План по самообразованию "Интенсификация урока на основе совершенствования форм учебной деятельности с применением современных технологий"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Язовских Галина Николаевна

Данный план помогает обеспечить различные индивидуальные траектории получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности и интересы обучающихся. Обеспечить  более высокий уровень  профессиональной компетентности учителя.  

 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc114 КБ

    Предварительный просмотр:

    Язовских Галина Николаевна

    Учитель русского языка и литературы МКОУ «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №2»

    Образование: высшее,

    Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И. Менделеева по специальности учитель русского языка и литературы.

    Тема самообразования: Интенсификация урока на основе совершенствования форм учебной деятельности с применением современных технологий.

    Цели:

    • Обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности и интересы обучающихся;
    • Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителя.

    Задачи:

    •  Развивать и укреплять интерес к предмету;
    •  Использовать новые педагогические технологии;
    •  Дать учащимся качественное образование;
    • Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
    •  Подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
    •  Совершенствовать формы организации учебной деятельности;
    • Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий;
    • Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
    • Выявлять, обобщать и распространять опыт творчески работающих учителей;
    • Совершенствовать виды и формы диагностики и контроля;
    • Разрабатывать учебные, научно – методические и дидактические материалы, сосредоточить основные усилия  на создание научной базы у обучающихся выпускных классов для успешного продолжения образования.

    Перечень вопросов по самообразованию:

    •  Наличие инноваций в работе (овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов).
    • Работа над созданием в коллективе обучающихся творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
    • Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне(на муниципальном уровне показ открытых уроков для учителей школы и района, на региональном уровне – создание персонального сайта, который регулярно обновлять).
    • Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
    •  Изучение педагогического опыта других преподавателей.
    • Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса во всех классах.
    • Умение оказать практическую помощь коллегам и обучающимся в овладении инновациями.
    • В каждом классе, где преподаю русский язык и литературу, ставить перед собой задачу – проанализировать потребности и способности ребёнка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
    • .Разработка программ элективных курсов предпрофильной и профильной подготовки для 9, 10-11 классов.

     Предполагаемый результат:

    • Разработка и реализация  рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
    • Формирование у обучающихся внутренней позиции  на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия;
    • Формулирование собственного мнения, сотрудничество с любым партнёром, осуществление поиска необходимой информации;
    • Повышение качества преподаваемых предметов;
    • Участие в педсоветах,  семинарах,  в работе школьного и муниципального МО учителей гуманитарных наук;
    • Умение оказать практическую помощь коллегам.
    • Качественная подготовка  обучающихся к сдаче ОГЭ и ГИА.

    Форма отчета по проделанной работе:

     Выступление на заседаниях МО и педсоветах, участие в конкурсах, олимпиадах.

    Итоги ОГЭ и ГИА.

    Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

    Этапы работы над темой

    Этапы

    Содержание работы

    Сроки

    Практическая деятельность

    Диагностический

    Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

    2010-2015 г.

    1.Курсы повышения  квалификации учителей

    2.Изучение литературы:

    1).Парубченко Л.Б. Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно.- М.: Реал-А, 2010.

    2).Русский язык. Современный курс; Пособие для поступающих в вузы/ Под ред. П.А. Леканта.-  М.: ООО «Издательство «Новая волна».2012».

    3).Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. Русский язык без репетитора.-М.:Эксмо, 2012.

    4).Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов.- М.:- Вербум-М, 2011.

     3. Изучение новых ФГОС  в  ОУ.      

     4. Подписка на методическую литературу по русскому языку и литературе.      

    Прогностический

    Определение целей и задач темы.
    Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
    Прогнозирование результатов

    2010-2015 г.

    Выступление на заседании МО  учителей гуманитарных наук по теме: «Определение уровня гуманитарных знаний выпускников средних школ».

    Практический

    Внедрение опыта работы.
    Формирование методического комплекса.
    Корректировка работы.

    2010-2015 г.

    Выступление на МО учителей гуманитарных наук по теме:  «Развитие навыков использования обучающимися информационных технологий на уроках русского языка и литературы», «Требования к современному уроку»;

    Подготовка и участие в педагогических советах:

    «Новой школе- новые педагогические технологии или чему ещё надо учиться», выступление по теме «Классификация и применение инновационных технологий» 2011-2012 учебный год;

    «Личность учителя в современном информационном обществе», выступление по теме «Создание условий для эффективного взаимодействия педагогов, обучающихся с учётом профессионального мастерства педагогов, индивидуальных возможностей  и потребностей обучающихся с целью формирования предметных компетенций», 2013 учебный год;

    «Создание условий в образовательном учреждении по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей», выступление по теме «Основные цели, задачи и принципы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми», 2014 учебный год.

    Участие в проведении декады гуманитарных наук, Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, мероприятий, литературных гостиных, круглого стола для родителей).
    Участие в олимпиадах, конкурсах.

