Имя существительное с Томом и Джерри в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Составитель: Жикулина К. П.
Класс: 6
Тема: Имя существительное
Подтема: Имя существительное как часть речи
Примечание: Данный урок предназначен для индивидуальных занятий или занятий в малых группах.
Учитель читает за персонажей:
«Привет, дорогой друг.
Теперь мы изучаем русский язык с тобой вместе
и помогаем тебе освоить новые правила.
Давай дружить!»
Учитель задаёт ученикам вопрос:
Что вы знаете об имени существительном?
Ученики сначала отвечают, а потом читают определение на слайде, после чего его записывают в тетрадь.
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».
Мышонок Джерри демонстрирует употребление имени существительного в речи. Учитель читает слова Джерри:
«Меня часто спрашивают: «Ты кто?»,
а я отвечаю: «Я – мышь»
Вместе с учениками учитель разбирает правило и показывает на данных примерах, что оно может отвечать на вопросы «кто?» (одушевлённые) и «что?» (неодушевлённые):
Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
Кто? Что?
Человек Стол
Мышь Солнце
Пчела Дом
Папа, мама Планета
Кит Ракета
Учитель Школа
Птица Зима
Выполняется задание (учитель сам решает устно или письменно):
- Определите одушевлённый или неодушевлённый предмет:
Перо, книга, сестра, мёд, мальчик, холод, храбрость, гусеница, сосна, жираф, кот, уборка, листва, муха, пятёрка, радость, Снегурочка, садовник, панда, клубника, дедушка, зверь, няня, Иван, жемчужина, рука, гриб, сова.
Кот Том выделяет особенности одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учитель читает за кота Тома:
«Давай разберёмся с тем,
что мы должны знать
об одушевлённых и неодушевлённых существительных?»
Ученики записывают в тетрадь с примерами и дописывают по 1-2 своих примера:
- Названия предметов и вещей (стол, перо)
- Названия веществ (мёд, масло)
- Название живых существ и организмов (мальчик, гусеница, лиса, амёба)
- Явление действительности (весна, зима, дождь, гром)
- Качества и свойства (храбрость, смелость, упорство)
- Действия и состояния (отдых, уборка)
Вместе с учениками учитель разбирает правило о собственных и нарицательных именах существительных.
Правило:
Все существительные делятся на собственные и нарицательные.
- Имя собственное – это имя существительное, обозначающее слово или словосочетание, которое предназначено для называния конкретного предмета (или человека).
Например: Москва, Марс, Луна, Анастасия, Владимир, А.С. Пушкин, Чебурашка, Колобок, Дед Мороз, Чёрное море, Евразия, Земля (название планеты).
Ученики записывают в тетрадь определение имени собственного и несколько примеров из данных.
- Имя нарицательное – это имена существительные, обозначающие наименования целых классов предметов и явлений, у которых есть общие признаки.
Например: сосна (деревья), лиса (животные), фламинго (птицы), гусеница (насекомые), весна (времена года).
Ученики записывают в тетрадь определение имени нарицательного и несколько примеров из данных.
Правило:
В предложениях имя существительное в основном выступает в роли подлежащего и дополнения.
- Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? В предложении подчеркивается одной чертой ______ .
Например: Джерри любит есть сыр на завтрак, на обед и на ужин.
- Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чём? Подчёркивается пунктиром _ _ _ _ _ _ _ .
Например: Джерри отдал сыр (кому?) Тому.
Ученики записывают определения в тетрадь, потом примеры и подчеркивают член предложения, которым выступает имя существительное.
Записываем домашнее задание.
1) Напишите 10 своих имён собственных и нарицательных, которых не было в этом уроке.
2) Выпишите предложения и выделите в них подлежащее и дополнение. Задайте к дополнению вопрос.
- Художник подарил свою картину первокласснице.
- Гриша позвонил маме и рассказал ей о книге, которую задали прочитать по литературе.
- Том и Джерри любят правила русского языка.
- Дед Мороз дарит детям подарки только на Новый год.
- Воробьи всегда живут дружно с синицами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное (уроки русского языка в 6 классе)
Данный дидактический материал по изучению темы "Имя существительное" можно использовать по усмотрению учителя: индивидуально, для работы в парах или группах, при модульном обучении....
Тест по теме "Имя существительное" для подготовки учащихся 10 -11 класса к ЕГЭ по русскому языку
Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Имя существительное". Он охватывает не только правописание данной части ре...
Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]] ...
Урок по теме "Правописание имен существительных с суффиксами –чик-, -щик-. 6 класс.
На уроке использована ролевая игра "Слет специалистов", которая снимает напряжение, помогает формировать навыки учебной деятельности,прочные и глубокие знания. Игра развивает устойчивый интерес ...
Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе.
Обобщающее повторение изученного в 5 классе...
Изучение повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 6 классе
Конспект содержит биографический материал и методические рекомендации по проведению урока в 6 классе...
Интеллектуальная игра по книге Марка Твена "Приключения Тома Сойера". Презентация. 5 класс.
Размещённый контент представляет собой интерактивную художественную презентацию для проведения интеллектуальной игры по книге Марка Твена "Приключения Тома Сойера" в 5 классе на уроке литера...