Урок русского языка в 11 классе по теме: Роль запятой перед союзом И в простом и сложном предложении
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
Урок по обобщению и систематизации знаний и умений. Проведены мини - исследования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_verenich_novyy1.docx | 54.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Урок разработала Веренич Н.П., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 г.Бикина.
Пояснительная записка
Тип урока: обобщение и систематизация предметных знаний
Вид урока: урок-исследование
Место и роль урока в изучаемой теме: раздел: «Сложноподчиненные предложения», урок № 4, в общем количестве уроков планирования № 57
Базовый учебник: Г. А. Богданова, Е.М. Виноградова Русский язык 11 класс, профильный уровень.
М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012г.
Тема урока: «Роль запятой в простом и сложном предложении перед союзом И»
Цель урока: Обучающиеся получат возможность систематизировать предметные знания, универсальные учебные действия при определении роли запятой перед союзом И в разных типах предложений.
Планируемые результаты:
у обучающегося будут сформированы:
Личностное понимание:
- смысла учения, которое базируется на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач;
- осуществления самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и проведения объективного самоанализа результатов;
- умения аргументированно высказывать собственную точку зрения при решении проблемы;
- о совместном сотрудничестве при решении проблемы;
- самостоятельного исследования о необходимости постановки запятой перед союзом и;
- важности целеполагания, для решения проблемного вопроса, связанного с темой урока;
Метапредметное понимание:
регулятивное–
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
- принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему;
- осознавать результат учебных действий, объяснять результаты действий, используя изученные правила пунктуации;
познавательное -
- ориентироваться в материалах учебной литературы и интернет- источников и находить нужную информацию для выполнения выбранного задания;
- проводить сравнения объектов (простых и сложных предложений) с целью выделения их различных признаков;
- составлять алгоритм действий для правильной постановки запятой;
- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов (предложений) на группы) по заданному или установленному признаку;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- понимать и строить модели предложений различной сложности (в форме схем) и использовать их при решении учебных задач.
коммуникативное
- принимать участие в работе групп: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
- применять лингвистические знания и языковедческую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь;
- уважительно вести диалог с товарищами.
- анализировать, сопоставлять, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений, выдвигать гипотезы при решении учебных задач в исследовании необходимости постановки запятой в предложениях различной степени сложности;
- интерпретировать и применять полученные знания и умения при выполнении заданий, требующих практического навыка
Предметное понимание:
- владеть ключевыми понятиями для выработки прочными пунктуационными навыками;
- обобщать и систематизировать знания и умения постановки запятой перед союзом и;
- сравнивать и сопоставлять разные типы предложений.
Роль учителя – тьютора:
- направляет познавательную активность обучающихся на формирование личностного опыта в использовании необходимых знаний и умений путём самостоятельного освоения материала;
- оказывает дозированную помощь ученикам по возникающим вопросам в ходе работы.
На уроке использовались:
• дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации,
• вид деятельности учащихся – овладение основополагающими синтаксическими понятиями и навыками учебно- исследовательской деятельности, получение результата при написании сочинения.
• мотивация урока - развивающие образовательные технологии: системно-деятельностный подход, тьюторское сопровождение (учитель-тьютор), проблемное и интерактивное обучение, коллективный диалог, исследование;
• здоровьесберегающие технологии - для снятия напряжения проводилась смена видов деятельности; физминутка.
• компетенции:
учебно – познавательная
-на базовом уровне - обучающиеся могут отличать простые от сложных предложений, расставлять знаки препинания, составлять схемы;
-на продвинутом уровне – обучающиеся могут различать сложные предложения разных типов (ССП и СПП), расставлять запятые перед союзом И, составлять собственные предложения и находить их в тексте;
- на творческом уровне - обучающиеся могут составить предложение – клише при формулировке проблемы по заданному тексту.
информационно-коммуникативная – обучающиеся вступают в диалоговое общение, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
рефлексивная – обучающиеся ищут и устраняют причины возникновения трудностей, знают сферу своих интересов и возможностей, владеют навыками само- и взаимоконтроля, умеют работать в группе.
Ресурсы: печатный текст с заданиями, раздаточный материал в виде карточек.
Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: интерактивное оборудование, визуализатор, нетбуки (ММК портал)
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического совзаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Мотивация к учебной деятельности | Организация осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности для стимулирования их практического опыта. |
| Слушают учителя | 1.Слушают учителя. 2.Обдумывают сказанное учителем | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Актуализация субъектного опыта обучающихся | Поднять на «поверхность» знания о роли запятой в предложениях разных типов для выработки прочных пунктуационных навыков, необходимых в социуме каждого обучающегося. | Помогает обозначить проблему после прочтения предложения, оформленного неверно с точки зрения пунктуации: Жаворонки поют звонко и играют на рожке. Создает условия для возникновения противоречия в ходе прочтения предложения. Задаёт вопросы:
Предполагает ответы обучающихся: Абсурдность истолкования из-за неправильного определения типа предложения (простое или сложное; Это сложноподчинённое предложение и поэтому необходима запятая перед союзом И. и т. п. | 1.Анализируют предложенную ситуацию. 2.Осознанно строят речевое высказывание в устной форме. 3. Формулируют проблему. 4. Создают алгоритм деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера. | 1.Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. 2. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 3.Контролируют оценку действий друг друга. | 1. Активизируют мыслительную деятельность 2.Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что вызывает затруднения. |
Целеполагания
| Сформулировать тему, цель и задачи урока
| 1.Подводит обучающихся к формулированию темы урока и собственной цели каждым (предлагает записать в тетрадь). 2.Цель формулируется согласно выводам обучающихся. 3.Учитель - координатор действий.
| Сами формулируют тему урока и собственные цели для достижения результатов обучения. | 1.Учатся осмысливать и соотносить поставленную цель с конечным результатом. 2.Аргументируют свои позиции | Учатся планировать пути достижения цели и прогнозировать результаты.
|
Здоровьесбережения | Использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья обучающихся | 1.Предлагает снять статистическое напряжение с помощью эмоциональной разрядки (физминутка). 2. Способствует созданию субъект - субъектных взаимоотношений с целью дальнейшего плодотворного сотрудничества на уроке. 3. Организует оптимальный учебный процесс и физическую активность обучающихся (повременная смена видов деятельности) 4. Создаёт благоприятный психологический климат на уроке | Слушают учителя | Слушают учителя | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Обобщения и систематизации знаний и умений | Презентации проведённых мини –исследований пунктуационного анализа о постановке запятой в разных типах предложений, выполненных обучающимися при подготовке к уроку. | 1.Предлагает представителям групп обучающихся выступить с презентацией своих исследований: - Рассказать о постановке запятой (или её отсутствии) в простом предложении с однородными членами перед союзом И. - Рассказать о постановке запятой (или её отсутствии) в сложносочинённом предложении с союзом И. - Рассказать о постановке запятой (или её отсутствии) в сложноподчинённом предложении с союзом И с однородными придаточными. 2. В ходе выступлений способствует организации обсуждений по вопросам, вызывающим затруднения. Предполагаемые вопросы:
Почему в выражении «и день и ночь» не ставится запятая перед союзом И? Как пишутся слова «юный», «осенний» и т. д.? Составьте схемы предложений, и т. п. 3.Подводит обучающаяся к осмысленному пониманию предоставленных аргументов, содействует умению анализировать, обобщать, корректирует знания обучающихся, организует деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме (предлагает делать выводы). | 1.Учатся основам исследовательской деятельности. 2.Осуществляют расширенный поиск нужной информации из различных источников. 3. Строят логические рассуждения,. 4.Делают умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументаций. 5. Учатся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия о сложных и простых предложениях и о роли запятой в них. | 1.Участвуют в обсуждении содержания материала (задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества) 2. Развивают мысль собеседника 3. Выступают перед аудиторией 4.Доносят своё мнение до других 5.Находят приемлемое решение при наличии разных точек зрения | 1.Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы её решения. 2.Осуществляют самоконтроль. 3.Учатся планировать пути достижения целей для ориентиров действия в учебном материале. |
Применение знаний и умений в нестандартной ситуации
| Провести исследования в ходе практической работы и проверить полученные результаты с помощью визуализатора. | 1.Объясняет выполнение задания и указывает на конечный результат (выход на творческое задание уровня части С (ЕГЭ по русскому языку). 2.Направляет и контролирует выполнение заданий в группах. 3.Консультирует по возникающим вопросам в ходе выполнения практической работы исследовательского характера. Приложение 1 | 1.Находят выделяют необходимую информацию; 2.применяют методы информационного поиска 3Составляют предложения –клише при формулировке проблем (часть С) | 1. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 2. Управляют поведением одноклассника 3.Осуществляют взаимо- и самоконтроль, 4 Проводят коррекцию знаний и умений. 5.Умеют устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | 1. Планируют последовательность действий 2.Прогнозируют результат; 3.Контролируют способы действий и результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 4.Саморегулируются для мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. |
Рефлексия собственной деятельности.