    Обобщающий

    Подведение итогов
    Оформление результатов работы

    2010-2016 г.

    Участие в работе  МО учителей гуманитарных наук  и в проведении семинаров:

     «Обновление филологического образования в контексте перехода на новые ФГОС»;

     «Метод карт-понятий» ( по Г.Э. Бершацкому), выступление по теме « Использование метода карт-понятий на уроках русского языка и литературы»;

    «Инновационные технологии. ТОГИС- технологии и когнитивные технологии », выступление по теме «Применение когнитивных технологий при подготовке выпускников к итоговой аттестации».
    Участие  в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах
    Участие в работе школьного сайта.
    Консультативная помощь учителям и учащимся.

    Внедренческий

    Распространение опыта работы


    2010-2016 г.

    Публикации на сайте , в электронных и периодических СМИ методических разработок, научно-популярных статей по русскому языку и литературе, разработка рабочих программ и дидактических материалов с рецензиями внешними и внутренними, рекомендациями;

    Выступление на МО по теме: «Организация научно-исследовательской и проектной деятельности по русскому языку», октябрь  2013год;

    Открытое мероприятие в рамках проведения недели гуманитарных наук:

    Защита проекта «Моя малая родина»;2013 год;

    Защита проекта «История медвежьих игрищ» в рамках  школьного научно-исследовательского проекта «Планета знаний», 2013 год;

    Участие в окружных конкурсах им. А.М.Коньковой «Угорское наследие», 2011-2015годы;

    Внеклассные мероприятия в рамках кружковой деятельности «Приглашаем на посиделки», «Широкая Масленица» 2014-2015 годы;

    Выступление на семинаре «Новой школе- новые ФГОС» по теме: «»Новые виды, формы, методы современного образования» 2014 год;

    Доклад на педагогическом совете с мультимедийным сопровождением «Роль игровых технологий на уроках русского языка и литературы». Проведение деловой игры .Январь 2014 год.

     Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классов.

    Итоговая аттестация выпускников.

              Разрабатывая свою тему самообразования «Интенсификация урока на основе совершенствования форм учебной деятельности с применением современных технологий», накапливаю материал, оформляю портфолио по данной теме.
            Реализация поставленных задач позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
    В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Стараюсь в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых обучающихся. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете, использую дополнительный материал, провожу уроки КВН, фреймы, семинары, лекции, практикумы, использую приемы составления кластеров,  алгоритмов и так далее. Дети с удовольствием работают на таких уроках. 
            Развиваю в детях коммуникабельность, использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и устремленности. На моих уроках всегда присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего. 
            На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности.            Мои ребята принимают активное участие в неделях русского языка и литературы, в олимпиадах и конкурсах, пишут стихи, повышают свой кругозор, самостоятельно занимаясь самообразованием по моему предмету. Одарённые дети занимаются дополнительно, причем, чаще по собственной инициативе: пишут доклады, сообщения, сочинения на конкурс, путевые очерки, стихи, готовят к урокам новые материалы, используя внепрограммные источники. Таким детям на уроках даю задания повышенной трудности. Слабые ребята  остаются на дополнительные занятия после уроков. 
           Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний. Два года являюсь руководителем объединения «Драматический кружок»,  провожу игры, викторины, тесты и различные познавательные мероприятия для всестороннего развития личности.

             Готовлю учащихся к успешной сдаче ОГЭ  и ГИА по русскому языку.

              РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Динамика качества знаний и успеваемости обучающихся по предмету за последние 5 лет

    (2010 - 2015 гг.)

    Показатели

    2010-2011 г

    2011-2012г

    2012-2013г

    2013-2104

    2014-2015

    1.

    Позитивная динамика уровня обученности за последние пять лет (%)

    ЕГЭ средний балл

      ГИА средний балл

    51,4%

    58%

    52,1%

    62%

    54,2%

               

    56%

    2.

    Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние пять лет (%) ЕГЭ и ГИА средний показатель

    40 %

         3,5

    42 %

               3,6

    44 %

    53%

    3,7

    3.

    Увеличение количества участников в предметных  олимпиадах (кол-во участников/ кол-во призеров):

    всероссийские («Олимпиады УРФО»)

    9/1

    /1

    12/2

    /2

    13

    /3

    15


                                                                                  Сводная ведомость успеваемости за пять лет

    Учитель: Язовских Г.Н.

