Организация совместной деятельности- одно из средств повышения положительной мотивации учащихся ( из опыта работы)
методическая разработка по русскому языку на тему

Коновалова Галина Анатольевна Ухта

Одним из важнейших средств повышения положительной мотивации учащихся является правильная организация совместной деятельности на уроках русского языка и литературы.  В работе представлен материал из опыта работы. Рекомендован для широкого круга педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_sovmestnoy_deyatelnosti.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                               «средняя общеобразовательная школа №19»

Организация совместной деятельности - одно из средств повышения положительной

мотивации учащихся.

(из опыта работы)

Автор: Коновалова Галина Анатольевна,учитель МОУ «СОШ №19» г. Ухты Республики Коми

2013 год


Одним из средств повышения положительной мотивации учащихся является правильная организация совместной деятельности на уроках русского языка и литературы.   

Здесь я бы хотела рассказать, какие формы этой работы дали положительные результаты по усилению ученической мотивации и повышению общей грамотности у меня. Я исходила из тезиса: «Только при формировании совместной деятельности можно сформировать успешную учебную деятельность учащихся». Естественно, деловое общение, согласование действий и мнений всех участников совместной работы могут дать гораздо больший эффект как в отношении результата (или продукта) деятельности, так и в отношении личных приобретений ее участников, чем простая сумма индивидуальных достижений.

Какие образовательные задачи помогает мне решить совместная деятельность? Во-первых, обеспечить ученику эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном.

Во-вторых, сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него. В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действие под руководством взрослого) - это та область деятельности, где наиболее успешно усваиваются малознакомые действия.

В-четвертых, сами навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма.

В-пятых, сотрудничество с одноклассниками помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои действия с действиями других и с общим результатом.

Беру в расчет и то, что в зависимости от содержания и формы организации совместной деятельности ее результатом является не только сам продукт деятельности ( например, составление алгоритма его работы с какой-либо орфограммой, полная или сравнительная характеристика какого-либо героя), но одновременно с ним - развитие самой группы (формирование особых отношений, сплоченность), а также индивидуальное развитие участников групповой работы (личностное, социальное, интеллектуальное). Но групповая работа более эффективна, чем индивидуальная, только:

- при решении определенных типов задач (например, предполагающих выдвижение и проверку множества гипотез);

- при определенных способах организации взаимодействия (например, через разделение средств между участниками)- при определенном способе объединении участников по межличностным предпочтениям или с разным уровнем компетентности в проблеме)

Следующая составляющая моей работы по организации совместной деятельности - это предупредительный анализ совместности. Необходимо ответить для себя на следующие вопросы:

1. Кто выступает инициатором?

- Учитель.

- Ребенок.

- Группа.

2. Кто с кем работает?

- Взрослый- группа (класс или малая группа)

- Взрослый-ребенок.

- Группа - группа.

- Ребенок - ребенок.

- Ребенок в позиции учителя - ребенок - ученик (например, разновозрастное сотрудничество).

3. Задано ли разделение обязанностей?

-Да.

- Нет.

4. Кто вводит это разделение?

- Учитель.

- Группа.

-Лидер.

5. Что разделяется?

-Функции.          

- Роли.

- Материал.

- Способ.

6. Организован ли контроль за разделениями?

-Да-

- Нет.

7 .Кто контролирует разделение?

- Учитель.

- Группа.

- Ребенок - контролер.

8. Получен ли продукт совместной деятельности?

-Да.

- Нет.

9. Этот продукт окончательный (для предъявления) или промежуточный?

10. Степень моего участия как учителя в создании продукта ( в %)

Конечно, при такой работе требуется принципиальная смена учительской позиции: с одной стороны, я не должна давать ни правил работы, ни образца результата, а с другой- помогать детям выдвигать предположения, слышать друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие, я могу включиться в его работу лишь в том случае, если дети сами попросят меня об этом. Мои цели для продуктивной организации совместной деятельности:

- предоставление детям достойных культурных образцов взаимодействия ( желательно в виде вариантов, равновозможных для выполнения конкретного задания);

- инициирования пробных действий детей с учебными заданиями;

- удержаний выдвинутых версий и предложений и коррекция хода дальнейшей работы на основе возникающих в учебном взаимодействии вариантов решений;

- поиск способов включения каждого ученика в работу малых групп и в общеклассную дискуссию.

