РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку
рабочая программа по русскому языку на тему

Татьяна Ивановна Тимошенко

Программа рассчитана на 74 аудиторных часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ   ПОЛИТИКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ 

Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

 «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины   ___________________________________________________________________

для специальности (группы специальностей) 

     080114  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

     190631  Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

     110809  Механизация сельского хозяйства

     110810  Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

(код и наименование специальностей)

2012


Рабочая  программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Минобразования и науки РФ от 07.07.2005 г № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам ФБУП), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования для реализации в пределах основных профессиональных образовательных программ ФГОС среднего профессионального образования с учетом технического и социально-экономического профилей получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)  базового уровня:

                      080114     Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                      190631      Техническое обслуживание автомобилей

                      110809      Механизация сельского хозяйства

                      110810      Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

                  код и наименование специальности(ей)

Организация-разработчик:

Петуховский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства – филиал ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

Разработчик:  

Тимошенко Татьяна Ивановна,  преподаватель русского языка и литературы Петуховского филиала ФГБОУ ВПО Курганская ГСХА

Одобрена предметно-цикловой комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол №____  от ____________________

         

СОДЕРЖАНИЕ

    стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

    3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

11

    3.2. Информационное обеспечение обучения

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство, по направлению подготовки 110800 Агроинженерия:

                      110809     Механизация сельского хозяйства

                       110810     Электрификация и автоматизация сельского хозяйства;

по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, по направлению подготовки 080100 Экономика:

                      080114    Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 190000 Транспортные средства:

                      190631     Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной  программы:

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

        лабораторные  работы

-

        практические занятия

-

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоен.

1

2

3

4

Раздел 1

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

58

Тема 1.1.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой компетенции

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России

2

2

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

2

2

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

2

2

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка

2

2

Тема 1.2.

Культура речи

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

3

2

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

2

2

Тема 1.3.

Языковая норма и ее основные особенности

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

2

1

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

2

1

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

2

1

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Текущий контроль

2

1

Тема 1.4

Орфографические нормы

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем;

2

2

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 2) слитные, дефисные и раздельные написания;

3

2

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 3) употребление прописных и строчных букв;

2

2

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 4) правила переноса слов;

2

2

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 5) правила графического сокращения слов.

2

2

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

2

2

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

2

2

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. 

2

2

Тема 1.5

Пунктуационные нормы

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.

2

2

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;

2

2

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 2) знаки препинания внутри простого предложения;

2

2

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 3) знаки препинания между частями сложного предложения;

2

2

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 4) знаки препинания при передаче чужой речи;

2

2

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

2

2

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

2

2

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

2

2

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

2

2

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

2

2

Раздел 2

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

18

Тема 2.1.

Речевое общение. Функциональные стили речи

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

2

3

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

2

3

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

2

3

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.  

2

3

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

2

3

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

1

3

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

2

3

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

2

3

Тема 2.2.

Язык художественной литературы

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка.

1

3

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

2

3

Раздел 3

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

2

Тема 3.1.

 Особенности русского речевого  этикета

Нормы русского речевого этикета и их особенности. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

2

1

Всего:

78


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета ____________________________________________________________________.

Оборудование учебного кабинета:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

-  рабочее место преподавателя;

  • учебный материал в электронном виде;
  • мультимедийные презентации;
  • тестовый материал для контроля знаний;
  • раздаточный материал;
  • ресурсы Интернет;

Технические средства обучения:

  • мультимедийный комплекс (с интерактивной доской)
  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

 Основные источники

  1. Герасименко, Н.А. Русский язык: учебник / Н.А.Герасименко, А.В.Канафьева, В.В.Леденёва. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 496с.

 Дополнительные источники

  1. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:   учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2000. – 367с.
  2. Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. – М.: Просвещение, 2002. – 288с.

Для преподавателей

Основные источники

1. Современный русский язык: учебник / Н.С.Валгина, Д.Е.Розенталь, М.И.Фомина. – М.: Логос, 2009. - 528 с.

Дополнительные источники

  1. Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М.: ОНИКС, Альянс-В, 1999. - 272 с.
  2. Шишкин, Е.В. Пишите без ошибок: ускоренный курс русского языка / Е.В.Шишкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 237 с.

Интернет – ресурсы

  1. Всем, кто учится. Русский язык [Электронный ресурс] / А.Васильев. – СПб, 2006. – Режим доступа: http://www.alleng.ru/.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Русский язык [Электронный ресурс] / Национальный фонд подготовки кадров Министерства образования и науки РФ. – М., 2005. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/.
  3. Издательство Лицей. Русский язык. Упражнения [Электронный ресурс]  / Л.В.Балашова, В.В.Дементьев. – М., 2008. – Режим доступа: http://www.licey.net/russian/upr/list
  4. Экзамен.ru. Тесты по русскому языку [Электронный ресурс] / Begin Group. – М., 2012. Режим доступа: http://www.examen.ru/add/tests/Russian 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Составление устных сообщений

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Составление презентаций

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Составление устных сообщений

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Составление устных сообщений

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Тестирование

Экзамен

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Составление устных сообщений

 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

Тестирование

Экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...