ЕГЭ 2015
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Данный ресурс содержит материал для подготовки к экзаменам в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ege.2015.rar | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится
3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или
последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте
работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному
тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант 001
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или
последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите
в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
1)Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили, вероятно, порядка 5-6 тысяч лет назад. (2) Существует несколько гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка, <…>называют такие регионы, как Восточная Европа, Передняя Азия, степные территории на стыке Европы и Азии..(3)С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев можно считать так называемую «ямную культуру», носители которой обитали на востоке современной Украины и юге России.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте?
1) Индоевропейские языки – самая распространённая в мире языковая семья, к которой принадлежит большая часть языков современной Европы и которая возникла примерно 5-6 тысяч лет назад.
2) Ареал «ямной культуры», характерной чертой которой является захоронение умерших в ямах под курганами, был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период.
3) Согласно одной из наиболее вероятных гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка, к которому восходят языки индоевропейской семьи, древние индоевропейцы были носителями «ямной культуры» и обитали на востоке современной Украины и юге России.
4) Среди существующих гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка наиболее вероятной считается гипотеза о том, что носители этого языка жили порядка 5-6 тысяч лет назад на территории Восточной Европы.
5) Предполагаемой прародиной древних индоевропейцев, существование которых не подкрепляется никакими историческими свидетельствами, кроме языковых, считается Западная Европа или Центральная Азия.
Ответ: _______________________
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Кроме того / в частности/наконец /хотя / вопреки этому
Ответ: _______________________
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова
СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3)
предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению
в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЧИТАТЬ, -аю, -аешь; несов.
1)Называть числа в определенном порядке. С. до десяти.
2)Определять точное количество кого-, чего-н.. С. деньги.
3)Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
4)Делать какое-н. заключение о ком- чём-н., признавать, полагать. Считаю, что ты не прав.
Ответ: _________________
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке
ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
прИбыл
мозаИчный
диспансЕр
отклЮченный
ворвалАсь
Ответ: ________________
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- Денежная НАЛИЧНОСТЬ и другие ценности упаковываются в сумки и оплом-бируются под контролем заведующего кассой.
- Как человек ПАМЯТЛИВЫЙ, Иван Фёдорович проверил в своём уме, не упустил ли чего-нибудь.
- В качестве меры наказания предлагается опубликовать в средствах массовой информации имена ЗЛОБНЫХ нарушителей правил парковки.
- Чего бы только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий.
- Провинциальная или сельская, ПОМЕСТНАЯ жизнь сближала людей, живших в столицах.
Ответ: ___________________________
В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
забрать из ЯСЛЕЙ
мать ТРОИХ детей
НЕДРЫ земли
ПРИВЕДШИЙ к победе
не МАШИ руками
Ответ: ______________________
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Всю ночь мать тревожилась за своего сына, обещавшего ей позвонить, но так и не позвонившему. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. |
Б) Благодаря помощи волонтёров и их активного участия Олимпиада прошла на высоком уровне. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым. |
В) Все, кто не оплатили проезд в электричке, были оштрафованы контролёрами. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Создав славянскую азбуку, Кириллом и Мефодием были переведены богослужебные книги. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) М.Горький писал о Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта» | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
(военная) к..мпания
пол..жительно
укр..щать
к..мпонент
бл..стательный
Ответ: __________________
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та
же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Не..добровать, ..десь
Пр..следует, пр..дать (значение)
Без..мянный, вз..мать (штраф)
По..пущу, пре..дверие (праздника)
Без..языкий, в..ётся (нить)
Ответ: ___________________
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
воспит..вать
сгущ..нноепо
проб..вать
снов..
рассчит..вать
Ответ: ________________
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
лошади ТАЩ…Т телегу
родители ЩЕКОЧ. ..Т
дела ДВИЖУ..ТСЯ
МЕЧ...ЩИЙСЯ во сне
тени ТРЕПЕЩ...Т на стене
Ответ: ________________
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Он вёл себя как н(1)в чём н(2)бывало, как будто всё, что только что
случилось, н(3)мало н(4)тронуло его.
Ответ: _________________
Определите предложения, в котором оба выделенных слова пишутся
РАЗДЕЛЬНО. Выпишите номера этих предложений.
- Белецкий с (ПОЛ)МИНУТЫ просидел неподвижно, хмурясь и (НЕ)СМОТРЯ на меня.
