Грамматические признаки причастия. 6 класс. (ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Самсонова Виктория Брониславовна

Конспект, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastiya._6_klass.doc62 КБ
Файл prichastiya_6_klass_prezentatsiya_k_uroku.pptx736.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУРГЕНЕВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект

 

урока русского языка

по теме

         «Грамматическое значение причастия»

Подготовила: Самсонова В.Б.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

с. Тургенево

Тема: Грамматическое значение причастия (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.

Предметные:

6ЛР: анализировать и характеризовать грамматическое значение причастия, находить причастие в тексте по опознавательным

признакам – суффиксам настоящего и прошедшего времени, отличать причастия от однокоренных прилагательных.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Анализ результатов контрольного диктанта (контрольной работы).

Учитель подводит итог работы.

Комментируются сначала типичные ошибки, консультанты помогают разобраться в индивидуальных ошибках учеников.

Возможна работа в парах.

Коммуникативные УУД

1. Осуществлять взаимодействие в группе (паре), оказывать помощь и производить самооценку.

2. Слушать и слышать других, осуществлять учебную рефлексию.

ТОУУ

III. Словарный диктант.

Запись под диктовку.

Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку, залаяла собачонка, ненавидел ложь.

Не зависит от непогоды, волны плещутся, пенятся; не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет, полощет бельё.

– Назовите глаголы.

– Чем отличаются глаголы, записанные в 1-й и 2-й группе?

– Какие орфограммы в глаголах 1-й и 2-й группы?

– Для правописания каких форм глаголов нужно знать спряжение?

– Объясните условия выбора орфограмм в глаголах каждой группы.

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

IV. Постановка проблемы урока.

Работа по учебнику (упр. 493) после рубрики «Определяем проблему урока» или использование презентации

Ученики анализируют слова белых и трепещущих с точки зрения

характера их значения, устанавливают, что первое слово обозначает

признак, а второе – и признак, и действие (двойной вопрос: каких?

что делающих?), выражают сомнение, можно ли слова белые и трепещущие отнести к одной части речи.

– Прочитайте название нового раздела и сформулируйте цель

урока. (Узнать, что такое причастие, выявить его признаки, установить сходство и различия с другими частями речи.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

V. Открытие новых знаний.

1. Анализ таблицы и сравнение своих выводов с характеристикой

новой и известных частей речи – прилагательного и глагола.

– Какие части речи приводятся в таблице?

– Как вы думаете, почему приведены именно эти части речи?

– Ответьте на вопрос после таблицы.

– Как можно выявить значение причастия, кроме использования вопроса? (Можно заменить оборотом «которое что-то делает»: трепещущие – которые трепещут, играющие – которые играют, читающий – … продолжают сами ученики.)

2. Упр. 494 – чтение высказывания М.В. Ломоносова о причастии.

– Как причастия называет М.В. Ломоносов?

– В чём «сила» причастия?

Выполнение заданий к упражнению.

3. Упр. 495 – выявление глагольных признаков у причастий в сопоставлении с признаками прилагательного.

По ходу ответов на вопросы ученики составляют схему-опору.

 

Затем дополняют информацию о грамматическом значении прилагательного и причастия в таблице после упр. 493 (признак постоянный, признак по действию во времени).

4. Упр. 496 – чтение текста в рамке – определения причастия.

– Назовите ключевые слова.

– Обратите внимание на суффиксы причастий в настоящем и прошедшем времени. Эти суффиксы являются одновременно и опознавательными признаками причастий. Вам их нужно выучить, чтобы легко находить причастия в предложении и тексте.

 У причастия, прилагательного и глагола может быть сходный суффикс -енн- (ср. увиденный, распиленный – прич. и клюквенный, соломенный – прил.). Нужно помнить, что причастия образуются от глаголов и суффикс указывает на время; прилагательное с суффиксом -енн- образуется от существительного, суффикс выражает отношение к предмету .

 Обратить внимание на то, что причастие – это синкретичная часть речи. Учёные причастие называют по-разному: особая часть речи, особая форма глагола.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Давать определения понятиям, устанавливать сходство и различие между понятиями.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

Упр. 497 – развивается умение находить причастия по опознавательным признакам – суффиксам, устанавливать их связь с глаголом.

Выполняется с комментированием устно. Ученики могут и зрительно воспринимать текст.

