"Имя прилагательное" урок русского языка 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка по теме: "Имя прилагательное" для 5 класса с учетом требований  ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myasnikova_t_urok_5_klass_russkiy_yazyk.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Мясникова Т.В. учитель МБОУ СОШ №2 г.Балаково

5 класс, русский язык.  Учебник Русский язык. 5 класс.  Ладыженская Т.А.

Тема урока:   Имя прилагательное как часть речи.

Урок общеметодологической направленности.

          Цель урока:

Деятельностная:  формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как средства для построения нового способа действия.

Образовательная: развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, показать роль прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательные в речи.

Воспитательная: формирование активной  личностной позиции.  

Этапы урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.)

 Задача: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Деятельность учителя: организация вводного момента; (Чтение учителем текста с пропуском слов, текст на экране с пропуском слов)

деятельность учащихся: индивидуальное участие в работе с текстом.

        

Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.

- О какой птице идёт речь? Можете вы это определить?

-Какие средства языка помогут нам узнать птицу? (дети отвечают, на экране появляются прилагательные).  К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? Чем мы будем сегодня заниматься?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Устный опрос (4 мин.)

 Задача: обобщить и систематизировать знания, полученные в начальной школе по теме «Имя прилагательное» (коммуникативная компетенция).

Отгадайте загадки.

1) Сам алый, кафтан зелёный, бархатный.

2) Золотое решето чёрных домиков полно, сколько в чёрненьких домов - столько беленьких жильцов.

- Что помогло вам отгадать загадки?

- Для чего служат имена прилагательные в речи?

   Деятельность учителя: активизация мыслительной деятельности учащихся, коррекция знаний;

деятельность учащихся: рефлексия.

- Работа с учебником. Упражнение 567 (6 мин.)

Задача: продолжить работу над 4 видами речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо; формировать понятие о культуре речевого поведения при употреблении имён прилагательных (коммуникативная компетенция);

Задание: прочесть, найти эпитеты, подобрать синонимы, выполнить частичный морфологический разбор.

- Прочитать выразительно стихотворение.

Деятельность учителя: контроль, коррекция знаний учащихся;      

деятельность учащихся: коллективная устная и индивидуальная письменная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное».

- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?

- Разберите по составу слово грустная.

Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).

- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Физминутка «Веселые нотки» (2 мин.).

III.    Закрепление с проговариванием во внешней речи. (8мин.)

  Деятельность учителя: организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной и коллективной форм работы.

Деятельность учащихся: работа в парах с последующей проверкой.

Задача: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

 - Записать упражнение 571 .    В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные?

IV.  Включение изученного в систему знаний.(8 мин.)

Деятельность учителя: мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания;

деятельность учащихся: работа индивидуально, задание на выбор по уровню сложности.

 - Запись словосочетаний и их анализ.

Стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса  Премудрая.

Вывод о согласовании прилагательного с существительным.

-  Маруся всякий раз всплёскивала ручонками, и глаза её загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах.

     Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо. Неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и призрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика.

- Выписать словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает девочку, сделать их анализ.

Физминутка «Внимательные глазки» (1 мин.).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (6 мин.)

Задача: систематизировать и обобщить все пройденное об имени прилагательном. Составляем кластер изученного за урок.

-Вывод о прилагательном как части речи, его морфологических признаках и употреблении в речи.

VI. Домашнее задание (2 мин.)

Задача: развивать креативное мышление у ребят.

Задание: составить текст, используя прилагательные, чтобы получилось описание дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правопис...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Презентация. Сложные прилагательные. Урок русского языка в 6 классе.

Мультимедийный урок русского языка в 6 классе. Сложные прилагательные....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....