| Провести самодиагностику обучающихся. | 1.Создает условия: для рефлексии, через постановку задачи: Из группы предложений выбрать только те, в которых ставится одна запятая (проверка и анализ результатов деятельности будет осуществлён на следующем уроке). 2. Работу предлагает выполнить на нетбуках с помощью ММК портала. Приложение 2 | 1.Учатся объективно оценивать важность изучения данной темы. 2.Получат возможность делать умозаключения и выводы на основе аргументации. | 1.Учатся владеть основами коммуникативной рефлексии. 2.Получат возможность научиться устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия полезных совместных решений. | Получат возможность научиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Провести анализ предложений в текстах разных типов с целью закрепления практических навыков по данной теме и определить уровень подготовки к сдаче ЕГЭ. | Создает мотивацию к выполнению домашнего задания. Предлагает провести исследование предложений в текстах разных типов (художественный, публицистический, разговорный, деловой, научный – на выбор) Приложение 3 | Научатся выполнять задания, аналогичные предлагаемым тестам ЕГЭ. | Научатся использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. | Научатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей. |
Приложение 1.
Лист заданий к уроку по теме: «Роль запятой в простом и сложном предложении перед союзом И»
- Задание
Разграничьте простые и сложные предложения. Объясните знаки препинания. Составьте схемы.
- Они брели молча и через километр окончательно оторвались от спутников.
- Машина проехала лишь километр и шофёр тут же высадил пассажира.
- Задание
Найдите соответствие. Каким схемам соответствуют данные предложения?
1. [двусоставное], и [безличное].
2. [ безличное ], (как… ) и (как…).
3. [ назывное], и [двусоставное].
4. [безличное], и [безличное].
- Взошло солнце и стало чётче видно дома.
2. Небо заволокло тучами и стало темно.
3. Слышно было, как ветер выл и как дождь стучал по крыше.
4. Осень, и с деревьев медленно падают листья.
или
Составьте предложения, соответствующее данным схемам
1. [двусоставное], и [безличное].
2. [ безличное ], (как… ) и (как…).
3. [ назывное], и [двусоставное].
4. [безличное], и [безличное].
- Задание
Творческая работа.
Составьте предложения-клише, используя разные типы предложений с союзом И для формулировки проблем при создании вторичного текста (текст не обязателен).
Приложение 2. (рефлексия)
Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- Солнце поднимается всё выше и от этого трава быстро сохнет.
- В ненастье сосны стонут и их ветки сгибаемые порывами разъярённого ветра трещат иногда царапая иглами по коре дерева.
- На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.
- Набежал ветерок и затих в верхушках деревьев и только листья берёзы трепетно зашевелились.
- Ветер выл и снег бросал в лицо.
- По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. (И. Бунин)
- После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев)
- Все жители были одеты по-праздничному и говорят это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.
- Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка. (М. Лермонтов).
- Слышно как возятся в ветвях дерева утренние птицы и как звонят в церкви.
Ответ: 1, 4, 9, 10.
Приложение 3. (тексты)
Научный стиль. Текст.
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль. Текст.
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой)
Публицистический стиль. Текст.
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раз доказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
Официально-деловой стиль. Текст.
Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.
докладная записка.
Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.
Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.
6 октября 1998 г. Петров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Урок русского языка 8 класс по теме: "Простое глагольное сказуемое"
Урок русского языка 8 класс...
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...