Программа кружка "Тайны русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Лубсанова Сындыма Чагдуровна

Программа кружка "Тайны русского языка рассчитана для  учащихся 5-6 классов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tayny_russkogo_yazyka.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхне-Ичетуйская средняя общеобразовательная школа»

Программа кружка

«Тайны русского языка»

(для 5 - 6 классов)

2015

Пояснительная записка

       Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

     Кружок предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.    

     Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».

    Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. 

Цели:       пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,  

            желание познать  богатства языка.

         Задачи:

  • расширить и углубить программный материал;
  • развивать творческую мысль и инициативу ученика, тренировать его ум;
  • научить анализировать занимательные языковые факты, помочь понять строй языка.

           Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал.

    Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

         Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

            Программа рассчитана на 1 год.

               Курс  рассчитан для учащихся  5-6 -х классов.

        Содержание занятий курса

  1. Вводные занятия.  «Язык - самое удивительное, что есть на свете!»
  2. Основной курс. «Слово устное и письменное».

1.Что есть фонетика и графика?

2. Путешествие в страну «Лексикологию»

3. Слово под микроскопом (Морфемика и  словообразование).

4. В стране Морфологии.

5. Загадки Синтаксиса и Пунктуации.

6. Познакомимся с текстом  и его секретами. Зачем нужны стили речи?

3. Заключение. Творческие работы учащихся.

Календарно-тематическое планирование

Тема

К-во часов

«Язык-самое удивительное, что есть на свете»

1.

Я и ты. Разрешите познакомиться! Какого роду племени? Твоя родословная.

1

2.

Откуда ты-имя?  как вас зовут или тайна имени.

1

3.

Великий, могучий, волшебный язык!

2

4.

Что такое речь? Правила для говорящего и для слушающего.

2

5.

Слова – друзья и враги.

2

Основной курс «Слово устное и письменное»

7, 8

  1. Что есть фонетика  и графика.

Путешествие в мир фонетики и графики.

2

9

Пиктограмма (из истории рисунчатого письма)

1

10

Как возникла наша письменность. Старославянская азбука и её создатели. Житие святых Кирилла и Мефодия.

2

11

Есть ли душа у звуков и букв? Слово и рифма

2

12

Слог, словесное и логическое ударение

1

  1. Путешествие в страну «Лексикологию»

13

Что изучают лексика и лексикология? Слово одно , а значений много.

2

15

Понятие о тропе как средстве художественной выразительности

2

16

Двойники, но не братья или понятие о словах-омонимах.

2

17

Очень близко, но не совсем.. Синонимический ряд.

1

18

О словах-«врагах». Особенности использования антонимов в разговорной и художественной речи.

1

19

О происхождении современной русской лексики.

2

20

Этимология как раздел языкознания о происхождении  слова.

2

21

Слова активные и пассивные.

2

22

Почему «умирают» слова? Почему рождаются?

2

23

Фразеология. Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки.

2

24

Игра. «Кто больше знает фразеологизмов на указанную тему»

1

  1. Слово под микроскопом

25

Состав слова и словообразование.. словообразовательные цепочки

2

26

«Странные» корни. Сложные слова.

2

27

Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов.

2

28

Словообразовательное «древо».

1

  1. В стране Морфологии

30

Путешествие по городам Частей речи.

2

31

Кое - что о характере занимательных и служебных слов, их роли в нашей жизни.

2

  1. Загадки синтаксиса и Пунктуации

33

Синтаксические единицы – строительный материал нашей речи

2

34

О функциях главных и второстепенных членов. предложений.

2

35

Слова – обращения и вводные слова как выразители оттенков чувств и настроений.

2

36

Как записать то, о чем тебе сказали? (Прямая и косвенная речь)

2

37

«Стражники» письменной речи или зачем нужны знаки препинания?

2

  1. Познакомимся с ТЕКСТОМ  и его секретами. Зачем нужны стили речи?

38

Текст, признаки текста.Тема, микротема, основная мысль текста

2

39

Зачем нужен эпиграф?  Что такое план и как его составить?

2

40

Типы речи.

1

41

Диалог. Оформление диалогической речи на письме.

1

42

Стиль-слово многозначное. Понятие о стилях речи как разновидности русского литературного языка.

1

43

Стилистика. Словесная живопись. Игра «Кто ярче»

1

44

Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов

2

45

Игра «Самый умный»

1

Литература

  1. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1988.
  2. Кондратов А.М. Звуки и знаки.М., 1998
  3. Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс/ Составитель И.Г. Гергель.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  4. Кодухов В. Рассказы о синонимах: Кн. для внеклассного чтения для учащихся.-     М.: Просвещение, 1984.
  5. Панов Б.Т.Внеклассная работа по русскому языку. Ь.,  1990
  6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.

   Панов.- М.: Педагогика, 1984.

  1.  Югов А. Думы о русском слове.- М.: Современник, 1972.
  2. Максимов В.И. К тайнам словообразования. М.
  3. Шанский. В мире слов.Ь., 1985
  4. Граник Г.Г. Секреты пунктуации, 1986 г.
  5. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к русскому языку.М., 1995.
  6. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.
  7. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.  Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс

Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...