    Учебный год

    Предмет

    Русский язык

    класс

    Количество обучающихся

    Качество знаний

    Обученность

    Общая успеваемость

    2010-2011

    Русский язык

    5,7,10

    27

    50%

    56%

    100%

    2011-2012

    Русский язык

    6,9.11,

    44

    51%

    58%

    100%

    2012-2013

    Русский язык

    5,7,8

    44

    53%

    60%

    100%

    2013-2014

    Русский язык

    6,8,9

    43

    54%

    61%

    100%

    2014-2015

    Русский язык

    7,9,10

    38

    55%

    62%

    100%

    Литература

    2010-2011

    Литература

    5,7,10

    27

    83%

    85%

    100%

    2011-2012

    Литература

    6,9,11

    44

    86%

    88%

    100%

    2012-2013

    Литература

    5,7,8

    44

    87%

    89%

    100%

    2013-2014

    Литература

    6,8,9

    43

    88%

    90%

    100%

    2014-2015

    Литература

    7,9,10

    38

    88%

    91%

    100%

    НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

    1.Трудовой  договор №75 от 01.10.2014 года с МБОУДОД «Дом детского творчества» о совместительстве (предоставление услуг педагога дополнительного образования в объединении «Драматический кружок» ). 

    2. Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры №1106 от 28.11.2013 "Об утверждении списка экспертов, участвующих в аттестации педагогических работников"

    3. Приказ Управления образования и молодежной политики Октябрьского района №164-од от 27.02.2012 "О создании Координационного совета при Управлении образования и молодежной политики  администрации Октябрьского района по вопросам организации введения ФГОС общего образования"

    4.Приказ об утверждении профессионального стандарта «Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования, воспитатель, учитель» от 18 октября 2013 г. №544 н.

    5.Устав МКОУ «Перегрёбинская СОШ №2» 2014.

    6.

     ПЛАНЫ РАБОТЫ И ПРОГРАММЫ: 

    1. Рабочие программы по русскому языку и литературе в 7, 9,10 классах на 2014-2015 учебный год;

    2.  Рабочая программа педагога дополнительного образования объединения «Драматический кружок» на 2014-2015 учебный год;

    3. Рабочая программа по реализации элективного курса «Способы работы с текстом .Обучение изложению на основе анализа текста» на 2014-2015 учебный год.

     4.  План  работы  учителя  –  наставника  Язовских Галины Николаевны  с  молодым  специалистом  Штоль Екатериной Александровной на  2015  –  2016  учебный год;

     ДРУГИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

    1. Административные мониторинги по предметам; 

    2.Пробные ОГЭ и ЕГЭ в течение учебного процесса;

    3.Промежуточная аттестация по русскому языку и литературе.

     Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся : тестирование (что является ступенькой подготовки к ЕГЭ), контрольные и самостоятельные работы, зачеты, вводные и итоговые контрольные задания. 
    Результаты доводятся до учащихся,  анализируются  с целью устранения ошибок. На уроках создаю спокойную  обстановку доверия, уважения, открытости, справедливого отношения к каждому. 
    В своей работе мне приходится общаться с родителями .  В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы.  Все мнения родителей относительно успеваемости и прогресса детей я принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений. В этом мне помогают коллеги. 
    Коллектив школы творческий, работоспособный, ищущий, дерзающий. Между мной и коллегами доверительно-деловые отношения, всегда присутствуют взаимопонимание и взаимопомощь. В коллективе осуществляется постоянно обмен опытом, мы разрабатываем с коллегами новые технологии, совершенствуем свое мастерство. В этом большую помощь оказывает администрация школы в лице директора ШтольГ.В. и завуча Погудиной Л.А.

         

    Профессиональное мастерство.
    Я  повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации, на районных семинарах, МО, посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии.

     Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю художественные произведения современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу. Выписываю методические журналы «Литература в школе»,  «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложениями.
    В связи со всеми переменами в профессиональной деятельности учителя существует и ряд трудностей:
    • много времени тратится на оформление различной документации, порой дублирующей;
    •обучающиеся загружены лишней информацией;
    • специфический  подбор учащихся в связи с программой реструктуризацией сельских школ;
    • невозможность организовать дополнительные занятия для всех учащихся в связи с расписанием  автобуса.
     

    Источники самообразования

    • Курсы повышения квалификации
    • Семинары и конференции
    • Мастер-классы
    • Видео, аудио информация на различных носителях
    • Платные курсы
    • Мероприятия по обмену опытом
    • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
    • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
    • Интернет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение групповой формы учебной деятельности на уроках математики в средней школе

    Обобщение опыта работы. В работе представлены фрагменты уроков с применением групповой формой работы на разных этапах урока....

    Применение новых организационных форм учебной деятельности, взаимодействия педагога и обучающихся на основе курса «Шахматная азбука».

    В данной публикации размещена статья "Применение новых организационных форм учебной деятельности (организованной образовательной деятельности), взаимодействия педагога и обучающихся (воспитаннико...

    Презентация «Применение современных технологий в обучении и совершенствовании навыков области физической культуры и спорта».

    Необходимым условием развития личности обучающегося является достаточная двигательная активность. До 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Произвол...