Контрольно-измерительные материалы по русскому языку, 10 класс
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
КИМ для рабочей программы по русскому языку помогут учителям, работающим по программе Гольцовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kim_10_rya.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для 10 класса
Предмет: русский язык
Программа: Гольцова, Шамшин,
Количество часов в неделю: 2
1. Контрольный диктант с грамматическим заданием (входная диагностика)
Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.
Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.
В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.
Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.
Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.
Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.
Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!
Грамматические задания
- В первом предложении найдите слово (слова), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом (I вариант) и суффиксальным способом (II вариант).
- Определите тип связи слов в словосочетании по-летнему ясный (I вариант) и к песчаному склону (II вариант).
- Составьте схему предложения – По деревянным нешироким ступенькам балкончика (I вариант), Искупавшись, мы ложимся загорать (II вариант), прокомментируйте знаки препинания в данном предложении.
2. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Как белка дразнила дятла.
У старой липы, стоявшей перед домом, был маленький, не больше пальчика, сучок на высоте чуть повыше человеческого нормального роста.
На этот сучочек мы накладывали кусочек сальца, который клевали синицы. Он приглянулся и солидному дятлу, который двигался по стволу, как будто подпрыгивая. Чтобы добраться до сучка ему надо было во что бы то ни стало перескочить на другую сторону липы, однако тут случалось неожиданное. Шустрая и легкая, как коричневый дымок, белочка, притаившаяся чуть выше сучка, так рассчитывала свои движения, что, когда дятел оказывался у сучка, белка, опередив его на полсекунды, срывала кусочек сала и воздушным прыжком взлетала выше. Точно дразня дятла, садилась она на ветке и , не сводя с него глаз, уплетала похищенное лакомство за обе щеки. Дятел же, издав крик обиды улетал ни с чем. Расчет никогда не подводил рыжую насмешницу.
Мы решили все же перехитрить белку. Куски старого сыра, любимое лакомство дятла, мы бросили в траву перед липой. Белка, нисколько не боясь, прыгала с липы прямо перед неповоротливым дятлом и выхватывала прямо из-под самого носа птицы предназначенное не ей лакомство. По-видимому, ей доставляло какое-то необъяснимое удовольствие дразнить и обижать дятла.
(По Н.Тихонову. 181 слово)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор
I вариант - На этот сучочек мы накладывали кусочек сальца, который клевали синицы.
II вариант - Точно дразня дятла, садилась она на ветке и , не сводя с него глаз, уплетала похищенное лакомство за обе щеки.
2. Выполните морфемный разбор
I вариант – расчет, похищенное , не боясь
II вариант – необъяснимое, доставляло, по-видимому.
3. Обозначьте изученные орфограммы в 3 абзаце.
3. Сочинение по прочитанному тексту.
Текст № 1 (По В. Астафьеву)
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..
(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...
(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
(10)Все замерло, остановилось.
(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
«(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...
(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг.
(25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
(28)И никого нет в зале!
(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор.
(33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
(37)Домский собор. (38)Домский собор.
(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)
Текст № 2 (По Д.А. Волкогонову)
(1)Какие поступки мы считаем героическими? (2)Как отделить подлинно героическое от лжегероизма? (З)Кто в общественном и индивидуальном сознании предстаёт как герой -творец подвига?
(4)Об этом давно задумываются люди. (5)Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. (6)Для каждой эпохи эти ответы были своими, соответствующими мировоззрению, которое в ту пору господствовало. (7)Ведь люди привязаны к галере своего времени. (8) Взгляды на мир, общество, мышление и, естественно, на человеческие поступки отражают доминирующие в обществе социальные и моральные установки и характер отношения ко злу, добру, справедливости, благородству, мужеству. (9)У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах, войнах. (10)А вот средневековое общество поэтизировало представителей военного сословия - рыцарей, состоявших на службе у феодалов. (11)Для защиты владений, споров с соседями, удержания в повиновении нужна была военная сила. (12)3начительно позднее Ф. Ницше утверждал, что героем может быть тот, кто ближе к идеалу «сверхчеловека» - человеческому уникуму, способному властвовать над «рабской моралью», «предрассудками», «дряблыми идеалами». (13)«Слабые и неудачные, - писал Ницше, - должны погибнуть. (14)Такова альфа нашего человеколюбия». (15)Герой для Ницше - это «полубог, полузверь, получеловек с крыльями ангела, злое демоническое существо». (16)Каковы же сегодня критерии героического? (17)Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий игру в кошки-мышки со смертью. (18)Один из молодых парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а точно через рассчитанное время - другой, с двумя парашютами. (19)В воздухе второй парашютист «догнал» первого (благодаря большему весу), передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. (20)В итоге оба благополучно приземлились. (21)Исключительный случай? (22)Да. (23)Необычный поступок? (24)Конечно. (25)Но во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? (2б)Отдавая должное личной смелости парашютистов, следует сказать, что их поступок нельзя назвать героическим. (27)Действия, не несущие прогрессивной социальной нагрузки, даже будучи совершёнными в экстремальной ситуации, -отношения к героическому не имеют. (28)В противном случае пришлось бы считать (что нередко и делается), что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители и т. д.