Следующий этап моей работы - это ответ на вопрос: «На что будет работать эта конкретная форма организации совместной деятельности на данном уроке?

- углубление индивидуальных знаний;

- коррекцию межличностных отношений;

- опыт продуктивного сотрудничества;

- экономию учебного времени.

И в соответствии со сделанным выбором я подбираю форму совместной деятельности. Для введения правил сотрудничества по литературе использую форму « учитель-класс»: то есть выхожу на внутриклассную дискуссию. Это может быть и мой диалог с учащимся, полемика, спор, дебаты, прения, диспут и даже «круглый стол». Но действую здесь всегда осторожно, вынося на обсуждения действительно спорные, неоднозначные вопросы(например, при изучении в 8 кл. повести «Капитанская дочка» провожу урок -дискуссию на тему «Злодей или спаситель» (характеристика Пугачева), в 11 кл. « Что лучше: спасительная ложь или горькая правда?» (по пьесе М. Горького «На дне»)

Но всегда помню следующее:

1. Не нужно злоупотреблять своими репликами, заменять самоорганизацию детей прямым управлением.

2. Отдавать предпочтение открытым вопросам, которые не предполагают однозначного ответа (вопросы типа «как?», «почему?», «зачем?», «при каких условиях?»), а также оценочным вопросам, которые связанные с выработкой учеником собственной оценки явлений, собственного суждения.

3 Уметь держать «паузу ожидания, между своим вопросом и ответами учащихся от 3 до 5 секунд), так как:

- увеличивается продолжительность ответов;

- увеличивается число высказываний, которые относятся к обсуждаемой теме;

- повышается уверенность детей;

- усиливается творческая направленность мышления;

- увеличивается количество идей;

- возрастает включенность учащихся с более низким темпом учения;

- усиливается взаимодействие между учащимися.

4 Четко регулировать соблюдение определенных правил обсуждения.

Следующая форма совместной деятельности - работа в парах. Именно она ориентирует детей на одноклассников как на партнеров в решении учебных задач; учит обращаться к ним, а не только к учителю, ждать их реакции на свой ответ, создает для каждого ребенка свою группу поддержки. На всех своих уроках я строю систему парной работы так, чтобы дать возможность каждому ребенку поработать с каждым одноклассником. Иногда сама делю учащихся на пары, исходя из принципа «сильный - слабый»; иногда разрешаю составлять пары по желанию. Спектр использования парной работы обширный: от составления и защиты своего плана урока до парной работы по выполнению контрольных и самостоятельных работ.

Самой эффективной формой в организации совместной деятельности является работа в группах. Использую различные способы объединения учащихся: от стихийного ( по алфавиту, по жребию, территориально) до сознательного (с учетом психологических особенностей, симпатий, организаторских способностей учащихся).

По составу группы использую различные:

- минимально 3, оптимально 5, группы с большей численностью учащихся, в зависимости от целевых установок и задач. Здесь снова особо нужно сказать об отборе содержания для групповой работы:

1. Учебная задача должна соответствовать исключительно групповому поиску решения. Например, составить общий алгоритм работы над любой орфограммой.

2. Задания на известный способ работы, когда ученику требуется «утвердиться» в своем знание, «проговорить» вслух способ действия. Чтобы участники совместной работы могли оценить степень его усвоения. Например, составление своих ОК по разделам орфографии и синтаксиса.

3. Задания, требующие оценить чье-либо решение, ответ, (выработка общих критериев оценивания ответа).

Затем учащиеся или я думаем, по какому принципу будет решаться поставленная учебная задача в зависимости от уровня подготовленности к совместной деятельности и от отведенного на работу времени.

Я использую три формы организации:

а) Принцип «индивидуальных вкладов».

