Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".
опыты и эксперименты по русскому языку (5 класс) по теме
Занятие способствовюет формированию ключевых компетенций: в области русского языка, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности, в исследовательской деятельности.
Занятие способствовует развитию качеств личности: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, самостоятельность и ответственность, рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуляева Н.А.
МБОУ лицей № 48, г. Краснодар
Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/С.И.Львова, В.В.Львов.- М: Мнемозина,2012. | |
Тема урока | Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | |
Тип урока | Урок развития речи | |
Планируемые результаты | Предметные: создать условия, способствующие формированию умения писать сочинение по картине, передавать в определённой композиционной последовательности её содержание с использованием своих наблюдений. Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины), преобразовывать информацию из репродукции, строить высказывания; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности. Личностные: формировать интерес к русскому языку, к творчеству, живописи, музыке; воспитывать самостоятельность и творческую активность, чувство красоты, любовь к своей родине. | |
Технологии | Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Коллективная, индивидуальная, творческая. | |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство (репродукция картины), музыка (оформление презентации). | |
Внутрипредметные связи | Лексика (работа с терминами), формулировка вопросов, синтаксис (составление предложений), текстоведение (составление текста сочинения), орфография (словарно-орфографическая работа). | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует. | |
Виды деятельности учащихся | Извлекают информацию, представленную в разных формах, преобразовывают данную информацию из одной формы в другую, овладевают приёмами отбора и систематизации материала, создают собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме), работают со словом и объясняют правописание орфограмм. | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация. | |
Интернет-ресурсы | www.gramota.ru, www.school2100.ru, www.ioso.ru, www.edc.samara.ru | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал, репродукция картины. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | Слайд 1 | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | Слайд 2 | На экране учащиеся видят разные виды живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Беседует с учащимися. – Что вы сейчас увидели? (Репродукции картин) -В чем особенность каждой из них? (Характеристика каждого вида живописи) – Как называется изображение природы на картине? (Пейзаж.) – Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них. Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине? (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.) | Рассматривают репродукции картин разных художников, выявляют особенности каждой из них, выясняют, в чем особенность пейзажа, совершают экскурсию в виртуальный музей. | Личностные: Осознание роли языка в овладении культурными ценностями. Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполага-ние | Слайд 3 | Задает вопросы: – Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов. -Как вы думаете, сложно будет вам овладеть этим мастерством? Для чего? Да, это сделать достаточно сложно, но мы должны справиться и подготовиться к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень». – Запишите тему урока. (Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».) | Формулируют тему урока. | Личностные: интерес к созданию собственных текстов. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы. |
4. | Мотивация к учебной деятель-ности | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня я вас приглашаю в удивительный мир искусства. Надеюсь, вам это путешествие запомнится. | Узнают о содержании урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
5. | Целеполага-ние. | Слайд 4,5 | Подводит учащихся к формулировке предметных целей урока. – Вспомните, что такое описание как тип речи. – Какие ещё типы речи знаете? – Как строится описание? – Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.) | Под руководством учителя формулируют цели урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование гипотез. |
6. | Создание проблемной ситуации. | Слайд 6 | Создает проблемную ситуацию: - Ребята, вы видите портрет художника, написавшего картину «Золотая осень». Картина была написана, когда ему было всего 19 лет. В 1880 году в Москве на выставке эту картину увидел и приобрёл Павел Михайлович Третьяков, создатель знаменитой картинной галереи. -Как вы думаете, что привлекло знаменитого коллекционера в этой картине? | Вступают в диалог с учителем, решая обозначенную проблему. | Познавательные: умение строить высказывание. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. |
7. | Физминутка | Слайд 7,8 | Предлагает выполнить упражнения на снятие напряжения для глаз. | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. Настраиваются на позитивную работу. | |
8. | Планирование. | Слайд 9 | Беседует по содержанию картины. -Какой день изобразил художник? (Ясный, солнечный, спокойный.) -Что можно сказать о цвете неба? (Голубое, с белыми облаками, чистое.) -Как цвет помогает художнику показать приближение поздней осени? (Золото деревьев; сухая, жёлтая, бурая трава.) -Что вы можете сказать об отблесках света в реке? (Вода в реке тёмно-синяя, а вдали – голубая.) -Какими художник изобразил деревья? (Жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые.) -Какие краски использует художник, чтобы показать своё отношение к осени? (Хотя на картине присутствуют и холодные цвета, вся она пронизана тёплыми тонами: жёлтым, золотистым, зелёным, багряным, голубым.) | Обобщают результаты наблюдения, воспитывают способность высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи, воспитывают культуру общения. | Познавательные: умение строить высказывание, струтурирование знаний, поиск информации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция. |