(29)«Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка, действия, явления к героическому свершению. (ЗО)Герой — не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, которая исключительна лишь в одном: она способна к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно нужен людям.
(По Д.А. Волкогонову)
Текст № 3
Значение болезней
(1) ...Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух. (2) Никогда еще телесные недуги не были так изнурительны. (3) Часто бывает так тяжело, такая страшная усталость чувствуется во всем составе тела, что рад бываешь как бог знает чему, когда наконец оканчивается день и доберешься до постели. (4) Часто, в душевном бессилии, воскликнешь: «Боже! где же наконец берег всего?». (5) Но потом, когда оглянешься на самого себя и посмотришь глубже себе внутрь, – ничего уже не издает душа, кроме одних слез и благодарения.
(6) О! как нужны нам недуги! (7) Из множества польз, которые я уже извлек из них, скажу вам только одну: ныне каков я ни есть, но я все же стал лучше, нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже таким, каким следует мне быть. (8) Не говорю уже о том, что самое здоровье, которое беспрестанно подталкивает русского человека на какие-то прыжки и желанье порисоваться своими качествами перед другими, заставило бы меня наделать уже тысячу глупостей. (9) Притом ныне, в мои свежие минуты, которые дает мне милость небесная и среди самих страданий, иногда приходят ко мне мысли, несравненно лучшие прежних, и я вижу сам, что теперь все, что ни выйдет из-под пера моего, будет значительнее прежнего.
(10) Не будь тяжких болезненных страданий, куда б я теперь не занесся! (11) Каким бы значительным человеком не вообразил себя! (12) Но, слыша ежеминутно, что жизнь моя на волоске, что недуг может остановить вдруг тот труд мой, на котором основана вся моя значительность, и та польза, которую так желает принесть душа моя, останется в одном бессильном желании, а не в исполнении, и не дам я никаких процентов на данные мне Богом таланты, и буду осужден, как последний из преступников...
(13) Слыша все это, смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить Небесного Промыслителя за мою болезнь.
(14) Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен. (15) Молитесь Богу только о том, чтобы открылось перед вами его чудное значение и вся глубина его высокого смысла. (313 слов) (Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями)
Текст № 4
(1) Сострадание – активный помощник.
(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее , чем бесчувственным. (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.
(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.
С. Львов «О сострадании»
4. Словарные диктанты.
1. Администратор, адъютант, академия, аккумулятор, аксессуар, аллитерация, альтернатива, аннулировать, антагонизм, апатия, апелляция, апофеоз, аргументация, архитектор, ассистент, бадминтон, баллотироваться, бастион, брифинг, будоражить, бумеранг, бутафория, бюллетень, гармония, гемоглобин, грейпфрут, двухъярусный, дезертир, декламировать, демагог, демобилизация, демократ, департамент, дефицит, дилетант, диссертация, дистиллированный, дрессировать, иммунитет, , инициатива, интеллект, интеллигент, квалификация, коммерсант, корпорация, коррекция, либерал, лиственница, масленица, медицина, мораторий, пилигрим, прагматизм, приобретение, риторический, стабилизация, сертификат, статуя , стереотип, туннель, университет унифицировать, эквивалент, экспрессивный, эмоция
2. Подлинный, зловещий, как будто, прекратить, как-нибудь, истинный, рассчитать, воображать, поразительный, изощренный, присутствовать, движимый, отразить, расчет, юный, сражаться, биография, публиковать, иллюстрация, румяный, величина, ветряная мельница, искусный, огромный, колоссальный, профессия, приведённый, переведенный, жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, акварель, аквариум, акваланг, выровненный, прекратить, претензия, претендовать, бассейн, дистанция, сиять, комбинация, галерея, эпидемия, возражение, поражение, почтальон, квитанция, конверт, период, изобразить, гимнастика, осанка, снаряд, чемпион, тренер, тренироваться, впоследствии, фантазия, реальный, ситуация, кромешный, светофор, семафор, автор, классик, масса, кросс, старательно, карикатура, недосягаемый, комендант, претензия, нечаянный, поразительный, кандидат.
