Готовимся к ЕГЭ
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему
Содержат задания части повышенного уровня с методическими рекомендациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_k_ekzamenu._uchimsya_na_oshibkah.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал для 11 класса
Готовимся к экзаменам. Учимся на чужих ошибках.
Задание.
1. Внимательно прочитайте предложенный текст, а затем ученическую работу.
2. Поработайте экспертами: оцените сочинение в соответствии с критериями проверки и оценки задания части С ЕГЭ. Отметьте все виды содержательных, речевых недочетов, а также грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Подсчитайте итоговый балл.
3. Проверьте себя. В ответах дается подробный анализ работы с точки зрения содержания и грамотности, шкала оценивания, итоговый балл. Допустимое расхождение с ответом: не более 2 баллов по критериям, не более 7 баллов от итогового результата.
4. Запишите исправленный вариант сочинения. Старайтесь максимально сохранить авторский текст и стиль. Проверьте себя. В отредактированной работе внесенные исправления, изменения и дополнения выделяются жирным шрифтом.
ТЕКСТ
(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.
(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»
(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»
(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!
(По Л.Успенскому)
Сочинение по тексту Л.Успенского
Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог.
Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.
Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».
С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мнений общества и любит разносить слухи.
Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и ТяпкинЛяпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.
Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.
(282 слова)
ОТВЕТЫ
ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ
Какую роль в жизни каждого человека играет его фамилия? О чем она может рассказать? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог, известный по книгам «Слово о словах», «Ты и твое имя».
В самом начале текста мы узнаем, что фамилия появляется на свет не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский говорит, что фамилия тесно связана с историей конкретного рода и что это эта связь с течением времени постепенно ослабевает.
Автор размышляет о характере взаимоотношений фамилий и их носителей, рассказывая о том, что известного писателя Л.Андреева огорчала распространенность, безликость его фамилии, что знаменитому философу В. Розанову его фамилия в молодости была «удивительно противна».
Л.Успенский считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».
С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может формировать мнение окружающих (Или: Действительно, не только «по одежке», но и по фамилии «встречают».) Недаром существует юридическое право сменить фамилию, если ее неблагозвучие слишком досаждает человеку.
Пристальный интерес человечества к феномену фамилии отразился и в художественной литературе. С эпохи классицизма известны «говорящие» фамилии, способные охарактеризовать образ персонажа.
Так, у Фамусова, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя: он зависим от мнения общества и любит разносить слухи.
Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно наделяет своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и Ляпкин-Тяпкин, главная черта которого – халатное, безответственное отношение к делу, и многие другие.
Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, с историей его семьи, его рода. Зачастую она формирует ложное представление о человеке, но каждый должен стремиться к тому, чтобы его фамилия звучала «гордо». Все в наших силах!
(≈280 слов)
АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО
(В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ КРИТЕРИЯМИ)
№ Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы | |
I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый в принципе верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, Однако, исходя из содержания работы, думается, необходимо внести некоторые уточнения (см. отредактированный текст) | 1 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | 1 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но не совсем полно. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. Однако есть некоторые недочеты. 1.Анализ структуры исходного текста является лишним, т.к. не соответствует поставленной задаче, не способствует ясному всестороннему освещению выбранной проблемы. 2. В комментарии нужно сказать о происхождении фамилий, отразить отношение к своим фамилиям выдающихся деятелей науки и искусства, т.к. этого требует дальнейший текст сочинения | ||
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись с его позицией. Приведено 3 аргумента: 2 – из художественной литературы и 1 из личных наблюдений (в последнем предложении текста). 2 аргумента из художественной литературы являются однотипными, поэтому можно было ограничиться примером из какого-либо одного произведения. Аргумент, связанный с личным опытом учащегося, оформленный как вывод следует расширить, чтобы он стал полновесным аргументом. Например, таким образом: «…каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его». Никому сейчас не придет в голову каламбурить по поводу фамилий известного русского адвоката Ф.Плевако или видного государственного деятеля царской России И.Н. Дурново. «Все в наших силах!» | 3 | |
II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ | ||
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка: в выводе содержится мысль, отсутствующая в основной части работы, – о том, что фамилия связана с историей рода, семьи человека | 1 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | 2 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущены 1 речевая ошибка и 1 речевой недочет. 1) Нарушена лексическая сочетаемость: (…придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность). 2) В тексте много раз повторяется слово мнение (см.4 и последний абзац). Необходимо использовать синонимы, например, точка зрения, представление | 2 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют 1 | 1 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Допущена 1 фактическая ошибка: Главная черта [характера Ляпкина-Тяпкина] – небрежность. На самом деле в образе Ляпкина-Тяпкина Гоголь высмеивает недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям | 0 | |
Общее количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ
Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...
Готовимся к ГИА
Варианты диагностической работы 9 класса...
Готовимся к ЕГЭ, 11 класс
2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...
Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"
Данная цель урока - научить ребят использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...
Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.
Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....
Готовимся к ЕГЭ по литературе
Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...