Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по теме "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Бодунова Марина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лучесская ООШ
Урок русского языка в 6 классе
по теме «Фразеологизмы»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электр.носителе. В 2 ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2014.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель урока: познакомить с понятием фразеологизмы, научить распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в устной и письменной речи
Планируемые результаты
Предметные: Знать содержание понятия «фразеологизм»; знать о фразеологических словарях русского языка, о способе обозначения фразеологизмов в толковом словаре; о синонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы в тексте; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов в предложении.
Метапредметные:
Познавательные УУД : Объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования фразеологизмов, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков
Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
Коммуникативные УУД: Излагать своё мнение, аргументируя его, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в группе
Личностные : Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа
Задачи.
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить фразеологизмы в тексте; формировать умение использовать фразеологизмы в речи; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.
2. Актуализация знаний.
- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае:
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?
Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.
(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.)
- Да, девочка не знала, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.
- Кто из вас помнит, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)
- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока . (« Фразеологизмы».)
3.Целеполагание и мотивирование.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!» или «Заруби себе на носу!»
Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём речь, и не удивляется ни «сидоровой козе», ни дождику, который почему-то идёт в четверг. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».
А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.
- Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.
1) Познакомиться с понятием...;
2) учиться отличать....
3) использовать….
Цель нашего урока: познакомить с понятием фразеологизмы, научить распознавать фразеологизмы в тексте, использовать их в устной и письменной речи
3. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель предлагает самостоятельно дать определение , что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению)
(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)
Учитель предлагает подумать, в каких словарях будут разъясняться значения фразеологизмов.
(Фразеологических словарях русского языка, а наиболее употребительные встречаются в Толковых словарях).
Знакомство с Фразеологическим словарём.
4.Первичная проверка понимания.
Работа со словарём.
№143.Найдите в «Толковом словаре» два фразеологизма и составьте с ними предложения.
№145. (устно) Рассмотрите шутливые рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду художник?
5. Первичное закрепление.
Работа с текстом (Текст раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту).Работа в парах.
Подчеркните фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясните их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Найдите значения фразеологизмов.
Работа в группах.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться
Физминутка
- Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …
- Фальшивят, путают слова.
Поют кто в лес, … .
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши ... .
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
«Водой ….»
- Мы исходили городок
Буквально вдоль и ….,
И так устали мы в дороге,
Что еле ….
Найдите объяснение
Подберите к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. (Задание раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы )
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Ученики делают вывод, что фразеологизмы могут иметь синонимы.
Ребята, перед вами сказка « Кашу маслом не испортишь», найдите в ней фразеологизмы.
- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит.
- Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
- Я машину чиню, - заплакал Саша.
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, )
- Ребята, а почему у бабушки такая живая речь?
В каких стилях речи чаще всего используются фразеологизмы? Для чего они служат?
(Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они придают речи образность, выразительность.)
Домашнее задание :
1) подготовить сообщение «История одного фразеологизма» (по выбору учащихся)
2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним три предложения
Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.
Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...