- Известно, что красный цвет отпугивает волков, (НЕ)ДАРОМ охотники пользуются заграждениями, увешанными (КАК)РАЗ красными флажками.
- (В)ПОСЛЕДСТВИИ никто из знакомых, и родители ТО(ЖЕ), не верили, что я прошла весь этот путь сама.
- (В)СВЯЗИ с реконструкцией здания, которая продлится (В) ТЕЧЕНИЕ года, уроки будут проводиться в соседней школе.
- (В)ОБЩЕМ, я не хочу притворяться и буду играть с вами (В)ОТКРЫТУЮ.
Ответ: ______________________
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Передо мной висел «вульфертовский» портрет М.Ю. Лермонтова, подли(1)ый, писа(2)ый масля(3)ыми красками. Так же, как и на фотографии, виднелся серебря(4)ый эполет из-под бобрового воротника офицерской шинели.
Ответ: _________________
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую.
1) При погружении тела в воду она давит на него и сверху и снизу и с боков.
2) Постарайся доказать свою верность односельчанам либо навсегда уезжай из села.
3) Но дорог ведь не только результат скоро накал да интерес самой охоты.
4) Дедушка стремился воспитать внука достойным гражданином и хорошим человеком и при этом он использовал все свои уникальные методы.
5)К отличительным особенностям рыбы-капли можно отнести отсутствие плавательного пузыря мускулатуры и студенистое строение тела.
Ответ: _________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Я (1)будучи человеком (2) наделённым кое-какими скромными талантами (3) по совету одного академика приучил себя записывать (4) неожиданно приходящие мне в голову (5) мысли.
Ответ: __________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Место действия фильма «Чародеи», имена отдельных героев и некоторые другие детали (1)действительно (2) были взяты из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако (3) кинокартина не является экранизацией этой книги и представляет собой (4) по мнению кинокритиков (5) совершенно самостоятельное произведение.
Ответ: ___________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Первая русская кругосветная экспедиция (1) руководство которой (2)было возложено на И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (3) стала важной вехой в развитии российского флота (4) и внесла значительный вклад в изучение мирового океана.
Ответ: ___________________
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Я не знаю (1) откуда возникало это чудное состояние (2) но я переживал его много раз
(3) хотя (4)если вспомнить всю жизнь(5)то бывало оно не так уж часто.
Ответ: __________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
1) Поездка в Олепин подарила мне незабываемые ощущения.
2) Но не рыбалкой запомнилось мне утро этого дня. 3) Не первый раз я подходил к воде потемну, когда не разглядишь и поплавка на воде, едва-едва начинающей вбирать в себя
самое первое, самое лёгкое посветление неба.
4) Всё было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которых я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и все неповторимые запахи, которые возникают утром там, где есть вода, осока, крапива, мята, луговые цветы и горькая ива.
5) И всё же утро было необыкновенное. 6) Алые облака, округлые, как бы туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей. 7) Алые облака плыли и по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только лёгкий парок над водой, но и широкие глянцевые листья кувшинок. (8) Белые свежие цветы водяных лилий были как
розы в свете горящего утра. (9) Капли красной росы падали с наклонившейся ивы в воду, распространяя красные, с чёрной тенью круги.
10) Старик рыболов прошёл по лугам, и в руке у него красным огнём полыхала крупная пойманная рыба. 11) Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика- всё виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что- то с нашим зрением, а не игра великого солнца была причиной необыкновенности утра. (12) Пламя костра, такое яркое ночью, было почти незаметно теперь, и бледность и незаметность его ещё больше подчёркивали ослепительность утреннего сверкания. (13) Таким навсегда мне и запомнились те места по берегу Колокши, где прошла наша утренняя заря.
14) Когда, наевшись ухи и уснув снова, обласканные взошедшим солнцем и выспавшиеся, мы проснулись часа три-четыре спустя, невозможно было узнать окрестностей. 15) Поднявшееся в зенит солнце убрало с земли все тени. 16) Пропала контурность, выпуклость земных предметов, подевалась куда-то и свежая прохлада, и горение росы, и сверкание её.
