Лексическое значение имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конкурсный урок по УМК Львовых. 20 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имени существительного.

Урок русского языка в 5 классе.

Цели урока: 

Деятельностная: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Содержательная: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение слова «предмет».

Тип урока: открытие нового знания

Учебное оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, QR-код.

Планируемые результаты: 

Предметные: понимать общее значение имени существительного. Уметь классифицировать слова по значениям.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников (коды, жизненный опыт, учебник). Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами. Владеть основами самоконтроля, самооценки. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Личностные:  воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимися интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Мотивация к совершению учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

3 минуты.

- Добрый день, ребята. Рада видеть вас! Партнеры по лицу, улыбнитесь друг другу и помашите рукой. Партнеры по плечу, развернитесь друг к другу, возьмитесь мизинцами правой руки и, меняя пальцы, повторяйте за мной: «Я желаю тебе сегодня здоровья, хорошего настроения, новых знаний, отличной оценки». Садитесь.

- Ребята, к нам пришла шифровка. № 1, откройте ее при помощи QR-кода, покажите всем.  Если мы сумеем ее прочитать, то узнаем тему урока. № 2, возьмите белые листочки. Это ключ к шифру. Вы можете угадать тему по первым буквам. На это у вас 1,5 минуты.  Работаете сообща в группе.

- Итак, какова тема нашего урока? Запишите ее на листочки.

Приветствуют учителя и друг друга, демонстрируют свою готовность к уроку. Выполняют указания учителя.

Считывают шифровку при помощи QR-кода, расшифровывают тему урока.

Познавательные: производить само и взаимонаблюдение, умение работать с кодами.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: Формирование положительного отношения к уроку, понимания необходимости учения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

3 минуты.

- Что вы знаете об имени существительном? № 3, возьмите голубые листочки, положите их на середину стола. Работаете в группе. Составьте кластер, заполните пустующие места. На это у вас 1,5 минуты.

Опрос. Затем учитель проецирует заполненный кластер на доску. Посмотрите на доску. У какого стола так же? Встаньте. Учитель аплодирует победителям. Какая ошибка у вас?

Ученики заполняют кластер, работают в группе.

Сравнивают свою схему с эталоном . Оценивают себя.

Отвечают учителю, исправляют ошибки.

Познавательные: повторить морфологические признаки имени существительного. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, кластер).

Регулятивные: развивать умение сравнивать, сопоставлять, оценивать себя.

Коммуникативные: выражать свои  мысли, планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формировать умение работать в группе.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

8  минут.

- Ребята, вы мне сказали, что имя существительное обозначает предмет. А каково лексическое значение слова «предмет»? СЛАЙД.

ПРЕДМЕТ, -а, м. 1. Всякое материальное явление, вещь. П. неопределенной формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.

- Потрогайте стол – вы его чувствуете, ощущаете? Значит, слово, обозначающее эту вещь, этот предмет, - существительное?   Пожмите руку партнеру по лицу. Вы ее чувствуете? Значит, слово, обозначающее этот предмет, -существительное?  Прикоснитесь к радости… Значит, слово, обозначающее это понятие, не существительное? Или слово «радость» - существительное? Докажите, опираясь на кластер, который мы составили.  Какова же цель нашего урока? Посмотрите на кластер. Что еще осталось незаполненным? (Наша цель – узнать, какие значения может иметь имя существительное. Что подразумевается под словом «предмет»?) СЛАЙД

- Возьмите карточки, сгруппируйте их по значениям и дайте название каждой группе. У вас 1,5 минуты.

Тетрадь, сирень, смелость, радость, синева, молотьба, стрельба.  

Опрос. Учить записывает названия групп на доске.

- Познакомьтесь с материалом учебника на стр. 58, П.53. Прочитайте два последних абзаца. – 1 минута. Если это необходимо, внесите изменения в свою классификацию и впишите в кластер 3-4 значения, которые могут передавать имена существительные. Опрос по столам по изменениям.

- Ребята, посмотрите, насколько богато лексическое значение имени существительного.

Работают со словарной статьёй на слайде.

Выполняют задания учителя.

Строят доказательства на основе кластера.

Определяют цель урока

Работают в группе с карточками, группируют и классифицируют слова.

Читают материал учебника.

Вносят изменения в свою классификацию, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные: Самоконтроль и самовыражение.  Проявлять самостоятельность и активность в разных видах  деятельности.

4. Первичное закрепление изученного.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

4 минуты

- СЛАЙД.

- Послушайте стихотворение.

Ш..пот, робкое дыхан..е,

Трели с..л..в..я,

С..ребро и к..лыханье

Сонного руч..я.

Са.. ночной, ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

- В чём особенность этого стихотворения?

- Слов какой части речи здесь больше всего?

Поработайте в парах с партнером по плечу. Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, надпишите над существительными из стихотворения  лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие.

СЛАЙД. Проверьте себя по слайду. У кого нет орфографических ошибок? Кто все правильно распределил по графам?

- Итак, слова с каким значением вы записали?

- Ребята, мы еще раз убедились, что возможности существительного безграничны. Вы видите, насколько наш язык красив, богат, разнообразен, точен и меток.

Слушают стихотворение в исполнении учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в парах. Распределяют слова в таблицу, вставляют орфограммы.

Проверяют себя по слайду.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают себя.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.  Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. Контроль деятельности по ходу выполнения задания.

Коммуникативные:  Управлять поведением партнера. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: ориентироваться в межличностных отношениях. Учиться проявлять самостоятельность в разных видах  деятельности.

5.Рефлексия.

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

1,5 минуты.

- Вспомните, на какую букву начинается ваше имя, и придумайте на эту букву слово, которое отразило бы ваши эмоции, чувства, суть урока. Меня зовут Татьяна Николаевна, поэтому я даю вам оценку: Талантливые Необыкновенно!

Придумывают слова, оценивают урок и себя в нем.

Познавательные: расширение словарного запаса, формирование креативного, критического мышления.

Регулятивные: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Личностные: Самооценка; адекватно понимать причины успеха или неуспеха в УД; следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

6.Домашнее задание.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Самостоятельное закрепление материала

30 секунд.

П.52,53 учить, упр. 529 или сочинение-миниатюра «Чем меня удивило имя существительное».

Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Реализуют право выбора.

Регулятивные: прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Выявление значения имен существительных детьми-инофонами и русскогоговорящими детьми "

Статья "Выявление значения имен существительных детьми-инофонами и русскогоговорящими детьми "...

«Имя существительное. Значение в речи имен существительных» (Урок – обобщение)

Тема урока. Имя существительное. Значение в речи имен существительных. (урок – обобщение)Цели урока:1) систематизировать и обобщить знания учащихся об имени существительном как части речи, обозн...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СО ЗНАЧЕНИЕМ «НАЗВАНИЯ ЛИЦА» В РАССКАЗЕ Е.И. ЗАМЯТИНА «СПОДРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ»

В центре внимания – имена существительные со значением «Названия лиц», употребленные русским писателем начала XX века Е.И. Замятиным в рассказе «Сподручница грешных». В к...