3. Гуманистические устремления, российская профессура, подать апелляцию, вынужденный компромисс, привилегированная публика, посвящение в студенты, кристально честный человек, комментарий к французской балладе, прогрессивная интеллигенция, желтая пресса, городские трущобы, диссертация о классицизме, участвовать в президентской кампании, доверчивые сверстницы, молодцеватые ровесники, Блистающие зарницы, непромокаемый плащ, тушеные овощи, расчувствоваться до слез, присоединиться к России, множество темно-лиловых туч, прелестная девчонка, презирать за лесть, пребывать в неведении, съел пол-лимона, рассчитывать на благожелательность, доверчивый зайчонок, балованный мальчик, постоянный подписчик, оранжевое горлышко, жесткий компромисс.
4. Контрольное тестирование.
2. Контрольное тестирование по теме "Морфология".
- Какое утверждение не соответствует данному предложению?
Укрывает инеем землю добела, песней журавлиною осень проплыла, но всё той же узкою тропкой между гор мы втроём к рябинушке ходим до сих пор.
А) в предложении восемь существительных.
Б) в предложении три глагола
В) в предложении два наречия
Г) в предложении один союз
Д) в предложении одно числительное
Е) в предложении два прилагательных
2. В каком предложении есть и частица, и наречие, и местоимение?
А) Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Б) Тих и печален ручей у янтарной сосны.
В) Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.
Г) Вот и окончилось всё, расставаться пора.
Д) Крылья сложили палатки – их кончен полёт.
Е) Крылья расправил искатель разлук – самолёт. (Ю.Визбор)
3. Какое утверждение не относится к данному предложению?
Под небом голубым есть город золотой с прозрачными озерами и яркою звездой, а в городе том сад – всё травы да цветы, гуляют там животные невиданной красы. (Б.Гребенщиков)
А) Одно существительное употребляется только в форме множественного числа.
Б) От двух прилагательных можно образовать краткую форму.
В) Два существительных употреблены в форме творительного падежа.
Г) В предложении есть два соединительных союза и один противительный.
Д) В предложении есть усилительная частица.
- Какое слово не может относиться к различным частям речи?
Жгут, дорога, стекло, да, почти, ожог.
5. В каком утверждении допущена неточность?
1) Местоимения НЕКТО, НЕЧТО имеют форму только именительного падежа.
2) Местоимения МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ изменяются по родам, числам и падежам.
3) Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы именительного падежа.
4) Местоимение СТОЛЬКО не имеет рода и числа.
5) Местоимение СЕБЯ изменяется по падежам.
6) Местоимения КАКОЙ, ЧЕЙ, КОТОРЫЙ изменяются по родам, числам и падежам.
- В каком утверждении допущена неточность?
- В существительных кон..ик, песчан..ик, лиственн..ца пишется нн, так как одно н входит в состав корня, а другое относится к суффиксу.
- В прилагательных хозяйственный, родственный, мужественный пишется нн, так как они входят в суффикс –енн-.
- В краткой форме прилагательного пишется столько н, сколько и в полной форме: советы ценны (ценный), спортсмены юны (юный).
- В существительных торфяник, дровяник пишется одно н, так как они образованы от прилагательных с одним н в суффиксе (торфяной, дровяной).
- В суффиксах прилагательных глиняный, кожаный, медвяный пишется одно н, так как суффиксы прилагательных –ан-/-ян- имеют одно н.
- В прилагательных свиной, пряный, румяный буква н входит в корень; суффикс в этих словах отсутствует.
- В каком утверждении допущена неточность?
- Существительные степь, фальшь, блажь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание –и-.
- Существительные варенье, соленье, копчение, моление в форме предложного падежа имеют окончание –е-.
- Существительное питьё имеет форму Р.п. мн.ч. питей.
- Существительные платье, устье, полено в форме Р. п. множ.ч. имеют окончание –ев-.
- Сущ-ые пародия, мелодия, шалунья, лгунья в форме Р.п. мн.ч. имеют окончание –ий.
- Сущ-ые кожа, баржа, галоша, тёща в форме Р.п. мн.ч. пишутся без буквы ь на конце.
