«Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в и окончаниях прилагательных»;
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и прилагательных;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Планируемые результаты:
Л: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.
П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.
Тип урока: объяснение новых знаний
Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в и окончаниях прилагательных»;
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и прилагательных;
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Планируемые результаты:
Л: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.
П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.
Тип урока: объяснение новых знаний
Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку
Ход урока:
1.Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
-Оформите записи в тетради… (дата…….)
2. Самоопределение к деятельности
Сегодня мы с вами отправляемся в занимательное путешествие за новыми знаниями.
- Зачем нам отправляться в путешествие? (СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)
- Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, у вас на партах есть вот такие рюкзачки - дневники путешественника, куда будем собирать знания. У каждого свой дневник.
Подпишите дневник…
- Рассмотрим КАРТУ ПУТЕШЕСТВИЯ в рюкзачках
- Во время путешествия мы встретимся с препятствиями- заданиями, которые предстоит одолеть и будем свои усилия оценивать. Посмотрите, рядом с заданием есть окошко, где расписаны все критерии оценивания вашей деятельности. Готовы? Отправляемся!
- Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.
- А вот и первое препятствие, и мы ПРОВЕРЯЕМ рюкзак знаний.
- Ребята, попробуйте угадать, о какой части здесь говорится?
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, | Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! |
(Прилагательное) (0 -1 балл)
-Итак, мы сегодня продолжим работать по теме «Имя прилагательное», но по какой теме , мы с вами определим вместе в конце урока. А для начала нам необходимо преодолеть еще одно препятствие.
- Мост существительных
- Для выполнения этого задания необходимо вспомнить следующие правила:
«Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
«Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
- Работать будете по группам. Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.
- Каждая группа выбирает только определённую группу слов:
Для первой группы(красные): «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»
Для второй группы(желтые): «Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Для третьей группы(зеленые): «Лишние слова»
Запишите в тетради эти слова (по 1 ученику от каждой группы распределяют слова у доски)
Ш...ссе, товарищ...м, гвардейц...м, ж...лудь, хорош...го, чуж...го, ш...колад, свеж...го, ш...фёр, крыж...вник, горц...м, больш...го, колюч...го, врач...м, певц...м.
Проверь себя. Самопроверка
1-ая группа: шоссе, жёлудь,шоколад,шофёр,крыжовник.
2- ая группа : товарищем, гвардейцем, врачом, горцем, певцом,
3- ая группа: больш...го, хорош...го, колюч...го, чуж...го, свеж...го.
Кто сможет объяснить значение слова ГОРЕЦ?
ГОРЕЦ. ГОРЕЦ ГО́РЕЦ, -рца, муж. Житель гор. | жен. горянка, -и. | прил. горский, -ая, -ое. Горские народы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
- Кто справился полностью? Молодцы!
5 слов правильно-3 балла
4 слова- 2 балла
3 слова- 1 балл
-А что же вы можете сказать о правописании слов 3-ей группы?
-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.
4.Мотивация. Введение в новую тему.
- Нам предстоит перебраться через
- ГОРЫ НАБЛЮДЕНИЙ
Спишите, пожалуйста, слова 3 группы себе в тетрадь
-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?(прилагательные)
- В какой части слов находятся орфограммы?(окончание)
- После каких согласных стоят гласные?(после шипящих )
- Попробуйте вставить буквы. Сделайте вывод. (За каждый правильный ответ прибавь по 1 баллу)
- Теперь сформулируйте тему маршрута нашего путешествия…
«Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
ЗАПИШИТЕ ТЕМУ В ТЕТРАДЬ
(цели можно не проговаривать)
- Давайте определим цель и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.
- познакомиться с правилом правописания гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;
- учиться правильно писать прилагательные на данное правило.
- СВЕРИМСЯ С УЧЕБНИКОМ стр.
- (прочитайте правило)
5.Формирование новых знаний и способов действия
- Мы хорошо путешествуем, не пора ли сделать привал?
ФИЗМИНУТКА
ДЛЯ подготовки к следующему препятствию поиграем.
1.(ИГРА) Итак,определяем буквы – о или е:если О – один хлопок, если Е – два хлопка
большого
хорошего
черного
желтого
шов
шепот
шорох
ожог-ожег -Попались? Кто знает, как правильно писать это слово?(Всё просто: если это имя существительное, то пишется "ожОг" (Например, у меня на руке ожог). А если это глагол, то "ожЁг" (от слова "жечь") (Например, я ожёг руку).
(ИГРА) если буква о или е в корне – делают дугу.
Если буква в окончании – локти на парты, квадратик…
Большого,
дешЁвый
под плащом
чужой
пальцев
свежего
горячего
карандашом
капюшон
МОЛОДЦЫ!
6. Применение знаний, формирование умений.
1)Первичное закрепление новых знаний
- На пути нашего путешествия встретилась
- река Умная
ЗАДАНИЕ: Выписать только слова по теме. Вставить пропущенные буквы. Обозначить изученную морфему.
Прил...гательное, изло..жение, свеж…го, перед товарищ…м, хорош…го, под плащ…м, чуж…й, пальц…в, со свеч…й, борц…в, за врач…м, под крыш…й, с мяч…м, больш...й, над крыльц…м, ножич…к, пятач…к, ж…лудь.
ВЗАИМОПРОВЕРКА (проверили у соседа)
Вы должны были выписать такие слова: свежего, хорошего, чужой, большой.
Критерии: за каждое правильно выписанное слово поставьте себе по 1 баллу (максимально 4 балла)
-Молодцы! Ваши рюкзачки знаний пополняются…Ставим баллы
- Ребята, мы почти у цели. Вот дом, в котором живут окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Они там что-то творят…
7. Включение новых знаний в систему знаний
С помощью словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:
Длинное ш..ссе,спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник.
- 2 группа (желтые) Путешествие с другом.
С верным товарищ...м, строгим гвардейц...м, детским врач...м,мудрым горц...м,оперным певц..м.
- 3группа(зеленые) Путешесвтвие на природу.
Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра.
Проверка Группы – читают тексты.
Если у вас получился текст, поставьте себе 3 балла, если получилось только несколько предложений — 1 балл.
МОЛОДЦЫ!
- Наше путешествие подходит к концу…
7 . Итоги урока
- Подсчитайте все баллы…….. А теперь по данным критериям …..(табличка) выставьте оценки
10-12 баллов - 4
7-9 баллов - 3
- Путешествие наше завершилось, выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?
Дома вы еще повторите материал. Д/з
Подведем итоги урока.
- Что мы узнали?
- Что оказалось сложным?
-Что оказалось знакомым?
Если останется время, то поиграть в фотодиктант.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных
Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...
Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс
По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Сегодня на уроке ...
Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник: русский язык 5 класс в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...
"Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в и окончаниях прилагательных»;Задачи урока:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познак...
Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....
Маршрутный лист к уроку "Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц."5 класс
Действия учеников при изучении данных тем....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных"
Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 14 апреляТема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (параграф 102)1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ:1. ВИДЕОУРОК (обязате...