"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myasnikova_t_urok_5_klass_russkiy_yazyk.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мясникова Т.В. учитель МБОУ СОШ №2 г.Балаково
5 класс, русский язык. Учебник Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Урок общеметодологической направленности.
Цель урока:
Деятельностная: формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия.
Образовательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательные в речи.
Воспитательная: формирование активной личностной позиции.
Этапы урока
I. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.)
Задача: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Деятельность учителя: организация вводного момента; (Чтение учителем текста с пропуском слов, текст на экране с пропуском слов)
деятельность учащихся: индивидуальное участие в работе с текстом.
Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.
- О какой птице идёт речь? Можете вы это определить?
-Какие средства языка помогут нам узнать птицу? (дети отвечают, на экране появляются прилагательные). К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? Чем мы будем сегодня заниматься?
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Устный опрос (4 мин.)
Задача: обобщить и систематизировать знания, полученные в начальной школе по теме «Имя прилагательное» (коммуникативная компетенция).
Отгадайте загадки.
1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.
2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов - столько беленьких жильцов.
- Что помогло вам отгадать загадки?
- Для чего служат имена прилагательные в речи?
Деятельность учителя: активизация мыслительной деятельности учащихся, коррекция знаний;
деятельность учащихся: рефлексия.
- Работа с учебником. Упражнение 567 (6 мин.)
Задача: продолжить работу над 4 видами речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо; формировать понятие о культуре речевого поведения при употреблении имён прилагательных (коммуникативная компетенция);
Задание: прочесть, найти эпитеты, подобрать синонимы, выполнить частичный морфологический разбор.
- Прочитать выразительно стихотворение.
Деятельность учителя: контроль, коррекция знаний учащихся;
деятельность учащихся: коллективная устная и индивидуальная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».
- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?
- Разберите по составу слово грустная.
Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).
- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
Физминутка «Веселые нотки» (2 мин.).
III. Закрепление с проговариванием во внешней речи. (8мин.)
Деятельность учителя: организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной и коллективной форм работы.
Деятельность учащихся: работа в парах с последующей проверкой.
Задача: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.
- Записать упражнение 571 . В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию.
- Каким членом предложения могут быть прилагательные?
IV. Включение изученного в систему знаний.(8 мин.)
Деятельность учителя: мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания;
деятельность учащихся: работа индивидуально, задание на выбор по уровню сложности.
- Запись словосочетаний и их анализ.
Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая.
Вывод о согласовании прилагательного с существительным.
- Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и призрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика.
- Выписать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку, сделать их анализ.
Физминутка «Внимательные глазки» (1 мин.).
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (6 мин.)
Задача: систематизировать и обобщить все пройденное об имени прилагательном. Составляем кластер изученного за урок.
-Вывод о прилагательном как части речи, его морфологических признаках и употреблении в речи.
VI. Домашнее задание (2 мин.)
Задача: развивать креативное мышление у ребят.
Задание: составить текст, используя прилагательные, чтобы получилось описание дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.
Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.
Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правопис...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Презентация. Сложные прилагательные. Урок русского языка в 6 классе.
Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Сложные прилагательные....
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....