- В каком утверждении допущена неточность?
- Приставки на -з/-с перед звонкими согласными оканчиваются на –з, перед глухими – на –с.
- Написание приставок пре-, при- зависит от значения.
- В приставках раз-/рас, роз-/рос- под ударением пишется о, без ударения – а.
- Гласный и корня после приставок сохраняется: меж…нститутский, сверх..нтересный, пред..юльский.
- Большинство приставок имеет неизменное написание.
- Приставка при- пишется в слове со значением прибавления: прибавить, присовокупить.
- В каком утверждении допущена неточность? Род несклоняемых существительных..
- обозначающих одушевленные предметы и являющихся именами собственными, определяется по принадлежности к биологическому полу ( Александр Дюма написал, Эльза Триоле написала);
- обозначающих неодушевленные предметы и являющихся именами собственными, определяется по родовому слову (Онтарио – озеро – средний род);
- обозначающих звания, должности, профессии, всегда мужской (кули, рантье);
- обозначающих неодушевленные предметы, всегда средний (метро, пюре);
- таких, как кольраби, авеню, салями, определяется как женский ( по родовому понятию: колбаса салями).
- обозначающих животных, птиц, всегда женский..
- В каком утверждении допущена неточность?
- С неопределенными местоимениями без предлога не пишется слитно (некто).
- При пояснительных словах далеко, вовсе, отнюдь частица не с прилагательными пишется раздельно (далеко не красивый).
- Приставка недо- в глаголах имеет значение систематической незавершенности действия.
- При пояснительных словах крайне, совершенно частица не с причастиями пишется слитно (совершенно непросохший).
- Не с наречиями пишется раздельно и слитно.
- В каком утверждении допущена неточность?
- Написание гласных в корнях гар-/гор-, зар-/зор- проверяется одним и тем же правилом.
- Написание гласных в корнях Бер-/бир-, мер-/мир-, блест-/блист-, кас-/кос- зависит от наличия суффикса –а-.
- Слово отрасль можно считать исключением из правила о написании гласных в корне раст-/рос.
- Написание гласных в корне скак-/скоч- зависит от последней согласной корня.
- Чередование гласных в корне плав-/плов- относится к нерегулярным.
- Написание корней мак-, мок-, равн-, ровн- зависит от значения.
- В каком утверждении допущена неточность?
- Согласные перед гласными пишутся так, как слышатся.
- Некоторые звонкие согласные могут оглушаться, а глухие – озвончаться.
- Большинство согласных – парные по твердости-мягкости.
- Согласные Й, Л, М, Н, Р находятся в сильной позиции по звонкости-глухости.
- Непроизносимые согласные и находящиеся в слабой позиции проверяются одинаково.
- Согласный при наличии рядом трех или более согласных может быть непроизносимым.
- В каком утверждении допущена неточность?
- Написание НН в причастиях может быть обусловлено наличием пояснительного слова.
- Одно и то же причастие может быть написано с Н или с НН в разных предложениях.
- В причастиях, образованных от глаголов 2 спряжения, пишутся суффиксы –ущ-/-ющ-, -ем-.
- Причастия на -ОВАННЫЙ, -ЁВАННЫЙ пишутся с НН, кроме КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ.
- В кратких формах причастия пишется одна буква Н.
- Окончания причастий определяется по вопросу, как и у прилагательных.
- Какое утверждение неверно по отношению к данному предложению?
Снегопад, снегопад, снегопад давно прошёл, словно в гости к нам весна опять вернулась; отчего, отчего, отчего так хорошо – оттого, что ты мне просто улыбнулась. (Н.Добронравов)
- В двух словах наблюдается смягчение твердых согласных под воздействием последующего мягкого согласного.
- Одно слово состоит из четырех слогов.
- Слово отчего читается как ! атчиво!.
- Есть пять слов, равных одному слогу.
- В предложении нет слов с вариантным ударением.
- Слово прошёл читается как !прашол!
Итоговое контрольное тестирование.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1)дОсуг 2)пОняв 3)сОзыв 4) (он) дозвонИтся
А2 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1)давайте попробоваем 2)около пятисот человек 3)менее быстрый 4)много яблок
А3 В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1)Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её.
2)Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.
3)Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
4)Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.
А4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Начав заниматься музыкой,
1) у вас остаётся мало времени для развлечений.
2) в значительной степени развиваются творческие способности.
3) у меня появилось много интересных знакомых.
4) я познакомился с нотной грамотой.
А5 В каком слове нет суффикса –щик-?
1)табельщик 2)кровельщик 3)подлещик 4) мусорщик.
А6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН.
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1,2, 4 2)2,4 3)3 4)3,4
А7 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1)разобид…шься, высуш…нный 3)услыш…шь, просе…нный
2)наде…шься, раскле…вший 4)брос…шь, вид…мый.
А8 Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)тщетно 2)тщательно 3)бессмысленно 4)напрасно
А9 Укажите предложение с фразеологизмом.
1)Спектакль всем очень понравился.
2)Зрители приняли спектакль восторженно.
3)Спектакль вызвал восторг у публики.
4)Мы пришли в восторг от спектакля.
А10.Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1)указаны 2)указывая 3)домашний 4)доверчивый
А11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В картине « Боярыня Морозова» Суриков запечатлел трагический эпизод русской истории () и несокрушимой духовной силе национального характера придал осязаемые черты.
1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А12.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
- 1,2,4 2)2, 4 3)2,3.4 4)1,3.
А13.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.(Знаки препинания не расставлены.
- В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
- Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
- Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались стаей летящих птиц то острыми льдинками.
- Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.
А14.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Благородные пропорции белого храма(1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются(3) в окружающий его (4) пейзаж.
- 1,3,4 – выделяются два причастных оборота.
- 1,4 – выделяются два причастных оборота.
- 1,2 – выделяется причастный оборот.
- 1,3 - выделяется деепричастный оборот.
А15. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.
- Ивану Ильичу (НЕ) здоровится.
- На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.
- Петя (НЕ) мог отвечать.
А16. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Обаяние, как дар особый (привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
1)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3) )Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание.
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В4.
(1)Говорят, писателем надо родиться.
(2)Правильно говорят. (3) Всё можно приобрести: жизненный опыт, знания, даже культуру. (4) Но литературный талант - никогда.
(5) Талант , как и его отсутствие, видны сразу.(6) Но в наше время всеобщей грамотности и вполне естественного в этих условиях желания сотен и сотен попробовать себя на литературном поприще граница утратила здесь свою чёткость, размылась, и отнюдь не случайно в критическом лексиконе появился этот реестр, та градация писательской ценности: одарённый, способный, умелый, опытный, перспективный… (7)Отсюда и идея массового обучения литературному труду, выразившаяся в создании разного рода «кузниц» писательских кадров, призванных повышать профессиональную квалификацию работников художественного слова.
(8) Вот NN закончила Литинститут.(9) Наряду со многим другим она, конечно же , слышала там о ружье , которое уж висит на стене, то рано или поздно обязано выстрелить. (10) В литературе, как и во всех остальных проявлениях человеческого интеллекта, есть накопленный опыт, практикой многих и многих мастеров выстраданные законы. (11) Это та самая азбука, которую начинающий литератор должен знать назубок. (12)Без этого знания он вряд ли сделает хоть один заметный самостоятельный шаг. (13)Именно азбуке надо учить, по азбуке студента надо понять. (Юрий Томашевский)
В1. Назовите часть речи , к которой принадлежит слово правильно (предложение 2)?
В2. Из предложения 9 выпишите сочинительный союз.
В3. Какой тип связи используется в словосочетании время грамотности (предложение 6)?
В4. Напишите номер предложения из 4-го абзаца, в котором присутствует сравнительный оборот.
Ответы.
Часть 1.
А1 – 4
А2 – 1
А3 – 3
А4 – 4
А5 – 3
А6 – 4
А7 – 4
А8 - 2
А9 – 3
А10 – 4
А11 - 1
А12 – 3
А13 – 3
А14 – 3
А15 – 4
А16 – 4
Часть 2.
В1. Наречие
В2. То
В3.Управление
В4.10
Перечень учебно-методического обеспечения
- Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).
Для учащихся
- Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина - М.: Русское слово, 2011.
- В.Ф.Греков, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах /М.: Просвещение, 2008
- Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. /Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
3. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
- Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. - М.: Дрофа, 2005.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
- Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2002.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.
Для учителя
- Н. Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2009.
- М.А. Мищерина, Н. Г. Гольцова Русский язык 10-11 классы. Поурочное планирование. - М.: Русское слово, 2007.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
- Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1994.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». - М.: АПК и ПРО, 2002.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. - М.: ОО ТИД «Русское слово PC», 2004.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
http://www.saharina.ru Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие
1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....
Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...
Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.
Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...
Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.
Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Данный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)
Анонс материалаДанный тест предназначен для повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...