9. | Контроль усвоения материала | Слайд 10 | Коллективное составление плана сочинения. -Как художник показал приближение осени? (Художнику удалось передать прохладный чистый осенний воздух; багряные и жёлтые берёзы, бронзовые дубы; бурая осенняя трава.) -Какую роль играет цвет в картине? (Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет мрачных цветов. Преобладают яркие краски.) -Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине? (Художник заставляет нас всмотреться в красоту нашей природы и передаёт нам свою любовь к ней.) -Какое впечатление производит картина? (Смотришь на картину и ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти, художник рисует «пышное природы увяданье».) | Выполняют задания на новый материал, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | Личностные: осознают свои эмоции. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Коммуникативные: осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
10. | Контроль усвоения материала | Слайд 11 | Помогает составить план сочинения. I. Вступление. Левитан – певец красоты русской природы. II. Основная часть. 1) Картина Левитана «Золотая осень». 2) Общий план картины. 3) Деревья на картине Левитана. 4) Осенняя река. 5) Лазурь небес. 6) Задний план картины. III. Заключение. IV. Мое впечатление о картине. . | Составляют план сочинения. | Регулятивные: планирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
11. | Учебные действия по реализации плана. | Слайд 12 -17 | Предлагает выполнить словарно-орфографическую работу. 1.Вставь пропущенные буквы в корне слова: ж...лтый, б...гряный, б...дрящий, з...л...тые, н...рядные, х...лодные, к...ртина, кр...сота, п...йзаж. 2.Вставь пропущенные буквы в приставке слова: пр...хладный, пр...низано, пр...сутствует, п...р...дает. 3.Объясни лексическое значение слов: Пейзаж – ... . Багряный – ... . Озимые – ... . Представьте себе, что вы присутствуете в тех местах, которые изображены на картине И.И.Левитана «Золотая осень». Ответьте на вопросы. -Что вас окружает? (Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды. Слева, на высоком берегу реки расположилась берёзовая рощица, накинувшая на себя золотистый наряд. Справа – отдельные деревья – это дубы в красно-бронзовых плащах. На переднем плане – река. Вода в ней тёмно-синяя, а вдали – голубая. Там, где речка делает плавный поворот, одиноко стоит берёзка. На заднем плане видна небольшая деревня. Вдали видны поля, на которых взошли озимые.) -Чем вы любуетесь? (Я любуюсь «пышным природы увяданьем» в чудесный осенний день. Я любуюсь лесом, который «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...».) -Чем вам особенно нравится картина? (Это до боли знакомый и родной пейзаж. Это моя Родина – Россия.) -Что вас заставляет грустить? (Картина светлая, но нотки грусти присутствуют. Как тут не вспомнишь строчки А.С. Пушкина: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...». Всё дышит тишиной и осенним покоем. Природа готовится к зимнему сну.) | Вставляют пропущенные буквы в словах, объясняют лексическое значение слов. Виртуально путешествуют. Описывают картину. | Познавательные: находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач Коммуникативные: Слушают и слышат других. Личностные: потребность в творчестве; воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины). |
Учебные действия по реализации плана. | Слайд18 | Помогает выстроить структуры сочинения. -С чего следует начать? (И.И.Левитана называют «открывателем» красот русской земли. Эти красоты находятся рядом с нами. Сила и талант художника заключается в том, что он заставляет всмотреться в знакомую и родную природу.) -Что нужно написать в основной части текста? (В основной части надо описать увиденное на картине). -Какой будет концовка? (Какие чувства, эмоции вызывает картина?) | Выстраивают структуру сочинения. | Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью. Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументировать его. | |
12. | Домашнее задание | Объясняет выполнения домашнего задания: написание сочинения. | Получают раздаточный материал (Приложение) для выполнения домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. | |
Рефлексия | Слайд 19 | Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: - На этом уроке я узнал, что... - Мне было сложно, когда... - Я удивился, когда… Всем спасибо за урок! | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
Приложение.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Пейзаж позволяет художнику выразить своё отношение к миру.
Живопись – изобразительное искусство – создание художественных образов красками.
Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков в картине.
Композиция картины – строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.
Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.
План – место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.
Пленэр – передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленная воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе с целью более полного воспроизведения её реального облика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана "Золотая осень"
Картина И.И.Левитана "Золотая осень" создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать "энциклопедией рус...
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень"...
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:"Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана"Золотая осень"
Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС. На нём используются разные формы работы, способствующие развитию творческих способностей учащихся и формированию интереса к учебному предмету....
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Подготовка к сочинению по картине С.Ю.Жуковского "Осень.Веранда"
Разработка урока с презентацией и раздаточными материалами....
Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине "Осенние дожди" В.Е. Попкова
Тема урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Е. Попкова «Осенние дожди»Цель урока: обучение школьников описывать произведения искусства, формирование умения выражать своё отнош...