Конспект урока по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Спиридонова Нина Михайловна

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Работа в группах. Мини - проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus.yaz_._v5_kl.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

РУССКИЙ ЯЗЫК

5 «Б» класс

Учитель  Спиридонова Н.М.

Тема: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные.

Цели:  1) дать понятие местоимения как части речи;

             2) научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль  местоимений в тексте;

                 

             3) способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Оборудование:  на доске план урока; компьютерная презентация;

Ход урока.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята.  Урок русского языка,  проверим готовность к уроку.

     

        2.Вспоминаем то, что знаем. Прочитать текст, обратить внимание на выделенные слова, поставить к ним вопросы. Найдите среди этих слов знакомые местоимения. На что они указывают? На какие части речи похожи другие выделенные слова?

Ну вот, перед вами Винни Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином, головой вниз ,пересчитывая ступеньки

собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он не знает. Иногда ему кажется,что можно бы найти какой-нибудь другой способ,если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но увы-сосредоточиться-то ему и некогда.

3. Продолжи ряд: я, ты, он…

-Как называется эта группа слов?

            -Почему эта часть речи получила такое название?

         -Какую роль играют местоимения в речи?        

 -Приведи свои примеры.

        -Что ты помнишь о личных местоимениях?                

      4.Чтение таблицы на странице 86

      5.Выполнение упражнения 475(устно).

      6.Чтение вывода на странице 87

-Чем отличаются имена существительные от местоимений- существительных?

 

- Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит:

(слайд)   Я о себе такого мнения:

                 Огромна роль местоимения!

                 Я делу отдаюсь сполна

                 Я заменяю имена.

- Как вы понимаете  это стихотворение? (заменяет имена существительные, прилагательные, числительные)

4.  Работа с предложением.

- Ребята, работаем с предложением на слайде (слайд)

ТАКАЯ ОНА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ.

- Понятен смысл предложения? Кто она такая? Когда это начнется?

- А если мы внесем  изменения в предложения, сможем ли ответить на вопросы? А какие изменения нужно внести по - вашему? (Верно, добавить существительные, прилагательные, числительные)

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА НАЧНЕТСЯ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ. (слайд)

- Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? (Что обозначают части речи, замещенные местоимениями)

-Чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных (слайд)

ВЫВОД:  - Местоимения употребляются вместо имен, указывая на предмет, признак, количество, но не называя их.

- На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что? какой? чей? сколько?)

5. Изменение местоимений.

- О том, как изменяются местоимения,  мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

Задание 1: просклоняйте местоимение она (масленица) – у доски

Задание 2: определите число и род местоимения в словосочетании Такая (широкая) масленица (слайд)

ВЫВОД: местоимения могут изменяться по падежам, числам и могут иметь род.

- Выполняя первые задания, мы употребляли слово МАСЛЕНИЦА. А кто знает, что такое масленица?

- Ребята, перед вами репродукция картины Б.Кустодиева «Масленичное гулянье».

Масленица – это веселые проводы зимы, с хороводами, песнями, плясками и ярмарками.  Масленица в этом году начнется 16 февраля. А кто знает, как проходит этот праздник? А какой  самый главный атрибут масленицы? (блины)

6. Практическая работа. Ребята, у вас на столах есть таблица, которую вы должны заполнять по  ходу урока.

Разряды

местоимения

- Ребята, на что указывают местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, МЫ, ВЫ, ОНИ (на лицо)

Это личные местоимения. 1 разряд (слайд)

Задание:  закончите четверостишие о масленице,  вставив по смыслу местоимения в конце строчки.

- Проверим ваше стихотворение (Дети читают стихотворения)

- Следующий разряд местоимений – возвратное. № 2.

- Внимание на слайд: придумайте словосочетание «глаг+возвр. мест»

( думать о себе, любоваться собою, и др (слайд)

- 3 разряд местоимений вопросительные: кто?, что? какой? чей? сколько? каков?

