Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Материал рассматривает алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ 11 класс. Структура сочинения-рассуждения, речевые клише при написании этой части работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_napisaniya_sochineniya-rassuzhdeniya_na_ege.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может быть:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
- исследована
- проанализирована
Возможные проблемы:
- Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
- Проблема роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
- Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
- Проблема отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
- Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
- Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
- Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
- Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
- Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
- Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
- Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
- Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
- Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
- Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
- Проблема коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
|
|
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
|
|
Проблема может заставить читателя:
|
|
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
- Это позволяет увидеть, что интересует автора.
- Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
- Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста или его части.
- Рассуждений по поводу всех проблем текста.
- Комментариев о действиях героев текста.
- Избегать повторов слова «проблема»
- Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может | |
|
|
Автор стремится реализовать цели:
- Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой
- Эмоционально воздействовать на вас
- Найти в вас единомышленника
Клише:
- Автор считает, что… Автор утверждает, что…
- Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
- Автору важно убедить читателя в том, что…
- Бесспорно мнение автора о том, что…
- Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
- Решая проблему, автор приходит к выводу: …
- … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
- … – это высказывание точно отражает мысль автора.
- Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.
Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
- тезис
- аргументация
- вывод
- аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
- С удовольствием прочитал…
- Нельзя остаться равнодушным…
- К сожалению…
- Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
- Автор убедительно доказывает, что…
- Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
- Автор справедливо отмечает, что…
- Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
- Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- Таким образом,
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
- Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
- Достаточно привести такой пример…
- Это можно доказать следующим образом..
- Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
- Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
- В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
- Например,… Допустим…
- По свидетельству кого-либо,… Предположим…
- Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
- Так как…
- Потому что…
- Оттого что…
- Благодаря тому что…
- В связи с тем что…
6. Как заканчивать сочинение?
- 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
- Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
- Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
- На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Проблемы, над которыми размышляет автор.
- Комментарий.
- Выявление позиции автора.
- Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
- Первый аргумент.
- Второй аргумент.
- Вывод (заключение).
Советы:
- Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
- Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Алгоритм написания сочинения - рассуждения по тексту Юрия Бондарева "Красавица" (ЕГЭ часть С 11 класс)
Данная работа представляет собой образец написания сочинения-рассужДения. КОНСТРУКЦИЯ, СОЗДАННАЯ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ, ПОМОЖЕТ ПРАВИЛЬНО ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ВЫ...
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ
Алгоритм написания сочинения на ЕГЭ основан на материале пособий Егораевой Т.Г. ЕГЭ. Рксский язык. Задания части 3 (С)" и Сениной Н.А., Нарушевича А.Г. "Русский язык. Сочинение на ЕГЭ"...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...
Материнское сердце. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С.
Данная работа содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. ЕГЭ Часть С....
Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
Методические материалы...
Алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке к ЕГЭ.
Данный алгоритм по написанию сочинения-рассуждения по русскому языку помогает учащимся одиннадцатого класса написать экзаменационную работу....