Раздаточный материал к уроку "Фразеология"
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Лукьянова Светлана Евгеньевна

Раздаточный материал к уроку "Фразеология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy_material.docx17.47 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

  1. Прочитаем отрывок из книги «Из жизни слов». О чем, по вашему мнению, в ней будут рассказывать? Перед чтением запишите в тетрадь вопрос или вопросы, на которые вы надеетесь получить ответы в тексте.

Из истории фразеологизмов.

Узнать, как возник тот или иной фразеологизм, можно только на основании специальных исследований. Ученые-лингвисты установили происхождение многих фразеологизмов.

Ни зги не видно. Зга означало то же самое, что стезя, стежка, тропинка. Все выражение значило «не видно пути, дороги».

Бить баклуши первоначально означало «раскалывать, разбивать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления ложек, поварешек и т.п.». Работа эта несложная, поэтому считалось, что кто бьет баклуши, тот как бы ничего не делает, бездельничает.

За тридевять земель вошло в литературный язык из сказок. Тридевять значит 27 (3 х 9) и указывает, что в древности счет велся не десятками, как сейчас, а девятками.

На какие вопросы вы получили ответы в ходе чтения текста? Какая информация для тебя была совершенно новой? Что ты узнал о характере русского человека с помощью фразеологизмов?

  1. Слова для справок к упр.506.

Хвастаться, быстро, унывать, легко, не обманешь, легко, быстро, обманывать, худой.

 

  1. Укажите фразеологизмы со значением.

1 ряд    «бездельничать

2 ряд     «обманывать»

3 ряд     «быстро»

Сломя голову, сидеть сложа руки, засучив рукава, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, в поте лица, во весь дух, собак гонять, не покладая рук, высунув язык, со всех ног.

  1. Задание.  (По выбору учащегося) Прочитайте текст (предложения). Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились текст (предложения)?

А)

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Я проснулся………………………………… На душе………………………………………..

Пошёл к Винтику, долго …………………

Вернулся ……………………………………

Съел ……………………………………. суп.  

Тут ………………………. ……Пилюлькин.

Он ………………………….

Велел ………………………, что надо мыть руки перед едой. А мне ……………………….

Б) Наталья Николаевна объясняла решение задачи, но Никита не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Какие предложения звучат красивее? Для чего служат фразеологизмы в речи?

  1.     Творческая мастерская.

Напиши начало сказки о лентяе и труженике. (5 – 6 предложений) Чтобы твоя речь получилась выразительной, близкой к народной, используй фразеологизмы.

Можно озаглавить сказку, дать имена героям.

Фразеологизмы помощники.

А) бить баклуши (бездельничать)

Ворон считать

Лежать на боку

Плевать в потолок

Спустя рукава

Гонять лодыря

Через пень колоду

Б) хоть шаром покати (пусто)

Хоть караул кричи (находиться в трудном положении)

Хоть головой об стенку бейся (невозможно что либо изменить)

В) мастер на все руки (умелец)

Засучив рукава (начать дело радостно)

Горит в руках (работа получается хорошо)

Золотые руки (мастер)

Не покладая рук (без отдыха)

Семь потов сошло (устал, пока работал)



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал

  1. Прочитаем отрывок из книги «Из жизни слов». О чем, по вашему мнению, в ней будут рассказывать? Перед чтением запишите в тетрадь вопрос или вопросы, на которые вы надеетесь получить ответы в тексте.

Из истории фразеологизмов.

Узнать, как возник тот или иной фразеологизм, можно только на основании специальных исследований. Ученые-лингвисты установили происхождение многих фразеологизмов.

Ни зги не видно. Зга означало то же самое, что стезя, стежка, тропинка. Все выражение значило «не видно пути, дороги».

Бить баклуши первоначально означало «раскалывать, разбивать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления ложек, поварешек и т.п.». Работа эта несложная, поэтому считалось, что кто бьет баклуши, тот как бы ничего не делает, бездельничает.

За тридевять земель вошло в литературный язык из сказок. Тридевять значит 27 (3 х 9) и указывает, что в древности счет велся не десятками, как сейчас, а девятками.

На какие вопросы вы получили ответы в ходе чтения текста? Какая информация для тебя была совершенно новой? Что ты узнал о характере русского человека с помощью фразеологизмов?

  1. Слова для справок к упр.506.

Хвастаться, быстро, унывать, легко, не обманешь, легко, быстро, обманывать, худой.

 

  1. Укажите фразеологизмы со значением.

1 ряд    «бездельничать

2 ряд     «обманывать»

3 ряд     «быстро»

Сломя голову, сидеть сложа руки, засучив рукава, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, в поте лица, во весь дух, собак гонять, не покладая рук, высунув язык, со всех ног.

  1. Задание.  (По выбору учащегося) Прочитайте текст (предложения). Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились текст (предложения)?

А)

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  

  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

Я проснулся………………………………… На душе………………………………………..

Пошёл к Винтику, долго …………………

Вернулся ……………………………………

Съел ……………………………………. суп.  

Тут ………………………. ……Пилюлькин.

Он ………………………….

Велел ………………………, что надо мыть руки перед едой. А мне ……………………….

Б) Наталья Николаевна объясняла решение задачи, но Никита не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Какие предложения звучат красивее? Для чего служат фразеологизмы в речи?

  1.     Творческая мастерская.

Напиши начало сказки о лентяе и труженике. (5 – 6 предложений) Чтобы твоя речь получилась выразительной, близкой к народной, используй фразеологизмы.

Можно озаглавить сказку, дать имена героям.

Фразеологизмы помощники.

А) бить баклуши (бездельничать)

Ворон считать

Лежать на боку

Плевать в потолок

Спустя рукава

Гонять лодыря

Через пень колоду

Б) хоть шаром покати (пусто)

Хоть караул кричи (находиться в трудном положении)

Хоть головой об стенку бейся (невозможно что либо изменить)

В) мастер на все руки (умелец)

Засучив рукава (начать дело радостно)

Горит в руках (работа получается хорошо)

Золотые руки (мастер)

Не покладая рук (без отдыха)

Семь потов сошло (устал, пока работал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал по технологии (5,6 кл)

Раздаточный материал  по технологии может быть использован   на уроке повторения, для проверки знаний, при органицации индивидуальной работы ....

Раздаточный материал по лексике

Упражнение по лексике к уроку 8  "England", учебник для 6 класса (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...