- Задание: составить вопросительное простое предложение о масленице.

(Сколько дней продлится масленица)

- 4 разряд – относительные : кто, что, который, чей, сколько, каков.

Задание: вставьте на места пропусков относительные местоимения в пословицы и поговорки. (слайд)

Что потопаешь, то и полопаешь, Сколько голов – столько умов.

А что обозначают эти пословицы?.

5 разряд – неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь.

Задание: от относительных местоимений при помощи приставки кое и суффиксов  -то, -либо, -нибудь образуйте неопределенные местоимения (дети называют местоимения)

6 разряд – отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Задание: определить по схеме, когда пишется НЕ или НИ (слайд)

некого спросить – никого не спросили (без ударения НИ, под ударением НЕ)

7 разряд – притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш.

Задание: составьте словосочетание «притяж мест.+ сущ»

(наша масленица)

8 разряд – указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько.

Задание: определите род следующих местоимений (слайд)

9 разряд – определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Задание: придумайте SMS с определительным местоимением о масленице.

(Масленица – самый веселый праздник.)

- Вот мы и познакомились со всеми разрядами местоимений. Сколько у вас в таблице получилось разрядов местоимений? (9) (слайд)

7. физкультминутка.  Урок уроком, а здоровье превыше всего. Проверьте, как вы сидите. Спинка стула должна упереться в ваши спинки. Распрямите плечи, подтянитесь, разомните руки, пошевелите пальчиками, поднимите руки вверх.

8. Работа с предложением.

- А теперь обратимся к предложению и определим синтаксическую роль местоимений. (слайд)

-  Запишите предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор, подчеркивая местоимения как члены предложения. Читаем предложение. Как подчеркнули. Сделайте вывод.

ВЫВОД: местоимения в предложении чаще всего являются подлежащим, дополнением, определением.

- Итак, мы с вами определили, что такое местоимение как часть речи. А теперь давайте повторим все о местоимении:

1. Значение. Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Изменяются. Могут изменяться по падежам и числам и родам.

3. Синтаксическая роль. Могут быть подлежащим, дополнением и определением.

4. Разряды местоимений. 9 разрядов местоимений.

- А теперь давайте проверим в учебнике, может быть мы с вами что-то неверно назвали, что-то забыли. § 56, стр. 8,87. Прочитайте правило в учебнике.

9. Работа с текстом.

- Сегодня на уроке мы много говорим о местоимении, но для чего они нам нужны? (ответы ребят)

-  Ребята, а сейчас работа в группах. Повернулись 4 человека. У вас на столах есть распечатанный текст. Прочитайте его вслух, выразительно. Все ли понятно в тексте? А красив ли текст?

- Итак,  задание в группах.  Вставить пропущенные местоимения (смотри в слова для справок) и  определить разряд каждого вставленного местоимения.

- Прочитаем полученный текст, какая-то группа другие местоимения вставила? А сейчас сравните ваш текст с исходным. Следите. Сделайте вывод. Зачем нам нужны местоимения?

ВЫВОД: местоимения нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторов.

10.  Мини-проект. А сейчас снова работа в группах. Задание: придумайте рекламу местоимению в любой форме! Это может быть рисунок, стихотворение, какое-нибудь предложение. На столе у вас есть карандаши, листы, времени немного, поэтому поторопитесь.

- Ответы детей, рекламу повесить на доску.

11. Домашнее задание. § 68, заполненную таблицу вклеить в тетрадь конспектов, упр. 390.

12. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы много отвечали, творили, дополняли друг друга. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Внимание на слайд.

Интересно – Что для вас было интересно  на уроке?

Творчество – Каким творчеством вы занимались?

Обучение – Чему научились?

Главное – Что вы узнали на уроке?

- Молодцы, ребята. А в конце мне хотелось бы вам сказать следующее:

Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.

- На это наш урок окончен, спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...