Словарно-орфографическая работа (автобиография).

Упр. 498 – развивается умение опознавать причастия среди признаковых однокоренных слов по их отличительным признакам – суффиксам.

Упр. 499 – развивается умение разграничивать отглагольные прилагательные с суффиксом -л- и причастия.

– Почему можно ошибиться при определении части речи слова пригорелый? (Обозначает признак по действию.)

– Какие признаки являются опознавательными для причастий?

(Суффиксы настоящего и прошедшего времени.)

– Приведите пример причастия, однокоренного с прилагательным

пригорелый.

– Чем они будут отличаться?

Ученики выписывают слова с пропусками, объясняют условия

выбора орфограмм.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).

VII. Итог урока.

– Прочитайте ключевые слова темы. Дайте комментарий к каждому из этих слов.

– Чему научились на уроке, какие умения развивали?

– Какие трудности встретились?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности?

– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

1. Составить схему определения причастия.

2. Упр. 500.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «ТУРГЕНЕВСКАЯ СОШ» Русский язык 6 класс Тема: «Грамматическое значение причастия» Подготовила: Самсонова В.Б., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Слайд 2

Прочитайте текст. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное . Сравните выделенные слова. Какие из них обозначают признак предмета? Определяем проблему урока Какое слово называет действие? В значении какого слова есть и признак, и действие? Как это можно доказать? Проверьте себя Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное . Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное . Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное.

Слайд 3

Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? трепещущий Можно задать два вопроса: какой? что делающий? Объяснить значение: « такой , который трепещет » Перед вами новая часть речи – причастие . Сформулируйте цель урока. Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.

Слайд 4

Сравните свои наблюдения с материалом, представленным в таблице. Часть речи Вопрос Грамматическое значение Прилагательное Какой? Глагол Что делать? Что сделать? Причастие Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Из грамматических значений каких частей речи складывается значение причастия?

Слайд 5

Грамматическое значение причастия складывается из грамматических значений прилагательного и глагола . Проверь себя

Слайд 6

Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов Как вы поняли, для чего нужны причастия? Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 7

Сопоставьте столбики слов, характеризующих слово яблоко . яблоко красное зелёное сладкое кислое большое круглое краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное Отнесите признаки к соответствующему столбику. постоянные по действию во времени

Слайд 8

Распределите причастия в группы в зависимости от характера признака во времени. краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное в прошедшем времени в настоящем времени

Слайд 9

Поработайте в парах. краснеющее висящее срываемое Выделите суффиксы причастий настоящего времени. Выделите суффиксы причастий прошедшего времени. настоящего времени прошедшего времени поспевшее сорванное очищенное мытое – краснеть – висеть – срывать – поспеть – сорвать – очистить – мыть красне ющ ее вис ящ ее срыва ем ое поспе вш ее сорва нн ое очищ енн ое мы т ое Рядом с причастиями запишите глаголы, от которых они образованы.

Слайд 10

Проверьте свои выводы по материалу в рамке учебника (упр. 496). Запомните суффиксы причастий ! настоящего времени прошедшего времени ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им- вш- (-ш-) -енн- (-нн-) -т-

Слайд 11

Дополните таблицу с опорой на полученную информацию. Часть речи Вопрос Грамматическое значение Прилагательное Какой? Глагол Что делать? Что сделать? Причастие Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Грамматическое значение Признак предмета Действие предмета Признак предмета по действию

Слайд 12

Рефлексия Найдите «лишнее» слово. Укажите, почему оно «лишнее». 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный . Проверьте себя Укажите время причастий. 1) синий, синеющий , синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный Это причастия! Настоящее время Прошедшее время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...

Презентация к уроку русского языка "Грамматические признаки причастия"

Презентация к уроку русского языка (6класс) "Грамматические признаки причастия. Типичные суффиксы" . Материал подготовлен к учебнику  С.И. Львовой, использованы материалы пособия для учителя И.П....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия. (6 класс)

Данный урок разработан на основе программы "Школа2100" в технологии проблемно-диалогического обучения. Материал, представленный в конспекте, может быть использован как полностью, так и части...

Части речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. 6 класс

Презентация "Части речи. 6 класс" предназначена для знакомства с понятием "морфология" и "грамматика"В презентации даются понятия "самостоятельные"  и &quo...