноты своих знаний)
Учитель:
- С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?
- В чём же особенность осложнённых предложений?
(Они дополняют, украшают текст. Делают текст интересным, более полным, красочным.)
- Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской)
Учитель:
- Ребята, поделитесь своими впечатлениями от мастерской, используя памятку (памятка у каждого на столе)
Приём незаконченного предложения
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …
Вывод: Наш урок закончен. Наша творческая мастерская завершена. И я, ребята, вам благодарна, что вы работали ударно.
Алгоритм определения осложнённости предложения.
- Внимательно прочитать предложение.
- Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
- Проанализировать, чем распространено предложение.
- Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически. Можно объяснить устно.
- Построить схему предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Программа по русскому языку 5 класс по учебнику "Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др."
Программа является примерной...
Урок - мастерская "Духовный путь Сергия Радонежского" 8 класс
Цель урока: ввести учащихся в мир книги, повествующей о духовном пути Сергия Радонежского.Задачи: - учить бережному отношению к художественному слову;-развивать умение комплексно анализировать ху...
Урок- мастерская (урок развития речи в 6 классе)
Написание сочинения- минниатюры за короткое время...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...