Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Трухова Марина Семеновна

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Содержательная цель   выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

Формирование УУД  личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации),  познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы),  регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).

Цели урока:

Образовательные:  обобщить, систематизировать и структурировать знания о глаголе как части речи

                 Развивающие:    развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

                                                    Воспитательные:  воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока русского языка

общеметодологической направленности

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Учитель русского языка и литературы

Трухова Марина Семеновна

Предмет   русский язык

Класс    5 В

Тема урока   Обобщение и систематизация  знаний по теме «Глагол»

Тип урока  Обобщение  и систематизация знаний /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Содержательная цель   выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

Формирование УУД  личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации),  познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы),  регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).

Цели урока:

Образовательные:  обобщить, систематизировать и структурировать знания о глаголе как части речи

Развивающие:    развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:  воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Что это за страна и кто в ней живет?

- Мы отправимся в гости к Глаголу, он  настоящий богач среди других частей речи. Никакая другая часть речи не имеет столько морфологических признаков, сколько глагол.

- А почему у глагола столько морфологических признаков?

- Что произойдет, если из языка убрать все глаголы?

Приветствие учащихся.

Ученик:

   Что без меня предметы?

    А я приду – все в действие придет.

    Летит ракета. Люди строят зданья.

   Цветут сады, и хлеб в полях цветет.

2.Актуализация

знаний

У: Представьте, что вы господа глаголы.

Господа глаголы, позвольте задать вам несколько вопросов?

  • Каково ваше общее грамматическое значение?
  • Перечислите ваши морфологические признаки?
  • Будьте любезны, сообщите нам какова ваша начальная форма?
  • Господа глаголы, каких вопросов о себе вы не услышали?
  • О чем вы сами бы спросили себя?

Учащиеся начинают игровой диалог.

3. Постановка учебной задачи.

У: Сколько всего мы уже знаем о глаголе. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.

? – Для того чтобы обобщить и систематизировать свои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень емко, зрительно представить глагол как часть речи?)

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов.
  2. Закрепить умение определять эти признаки у глаголов в предложении.
  3. Составить опорную схему (кластер) по теме.

(на доске вывешивается начало схемы: Глагол)

Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.

Предполагаемый ответ:

  1. Повторить  признаки глагола.
  2. Закрепить  умение определять эти признаки у глаголов.
  3. Составить опорную схему по теме.
  1. Построение проекта выхода из затруднения

У: 1 задание. Составим таблицу постоянных признаков глагола.

ГЛАГОЛ

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ВИД

ПЕРЕХОДОСТЬ

ВОЗВРАТНОСТЬ

СПРЯЖЕНИЕ

купить

что сделать?

сов. В.

кого? что?

доброту      +

Нет –ся, -сь

невозвр.

-ишь, -ят

II спр.

занять

что сделать?

сов. В.

кого? что?

искренность      +

Нет –ся, -сь

невозвр.

ёшь, ут

I спр.

приходить

 

 

 

 

постигать

 

 

 

 

тронуть

 

 

 

 

хватает

 

 

 

 

изучать

 

 

 

 

У: Перед вами на партах лежит стихотворение А. Дементьева. Прочитайте его, вставьте пропущенные буквы, определите идею стихотворения, выпишите глаголы, запишите эти глаголы в инфинитиве в первую колонку таблицы

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

У: К нам снова гости!

У: Спасибо вам, дядюшки глаголы.

? – Какую букву любит глагол совершенного вида?

У: Заполняем вторую колонку: вид глагола.

Учащиеся выписывают глаголы из стихотворения, затем записывают их в первый столбик таблицы.

Обучающиеся разыгрывают сценку о видах глагола.

Ответы детей.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

2 задание.

У: Расскажите друг другу о других постоянных признаках, с которыми будем работать, заполняя оставшиеся колонки, поставьте оценки друг другу за знание теории в оценочный лист.

1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  2. Включение в систему знаний и повторение.

Заполните колонки.

У: Проверим.

ГЛАГОЛ

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ВИД

ПЕРЕХОДОСТЬ

ВОЗВРАТНОСТЬ

СПРЯЖЕНИЕ

купить

что сделать?

сов. В.

кого? что?

доброту      +

Нет –ся, -сь

невозвр.

-ишь, -ят

II спр.

занять

что сделать?

сов. В.

кого? что?

искренность      +

Нет –ся, -сь

невозвр.

ёшь, ут

I спр.

приходить

 -

 -

 -

  II спр.

постигать

 -

 +

 -

  I спр.

тронуть

 +

 +

 -

  I спр.

хватает

 -

 -

 -

  I спр.

изучать

 -

 +

 -

 

Физминутка. «Хлопаем в ладоши»

У: Я называю глаголы,1спр – выполняем наклоны, 2 спр.-хлопаем.  брить          полоть          в)носить

    стелить           вертеть             решать

    гонишь           молоть             верить, темнеть, выбелить                мешать, запретить

 купить, бросить                    говорить, петь

простить, решать

3 задание.

У: Повторим непостоянные признаки глагола.

Перед вами рисунок: на диване лежит Петя, рядом с ним стоит Вася.

Вася говорит:

- Петя, сходи в магазин, купи хлеба и молока.

Петя отвечает:

- Сходил бы, принес бы и молока, и хлеба, если бы нога перестала болеть.

? Что происходит у нас на глазах?

? Что произошло бы при условии…?

? Что желательно, чтобы произошло «по повелению» Васи?

4 задание.

У: Повторим по таблице непостоянные признаки глагола и выполним тест

Ответы учащихся:

- Вася стоит, говорит.

Петя лежит, отвечает.

-Петя сходил бы…, принес бы

- Сходи, купи.

  1. Рефлексия деятельности.

- Итак, ребята, мы побывали в гостях у Глагола. Что мы повторили? Какой морфологический признак мы не успели повторить?                                                                                                                           - Что бы вы хотели закрепить?

- Какие трудности вы испытывали во время урока?

 -  Все ли довольны своей работой?

9. Домашнее задание.

Упр. 660.

Послушайте стихотворение:

Есть на свете дети,

Есть мечты на свете.

Дети подрастают –

Мечтают о большом.

                   (С.Баруздин)

- А у вас есть мечты? Расскажите о них, употребив в своем рассказе глаголы сослагательного наклонения. Если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали для своих близких? Расскажите об этом в своих сочинениях.

Наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме «Диалог с совестью…» ( обобщение, систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение») 9 класс

Урок обобщения и систематизации  знаний по теме «Сложноподчиненное предложение» 9 класс  разработан с учетом методических рекомендаций Е.В. Коротаевой, доктора  педагогическ...

Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...

Урок обобщения, систематизации знаний и умений по теме "Гидросфера" в 6 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера", в 6 классе. На уроке закрепляются основные понятия темы, развиваются УУД. Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная. Метод...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная:  формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...