Орфограммы
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Матушкина Татьяна Ивановна

Орфограммы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

№1 Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне,нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была под ударением.

Деревья  (дерево), косить (косит).                              

№2 Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.

Октябрь; хризантема.

В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю                              

№3 Чтобы не ошибиться в написании согласной  в корне слова, нужно изменить слово или подобратьтакое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стойт гласная или согласные л, м, н, р.

Дуб (дубы)                              

№4 Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, вкотором этот согласный произносится отчётливо.

Поздний (опоздать), устный (уста).                                                                

№5 После шипящих ж, ч, ш, щ, пишутся и, у, а, не пишем ы, ю, я,

Исключения: брошюра, жюри, паращют.                                

№6 Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я, только после приставок на согласные.

В остальных случаях перед теми же  буквами и перед буквой и пишется разделительный ь.

Объяснение, пью ,семья.                               

№7 Если между предлогом и словом можно вставить еще слова, то предлог пишем раздельно, если нет-то вместе                                

№8 Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-го склонения.

У существительных не 3-го склонения мягкий знак на конце существительных после шипящих не пишется.

Рожь  (3-е скл.). Грач (не 3-е скл.)                                          

№9 Всочетаниях ч,щ, с другими согласными буквами мягкий знак для обозначения мягкости не пишется

Мощный (без ь), хищник (без ь), кончать(без ь).                              

№10 Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на-з (-с) и приставок пре- и при-, пишутся одинаково независимо от произношения.

Их можно  проверить, подобрав другие слова с данной приставкой, гласные в которых находятся в сильной позиции.

Запахнуть- запах: подпись-подозвать, подлить.                              

№11 В приставках на -з (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими-с.

Разбудить(перед звонк.); расписание (перед глух.)                                  

№12 В корне -лаг- - -лож- в безударном положением буква а пишется, если за корнем стоит суффикс-а-; буква о пишется если за корнем нет суффикса -а-.

Предпологать, предположение(нет а за корнем).                                          

№13 В корне -раст- - -рост-безударная а пишется перед ст, щ.Слова-исключение: росток, отрасль.

Вырасти; выросла (не перед ст, щ).Росток (искл.)                                  

№14 В корне после шипящихпод ударением пишется ё а не о.

Слова-исключения: крыжовник, шомпол, шорох, шов, капюшон.

Жёрдочка.Крыжовник (искл.).                                  

№15 Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

Буква ы после ц пишется

а)в окончаниях и суффиксах;

б)в корнях слов-исключений цыплёнок,цыган, цыкнуть, на цыпочках.

Цифра, лекция, (на ция) ;                              

№16 Имена собственные пишутся с большой буквы.

Заглавие книг, название журналов,газет, картин,кинофильмов,спектаклей,заводов,фабрик, кораблей,и т.д.не только пишутся с большой буквы,но и заключаются в кавычки.

Байкал (собств.)

Куликовская битва (собств. наинование)

газета "Известия"(назв. газеты)                                

В окончании имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква о,без ударения-буква е.

Большого снега, хорошего дождя.

№17 Пад.   1-е скл.   2-е скл.   3-е скл.  на ия на ий,ие          

      Р.п.    –и(-ы)      -           -и       и        -          

      Д.п.    –е          -           -и       и        -

      П.п.    –е          -е          -и       и        и              

№18 После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения-буква е.

Врачом, свинцом, товарищем, полотенцем.

                                 

№19 Окончание имён прилагательных проверяется по вопросу.                                  

№ 20 У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется.

Могуч ( кр. прилаг.).                              

№21 Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.

Не был. Ненавидеть(искл.).                              

№ 22 Во 2-м лице единственного числа после ш пишется мягкий знак

Учишься(2-ел., ед. ч.).                                

В неопределённой форме после буквы ч пишется мягкий знак.

Беречь(что делать?).Беречься.                                

№23Если глагол отвечает на вопросы что делает (сделает?) или что делают(сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед -тся буква ь не пишется.

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем  перед -ся буква ь пишется.

Способны (что делать?) учиться( неопр. ф.)

Брат (что делает?) учится (3-е л.)                                

№24В корнях чередованием е-и (бер-бир, пер-пир, дер-дир,тер-тир,мер-мир,жег-жиг,блест-блист,стел-стил) пишется буква и, если после корня стоит суффикс-а-.

Расстилать.Расстелить (нет а).                              

№25 Если у глагола безударное личное окончание , нужно:

1)поставить глагол в неопределенной форме.

например:строите - строить;

2)определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко 2 спряжению тносятся:

а)все глаголы на -ить(кроме брить, стелить);

б)7 глаголов на-еть:терпеть,вертеть,обидеть,зависеть, ненавидеть,видеть смотреть;

в)4 глагола на -ать: держать,слышать,дышать,гнать.

Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть,-ыть и др.) относятся к 1 спряжению.

Борется (бороться) - 1 спр.

Зависит (зависеть) - 2 спр., искл.                              

 

       

       

     

         

     

        

             

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

Урок-улей «Повторение изученных орфограмм по разделу «Имя существительное»

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Исходя из этого, я выбрала нетрадици...

Повторение правописания корневой орфограммы (подготовка к ГИА, задание А5).

Методические рекомендации к выполнению задания А5 при подготовке к ГИА....

Аукцион орфограмм и пунктограмм.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе....

«Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм»

Разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, преподающим в 5 классе....


 

Комментарии

Матушкина Татьяна Ивановна

Орфограммы