Лексическое значение имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конкурсный урок по УМК Львовых. 20 минут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имени существительного.
Урок русского языка в 5 классе.
Цели урока:
Деятельностная: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Содержательная: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение слова «предмет».
Тип урока: открытие нового знания
Учебное оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, QR-код.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать общее значение имени существительного. Уметь классифицировать слова по значениям.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников (коды, жизненный опыт, учебник). Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владеть основами самоконтроля, самооценки. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимися интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД | |||
1.Мотивация к совершению учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. 3 минуты. | - Добрый день, ребята. Рада видеть вас! Партнеры по лицу, улыбнитесь друг другу и помашите рукой. Партнеры по плечу, развернитесь друг к другу, возьмитесь мизинцами правой руки и, меняя пальцы, повторяйте за мной: «Я желаю тебе сегодня здоровья, хорошего настроения, новых знаний, отличной оценки». Садитесь. - Ребята, к нам пришла шифровка. № 1, откройте ее при помощи QR-кода, покажите всем. Если мы сумеем ее прочитать, то узнаем тему урока. № 2, возьмите белые листочки. Это ключ к шифру. Вы можете угадать тему по первым буквам. На это у вас 1,5 минуты. Работаете сообща в группе. - Итак, какова тема нашего урока? Запишите ее на листочки. | Приветствуют учителя и друг друга, демонстрируют свою готовность к уроку. Выполняют указания учителя. Считывают шифровку при помощи QR-кода, расшифровывают тему урока. | Познавательные: производить само и взаимонаблюдение, умение работать с кодами. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: Формирование положительного отношения к уроку, понимания необходимости учения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося 3 минуты. | - Что вы знаете об имени существительном? № 3, возьмите голубые листочки, положите их на середину стола. Работаете в группе. Составьте кластер, заполните пустующие места. На это у вас 1,5 минуты. Опрос. Затем учитель проецирует заполненный кластер на доску. Посмотрите на доску. У какого стола так же? Встаньте. Учитель аплодирует победителям. Какая ошибка у вас? | Ученики заполняют кластер, работают в группе. Сравнивают свою схему с эталоном . Оценивают себя. Отвечают учителю, исправляют ошибки. | Познавательные: повторить морфологические признаки имени существительного. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, кластер). Регулятивные: развивать умение сравнивать, сопоставлять, оценивать себя. Коммуникативные: выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество. Личностные: формировать умение работать в группе. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. 8 минут. | - Ребята, вы мне сказали, что имя существительное обозначает предмет. А каково лексическое значение слова «предмет»? СЛАЙД. ПРЕДМЕТ, -а, м. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределенной формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления. - Потрогайте стол – вы его чувствуете, ощущаете? Значит, слово, обозначающее эту вещь, этот предмет, - существительное? Пожмите руку партнеру по лицу. Вы ее чувствуете? Значит, слово, обозначающее этот предмет, -существительное? Прикоснитесь к радости… Значит, слово, обозначающее это понятие, не существительное? Или слово «радость» - существительное? Докажите, опираясь на кластер, который мы составили. Какова же цель нашего урока? Посмотрите на кластер. Что еще осталось незаполненным? (Наша цель – узнать, какие значения может иметь имя существительное. Что подразумевается под словом «предмет»?) СЛАЙД - Возьмите карточки, сгруппируйте их по значениям и дайте название каждой группе. У вас 1,5 минуты. Тетрадь, сирень, смелость, радость, синева, молотьба, стрельба. Опрос. Учить записывает названия групп на доске. - Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 58, П.53. Прочитайте два последних абзаца. – 1 минута. Если это необходимо, внесите изменения в свою классификацию и впишите в кластер 3-4 значения, которые могут передавать имена существительные. Опрос по столам по изменениям. - Ребята, посмотрите, насколько богато лексическое значение имени существительного. | Работают со словарной статьёй на слайде. Выполняют задания учителя. Строят доказательства на основе кластера. Определяют цель урока Работают в группе с карточками, группируют и классифицируют слова. Читают материал учебника. Вносят изменения в свою классификацию, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Личностные: Самоконтроль и самовыражение. Проявлять самостоятельность и активность в разных видах деятельности. |
4. Первичное закрепление изученного. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления 4 минуты | - СЛАЙД. - Послушайте стихотворение. Ш..пот, робкое дыхан..е, Трели с..л..в..я, С..ребро и к..лыханье Сонного руч..я. Са.. ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. - В чём особенность этого стихотворения? - Слов какой части речи здесь больше всего? Поработайте в парах с партнером по плечу. Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, надпишите над существительными из стихотворения лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие. СЛАЙД. Проверьте себя по слайду. У кого нет орфографических ошибок? Кто все правильно распределил по графам? - Итак, слова с каким значением вы записали? - Ребята, мы еще раз убедились, что возможности существительного безграничны. Вы видите, насколько наш язык красив, богат, разнообразен, точен и меток. | Слушают стихотворение в исполнении учителем. Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах. Распределяют слова в таблицу, вставляют орфограммы. Проверяют себя по слайду. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Коммуникативные: Управлять поведением партнера. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: ориентироваться в межличностных отношениях. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
5.Рефлексия. Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса 1,5 минуты. | - Вспомните, на какую букву начинается ваше имя, и придумайте на эту букву слово, которое отразило бы ваши эмоции, чувства, суть урока. Меня зовут Татьяна Николаевна, поэтому я даю вам оценку: Талантливые Необыкновенно! | Придумывают слова, оценивают урок и себя в нем. | Познавательные: расширение словарного запаса, формирование креативного, критического мышления. Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли. Личностные: Самооценка; адекватно понимать причины успеха или неуспеха в УД; следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
6.Домашнее задание. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Самостоятельное закрепление материала 30 секунд. | П.52,53 учить, упр. 529 или сочинение-миниатюра «Чем меня удивило имя существительное». | Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Реализуют право выбора. | Регулятивные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Выявление значения имен существительных детьми-инофонами и русскогоговорящими детьми "
Статья "Выявление значения имен существительных детьми-инофонами и русскогоговорящими детьми "...
Конспект урока Тема: «Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Для учащихся 3 класса...
«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)
Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ «НАЗВАНИЯ ЛИЦА» В РАССКАЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «СПОДРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»
В центре внимания – имена существительные со значением «Названия лиц», употребленные русским писателем начала XX века Е.И. Замятиным в рассказе «Сподручница грешных». В к...