рабочая программа под редакцией Л.А.Тростнецовой, Т.А.Ладыженской по русскому языку для 8 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему
Данная программа по русскому языку составлена с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 8 класса | 38.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку иРабочей программы по русскому языку для 8 класса М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. (М.: Просвещение, 2012)
Основные цели и задачи изучения русского(родного) языка в основной школе
- воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками , развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взамоипониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими учебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности; самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика программы
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между разделами курса. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, обучение русскому языку в 8 классе выстроено на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль о значении русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 8 классе в разделе «Повторение изученного в 5-7 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы учебника «Русский язык. 8 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровней сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются другие задачи: речевого развития учащихся, формирование общепредметных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.)
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи- речеведческие понятия и виды работ над текстом- пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельности учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Форма организации образовательного процесса:
классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательски навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т.д.
Основными формами и видам контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий-в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных.( «Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями текстов; итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Содержание программы
«Русский язык в современном мире»
Повторение изученного в 5-7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (Р.Р.).Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.
Контрольная работа (К.Р.). Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Р.Р. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра.
К.Р. контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Р.Р. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием.
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об учёном с оценкой его деятельности.
К.Р. Контрольное тестирование № 1 по теме «Односоставные предложения»
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Р.Р. Сравнение черновой и окончательной редакции поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием. Сжатое изложение.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
К.Р. Контрольное тестирование №2 с грамматическим заданием.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи.
К.Р. Контрольное тестирование № 3 по теме «Вводные и вставные конструкции»
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Р.Р. Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль речи. Диалог. Сжатое изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
К.Р. Контрольное тестирование №3 по теме «Чужая речь».
Повторение и систематизация изученного в 8 классе.
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Р.Р. Путевой очерк. Редактирование текста.
К.Р. Итоговое тестирование.
Место предмета
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 105 часов за учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы
тематика | общее количество часов | контрольные работы | развитие речи |
Русский язык в современном мире | 1 ч. | ||
Повторение изученного в 5-7 классах | 7 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Простое предложение | 3 ч. | 1 ч. | |
Двусоставные предложения | 16 ч. | 1 ч. | 4 ч. |
Главные члены предложения | 8 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Второстепенные члены предложения | 8 ч. | 2 ч. | |
Односоставные предложения | 11 ч. | 1 ч. | 3 ч. |
Простое осложненное предложение | 35 ч. | 3 ч. | 10 ч. |
Понятие об осложненном предложении | 1 ч. | ||
Однородные члены предложения | 14 ч. | 2 ч. | 4 ч. |
Обособленные члены предложения | 20 ч. | 1 ч. | 6 ч. |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 18 ч. | 3 ч. | 2 ч. |
Обращение | 4 ч. | 1 ч. | |
Вводные и вставные конструкции | 7 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Чужая речь | 7 ч. | 1 ч. | 1 ч. |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 6 ч. | 1 ч. | 2 ч. |
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы
по русскому (родному) языку
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текство разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернента; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным дисциплинам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3. целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого обращения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи( повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Используемый учебно-методический комплекс
Тростнецова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы предусматривает использование личностно...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для УМК Ю.А.Комаровой "Английский язык" 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для УМК Ю.А.Комаровой "Английский язык" 5 класс...
Рабочая программа по элективному предмету "Жанры деловой и письменной речи" по русскому языку в 11 классе.
В жизни современного человека большое место занимают деловые бумаги. Составляя их самостоятельно или внося конкретные сведения о себе в соответствующие бланки, человек демонстрирует уровень своего инт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.
Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образов...
Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы
Адаптированная рабочая программа ООО обучающихся с задержкой психического развития по учебному предмету «Русский язык». 5-9 классы...