Приёмы сжатия текста
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Подспорье при подготовке обучающихся к написанию сжатого изложения: памятки "Приёмы сжатия текста. Микротемы", "Как работать над сжатым изложением при первом чтении, после второго чтения, что нельзя исключать".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка Приемы сжатия. Микротемы
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом изложений потому, что необходимо уметь выделять главную и другие важные мысли, уметь отвлекаться от несущественной информации.
Задача сжатого изложения –
*кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,
*отобрать существенную информацию,
*исключить подробности,
*найти речевые средства обобщения.
Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
- внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;
- определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?);
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
- запомните последовательность событий, рассуждений;
- определите количество абзацев, ключевые слова;
- составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Как составить план.
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив ворос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
После второго чтения:
- разделите текст на смысловые части:
начинайте работу по компрессии текста;
помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим;
сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания;
- напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст;
- следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений;
- напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.
Советы по ведению записей:
*фиксируем ключевые слова,
*пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении,
*показываем подчеркиванием границы микротем.
Нужно записать изложение как можно больше, есть небольшая "хитринка": записывайте текст во время его чтения простым карандашом.
Приемы сжатия текста
Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Приемам компрессии (сжатия) текста
исключение обобщение или объединение замена
Исключение
вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
- выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;
- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи.
Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства.
Смысл предложения не изменится: Сказка живет везде, во всем (5 слов)
Обобщение или объединение
*ряда предложений, связанных одной мыслью;
*частей предложений;
*конкретных, единичных фактов, событий, явлений
При объединении необходимо
- найти в тексте мелкие, единичные факты,
- найти в них общее,
- объединить эти факты на основе общего,
- сформулировать получившееся предложение.
Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого.(30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена
*однородных членов обобщающим словом;
*сложного предложения – простым;
*части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; *прямой речи – косвенной;
*части текста одним предложением;
*части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
- найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;
- сформулировать получившееся предложение.
Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень.(12 слов)
Сказки любят все. (3 слова )
Сочетание исключения и обобщения (объединения)
Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)
Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)
Сочетание исключения и замены
Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова)
Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения
Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)
Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)
Что нельзя удалять из текста?
Основные детали, помогающие понять авторскую идею;
Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.
Количество слов.
Для изложения – не менее 70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы сжатия текста
Материалы содержат небольшие тексты, на которых учащиеся отрабатывают приёмы сжатия....
Материал по русскому языку при подготовке учащихся к ГИА "Приёмы сжатия текста"
В данном материале указаны основные приёмы сжатия текста при написании изложения на государственной итоговой аттестации по русскому языку. Показаны образцы сжатия частей текста, отдельных предлож...
Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)
Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...