Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7-8 классов
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Викторина по русскому языку для 7-8 классов
Составитель: Таашева Юлия Аюбовна.
Цель:
-углубить знания учащихся по основным разделам языка;
-научить учащихся глубокому лингвистическому анализу слова;
-воспитывать любовь к родному языку, чувство коллективности и солидарности.
Тур №1.
Лексика.
Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб!
Родной язык!
Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. Язык может быть и великим даром, и источником страданий.
Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…
Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? (Диалекты)
Задание 1.
Определить лексическое значение диалектизма. Что это такое?
1. Ноговицы – носки
2. Издёвленок – шутник, острослов
3. Хлопанцы – шлёпанцы
4. Шмыгало – подвижный человек
5. Провинка – ошибка
6. Седмица – неделя
7. Рех – дыра, отверстие, прореха
8. Подлокотник – помощник, подручный
Задание 2.
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.
Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке.
1. Око – глаз
2. Чело – лоб
3. Выя – шея
4. Чрево – живот
5. Перст – палец
6. Вежды – веки
7. Ланиты – щеки
8.Уста – губы
9.Длань – ладонь
Задание 3.
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
По лексическому значению определите, о каком слове идет речь.
1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
2. Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
3. Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
5. Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
6. Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
7. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
8. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)
Задание 4.
Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.
Задание:5
Я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.
1. Мыльня – баня
2. Представщик – актер
3. Говядо – скот
4. Топталище – тротуар
5. Лечезнание – медицина
6. Силоделие – механика
7. Ветродуй – вентилятор
Подведение итогов за первый тур.
ТУР №2.
Фонетика. Морфемика.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.
Варе..ка, коври..ка, деревя..ка, костя..ка.
Задание 2. В каком слове русского языка подряд следуют три буквы Е?
Задание 3. Какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?
Задание 4. В каком из слов нет окончания?
1) степной; 2) стеной; 3) герой; 4) долой; 5) второй.
Задание 5. Какие из слов произошли от одного корня: пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота?
Задание 6. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв,
Задание 7. Как правильно обратиться к незнакомому человеку в Испании?
Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов кочерга, простыня, дно.
Задание 9. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Архангельска, Копейска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Вологды, Курска?
ТУР №3
Проводится игра по басням Крылова. Зачитывается начало морали басни, ребята ее продолжают и называют басню.
«Ты все пела? это дело...» («Так поди же попляши!». «Стрекоза и Муравей».)
«Ай, Моська! знать она сильна...» («Что лает на Слона!». «Слон и Моська».)
«От ларчика отстал / И, как открыть его, никак не догадался...» («А Ларчик просто открывался». «Ларчик».)
«А вы, друзья, как ни садитесь...» («Все в музыканты не годитесь». «Квартет».)
«Кукушка хвалит Петуха...» («За то, что хвалит он Кукушку». «Кукушка и Петух».)
«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам...» («Да только воз и ныне там». «Лебедь, Щука и Рак».)
«На взгляд-то он хорош, / Да зелен — ягодки нет зрелой...» («Тотчас оскомину набьешь». «Лисица и виноград».)
1. Импровизация на заданную тему.
В течение одной минуты каждый участник, сочиняя на ходу, рассказывает историю на одну из предложенных тем:
«Если б я был Карлсоном…»
«Если б я был Винни-Пухом…»
«Если б я был Пеппи Длинныйчулок…»
«Если б я был Бармалеем…»
Какая страна является родиной Ганса Андерсена?
а) Англия;
б) Франция;
в) Дания.
2. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?
а) Сладков;
б) Чарушин;
в) Бианки.
3. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?
а) Гаршин;
б) Мамин-Сибиряк;
в) Бажов.
1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?
а) сказке;
б) рассказу;
в) басне.
2. Кто автор слов «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
а) Некрасов;
б) Крылов;
в) Пушкин.
3. С чего начинается сказка?
а) с концовки;
б) с зачина;
в) с намека.
4. Какой жанр не является устным народным творчеством?
а) сказка;
б) легенда;
в) статья;
г) небылица.
5. Кто из художников иллюстрировал сказки?
а) Васнецов;
б) Айвазовский;
в) Левитан.
Метод получения знаний путем многократного повторения. (Зубрежка.)
Сувенир, в котором скрылось несколько таких же. (Матрешка.)
Какое расстояние, согласно поговорке, бывает между двумя самыми сильными чувствами? (Один шаг.)
Личный праздник, что бывает, к сожаленью, только раз в году? (День рожденья.)
Конкурс «Старая сказка, да на новый лад»
Придумайте за одну минуту новый финал народным сказкам:
«Репка», «Колобок», «Сестрица Аленушка», «Царевна-лягушка».
Подведение итогов.
Ответы на Викторину по русскому языку
1. Варежка, коврижка, деревяшка, костяшка.
2. Длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т. д.
3. Иван Крылов.
4. Долой.
5. Все (пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота).
6. Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников.
7. Дон.
8. Кочерёг, простынь (допустимо простыней), доньев.
9. Архангельск – архангелогородцы, Копейск – копейчане, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Вологда – вологодцы, Курск – куряне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...
Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»
Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...
по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов "Путешествие знатоков языка"
В общей системе мероприятий, проводимых в школе с целью повышения грамотности у учащихся, с целью приобщения их к прекрасному, большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе....
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Внеклассное мероприятие (игра-викторина) по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах
Внеклассное мероприятие (игра-викторина) по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах...
Викторина по русскому язык "Занимательная грамматика" для учащихся 5-6 классов.
ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ....
Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...