17) Луговые цветы померкли, вода потускнела, а на небе вместо ярких и пышных облаков вуалью распространилась ровная, белесоватая мгла. 18) Было впечатление, что несколько часов назад мы волшебным образом побывали в совершенно иной, чудесной стране, где и алые лилии, и красная рыбина на верёвке у старика, и травы переливаются огнями, и всё там яснее, красивее, чётче, точь-в-точь как бывает в чудесных странах, куда попадаешь единственно силой сказочного волшебства.
19) Как же попасть опять в эту дивную алую страну? 20) Ведь сколько ни приезжай потом на место, где встречается речка Чёрная с рекой Колокшей и где за былинным холмом орут городищенские петухи, не проникнешь, куда желаешь, как если бы забыл всесильное магическое слово, раздвигающее леса и горы.
21) Сколько я ни ездил потом рыбачить из Москвы на Колокшу, не мог я попасть в ту страну и понял, что каждое утро, каждая весна, каждая любовь, каждая радость неповторимы в жизни для человека.
22) Тогда-то и вспомнилась мне самая дивная из всех волшебных стран - страна моего детства.
23) Ключи от неё заброшены так далеко, потеряны так безвозвратно, что никогда, никогда хотя бы одну пустяковую тропинку не увидишь до конца жизни. 24) Впрочем, в той стране не может быть пустяковой тропинки. (25) Всё там полно значения и смысла. 26) Человек, позабывший, что было там и как было там, человек, позабывший даже про то, что это когда-то было, самый бедный человек на земле.
( По.В. А. Солоухину)
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924— 1997гг) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
После какого из перечисленных номеров предложений текста может следовать
следующее предложение?
Утро застало меня не в постели, не в избе или городской квартире, а под стогом сена на берегу реки Колокши.
1 12 15 20 22
.
Ответ: ______________
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
- В предложениях 5 — 9содержится описание.
- Предложения 15 – 18 поясняют предложение 14.
- В предложениях 19 – 20 представлено повествование.
- В предложении21 представлено описание.
- В предложениях 24 -26 представлено рассуждение.
Ответ: ________________
Из предложений 8 – 9 выпишите антонимы (антонимическую пару)
Ответ: _________________
Среди предложений 22 – 26 найдите такое, которое связано с предыдущим с
помощью личного местоимения. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,
который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру
термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых
и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
« Читая описание родных для писателя мест ( В.А. Солоухин родился в селе
Алепине во Владимирской области), невозможно не восхититься красотой природы этого края. Насколько точен автор в использовании тропов, в частности (А) _____ (« горящее утро» предложение8, «былинный холм» предложение 20) и (Б) _____ («как розы» в предложении 8, «огнём полыхала» в предложении 10 ), насколько эмоционален его слог – об этом можно судить по тому, как часто используется приём - (В) ______ ( в предложениях 2 1, 26). Прислушайтесь – и вы услышите речь местных жителей благодаря такому лексическому средству, как(Г)______
( « потемну» предложение 3, «рыбина» в предложении 18)».
Список терминов:
- Лексический повтор
- Разговорная лексика
- Профессиональная лексика
- Эпитеты
- Эпифора
- Риторическое обращение
- Сравнение
- Литота
- Антитеза
Ответ:
А | Б | В | Г |
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных
автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на
читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест ЕГЭ - 2015 русский язык (согласно демоверсии 2015)
Переработанный вариант экзаменационной работы по русскому языку.Тестовая работа состоит из 2-х частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.Задания сфо...
Лучшие читатели библиотеки "Школа здоровья" за период с сентября 2015 по 23 декабря 2015 г
В номинации "Самый читающий класс" - 2-а. Классный руководитель Изотова Надежда Константиновна.В номинации "Лучшие читатели":2-в класс - Васюшкина Марина, Кремнева Ксения, Шилова Елена3-а класс - Бесс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 2015-2015 учебный год. 8 класс.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 2015-2015 учебный год. 8 класс....
2015 год. Педагогическое эссе "Я-учитель" к конкурсу профессионального мастерства "Педагог года Югры - 2015"
В данном эссе я попыталась описать выбор професии, отразить видение себя в своей профессии, собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном об...
2015. Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2015 году
Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2015 году...
Торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель года Республики Крым - 2015"
26 мая 2015 года в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького прошла торжественная церемония подведения итогов конкурсов "Учитель года Республики Крым - 2015" и "Воспитатель г...
План работы РМО учителей иностранного языка на 2015-2015 уч.год
План работы РМО учителей иностранного языка на 2015-2015 уч.год...