Каждым участником обсуждения вносятся различного рода предложения. Здесь необходимо учитывать различные способности детей (индивидуальные, личностные: общительность, самостоятельность, умение посмотреть на проблему со стороны другого человека, склонность к творческой работе, уровень знаний)

б) Позиционный конфликт: когда выявляются и сталкиваются различные позиции   учащихся, их взгляды на один и тот же объект. Работа в группе строится по схеме

                                               существование

                                  разных точек зрения на один объект

                                                      конфликт

                            этих точек зрения, требующий диалога и дискуссий

                                                       попытка

                           сближения разных позиций через отстраненную позицию

                                                    совмещение

                             разных позиций в деятельности одного ученика

в) 3-ий принцип - «содержательного распределения действий».

Типичным для принципа « содержательного распределения действий» является такая организация взаимодействия, в которой разделению между участниками подлежит само усваиваемое понятие. Если изучаемое понятие состоит из нескольких компонентов, то их можно распределить между участниками групповой работы (или между группами), чтобы каждый из них осуществлял только свое действие. В ходе поисков решения поставленной задачи учащиеся имеют возможность обмениваться действиями, что позволяет осуществлять данный процесс двунаправлено - на предмет усвоения и на других участников.

Конечно, на проблему выбора дети выходят тогда, когда уже используются все три формы организации, и дети получают в результате умение осознано выбирать форму взаимодействия в зависимости от поставленной задачи + еще хочу обратить внимание на четкую дифференциацию ролей . Участники распределяются по позициям: организатор, критик, человек, выдвигающий гипотезы, контролер, исполнитель. При анализе имею в виду, что сначала обсуждается результат, а затем то, как работала группа. Также использую форму работы постоянных команд (чаще в старших классах) Еще хочу сказать о том, что перед началом любой групповой работы я вместе с учащимися формирую правила поведения. Это могут быть следующие положения:

1. Удобная поза для работы - залог успеха!

2 .Обращаться друг к другу уважительно!

3 Улыбаться и не клевать носом!

4Внимательно слушать друг друга и не перебивать

5 Предлагать друг другу помощь, и так далее.

Или формулируем правила трех «нельзя»:

- говорить то, что уже сказали;

- отказываться от сообщения своего мнения;

- прятать за высказыванием свое дурное настроение

Иногда полезно составить словарь добрых слов и выражений:

-Ты хорошо аргументировал свое высказывание.

- Я тебя понял как…

- Я с тобой не согласен, так как…

- А как ты считаешь?

- Разреши с тобой не согласиться.

Самое сложное в организации совместной деятельности - это оценивание. Здесь

использую для себя следующий тезис: «отметка завершает систему оценивания, а не заменяет ее». Подхожу к этому процессу с четырех позиций:

1) Что оцениваю?

2) Какими средствами?

3) Когда?

4) Как?

Конечно, оценивается, главным образом результат совместной учебной деятельности учащихся - это содержательная оценка. Но и здесь обязательно раскладываю вместе с детьми по следующим критериям:

- правильность выполнения;

- способ и условия решения задачи;

-правильно подобраны доказательства;

- найдено решение, которого больше нет ни у кого;

- аккуратность выполнения.

Второй вопрос: «Какими средствами?»

Здесь использую как вербальные ( словесные) способы, так и невербальные (жест, взгляд, слово, интонация).

Иногда это мои слова: «Здорово! Замечательно! Браво! Какое оригинальное решение!»

Правильно организованная совместная деятельность учащихся непременно  способствует не только повышению мотивации при изучении предмета, но и лучшей социализации наших детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование как одно из средств повышения уровня обученности учащихся

Данная презентация позволяет продемонстрировать теоретическое выступление по теме. В ней раскрываются не только отличительные черты тестирования, но и функции тестов, положительные и отрицательные сто...

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 8-Х КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К УЧЕНИЮ»

В последнее время все больше внимания уделяется применению технологических карт на уроках иностранного языка в разных школах, благодаря чему раскрываются резервы учебного процесса и личности учащихся,...

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»

  Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...

Игра как средство повышения учебной мотивации учащихся.

как повысить мотивацию учащихся? какими способами вызвать интерес к предмету? Здесь на помощь учителю приходит использование игровых технологий!...

Доклад на тему "Ансамблевый этюд - одно из средств развития коммуникативной компетенции учащихся" (из опыта работы)

В докладе представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетенции при  постановке спектаклей...