Лингвистический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
На основе анализа рассказа Н.Сладкова показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языку и образного мышления.Урок проводится по требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок 6 класс | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слово не простой звук»
(Лингвистический анализ текса)
Цель: учить « читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей …и поэтов» (Л.В.Щерба );
Показать влияние ЛАТ на развитие у учащихся интереса к русскому языку, образного мышления
Задачи: помочь осмыслить идею художественного произведения;
показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели;
способствовать развитию лингвистических способностей учащихся, восприимчивости образного строя речи;
учить оценивать изобразительно- выразительные средства языка, понимать эстетическую ценность художественного произведения.
Ход урока
Слово учителя:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Прекрасное стихотворение Н. Рыленкова призывает нас всмотреться и вслушаться в скромную русскую природу, чтобы увидеть ее красоту. А мы, ребята, сегодня на уроке будем всматриваться и вслушиваться в слова другого автора Н.Сладкова .Мне бы хотелось, чтобы вы поняли, что слово не пустой звук, а за каждым словом стоит глубокая мысль, которую хочет донести до нас автор.
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом
Чтение текста Н.Сладкова «Деревья».
Работа с текстом
- Как озаглавить текст?
- Почему выбрали такое название?
- А каким термином мы обозначим то, о чем говорится в тексте? (Тема)
- А, действительно ли, это связный текст и или просто набор разных предложений?
(предложения связаны по смыслу)
5.Определим стиль текста (художественный)
6. Признаки худ.стиля.(Картина изображается с помощью средств выразительности)
7.Тип речи (повествование)
8.Докажите, что повествование.(глаголы)
9.Учитель: я уже сказала, что слова несут в себе какую-то информацию. Которая на поверхности не лежит. Попробуем доказать это. Обратимся к первому предложению.
Как вы думаете, кто входит в лес? (Автор)
-Автор вроде бы пишет о себе. Но в каком лице стоят глаголы? (2 лицо) Местоимение ТЫ. А кто же тогда этот ТЫ? К кому обращается автор?
Мы для него чужие люди? ДА.Странно, а почему ТЫ?
Кого мы называем НА ТЫ?(родных, друзей)
Значит автор считает нас своими друзьями.А друг всегда поймет друга и прислушается к его советам
Вот видите, мы обратили внимание всего на три глагола во 2 лице. Какую важную авторскую мысль они донесли до нас.
Рассмотрим другие глаголы, покачиваются, дышат, гудят, лопочут. О ком идет речь?
Речь идет уже о деревьях.
В каком значении употреблены глаголы?(В переносном)
А что этим хочет сказать автор? (Они живые,Они как люди)
Найдите еще слова в переносном значении, доказывающие, что деревья тоже как люди
Наречия Существительные Прилагательные
Грозно тело теплые
ласково язычками живое
плечо гладкое
в пупырышках скользкое
изборожденное
изморщиненное
Итак, какое средство выразительности является в тексте основным? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
Кроме олицетворения, какие средства есть еще? (Сравнения,Эпитеты)
С какой целью использованы эти средства?
Сделать изображение более ярким, убедительным, чтобы мы поверили, что деревья живые.
Но не только слова говорят нам об этом. Обратимся к звукам. Какой звук повторяется чаще других?(Ш) Какие же мысли у вас рождаются?
Как называется прием использования согласных? (Аллитерация)
Итак, мы не только видим деревья, но и слышим их
Определим вид связи предложений(параллельная) Что означает параллельная связь?
Предложения связаны по смыслу.
Значит для автора важен прежде всего смысл рассказа
А каков же он? Найдем ключевые слова: деревья-старые друзья-тело живое-плечо друга.
Лексический повтор закрепляет мысль о том, что деревья- друзья. Главную мысль мы можем определить по ключевым словам.
Деревья- друзья автора. Но и наши друзья, потому что мы друзья Сладкова
Обратимся к последнему абзацу?1 предложение. СМЫСЛ живем рядом,как настоящие друзья,поддерживаем друг друга. 2 предл.
Почему хочется пожать руки? Потому, что человек без деревьев прожить не сможет.
Рефлексия
Что для себя поняли?
Познакомились с небольшим текстом.В нем немного слов.но за каждым словом –глубокая мысль.
Домашнее задание:Сочинение «Путешествие желтого листочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ текста в 10 классе
Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...
Лингвистический анализ текста. Урок русского языка в 6 классе
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Лингвистический анализ текста"...
Часть В. Лингвистический анализ текста
Презентация содержит разбор заданий части В по направлению "Лингвистический анализ текста" для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку....