Таблицы по пунктуации
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему
Эти таблицы созданы мною в течение моей педагогической деятельности, в них собраны самые необходимые теоретические сведения, способствующие изучению пунктуационных правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnye_slova.doc | 55 КБ |
dvoetochie_v_bsp.doc | 24.5 КБ |
zapyataya_i_tochka_s_zapyatoy_v_bsp.doc | 25.5 КБ |
znaki_prepinaniya_pri_sravnitelnom_oborote.doc | 35.5 КБ |
obosoblenie_nesoglasovannykh_opredeleniy.doc | 32.5 КБ |
obosoblenie_prilozheniy.doc | 33 КБ |
obosoblennye_opredeleni1.doc | 34 КБ |
odnorodnye_chleny.doc | 34 КБ |
utochnyayushchie_prisoed.poyasnit.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводные слова и словосочетания | |
Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различаются несколько основных групп вводных слов по их значению. | |
1. Вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.) | На радость, на беду, удивительное дело, к прискорбию, не ровен час, нечего греха таить, по счастью, к радости и т.д. |
2. Вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого(уверенность, предположение и т.д.) | Полагаю, по всей вероятности, может быть, правда, кажется, по-видимому, думаю, наверное, несомненно, безусловно, очевидно, конечно, бесспорно, разумеется, действительно и т.д. |
3. Вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения. | Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, в общем, в частности, кстати, во-первых, таким образом, например, повторяю, с одной стороны и т. д. |
4. Вводные слова, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей. | Словом, другими словами, попросту говоря, мягко выражаясь, вернее, точнее, скорее, если можно так выразиться. |
5. Вводные слова, указывающие на источник сообщения. | Говорят, сообщают, передают, по словам…, по сведению…, по слухам, на мой взгляд, дескать, мол, по –твоему и т.д. |
6. Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание | Видишь (ли), понимаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, извините, простите, сделайте милость. |
7. Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чём говорится. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений |
8. Вводные слова, показывающие степень обычности того, о чём говорится… | Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю.. |
9. Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания | По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, честно говоря, между нами говоря… |
Примечания | |
1.Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире, а после него- запятая. | Среди птиц, насекомых, в траве- словом, всюду чувствовалось приближение осени. |
2.При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится. | Чего доброго, пожалуй, и женится… |
3. Усилительные частицы при вводных словах не отделяются от них запятой | Уж вероятно, это и так. |
4. вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза запятой, если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (как правило, при союзах и , но); если же перестановка или изъятие невозможны, то запятая после союза не ставится. | Весь тираж уже отпечатан, и, вероятно, книга на днях поступит в продажу. Для них он герой, а, честно сказать, я себе героев иначе представляю. Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, и неточно. |
Вводные слова и словосочетания | |
1.В зависимости от контекста одни и те же слова выступают то в роли вводных слов (следовательно не членов предложения), то в качестве членов предложения. | |
Врач может быть сейчас у себя в кабинете. | Может быть, ты найдёшь врача в кабинете. |
Конфликт был разрешён таким образом. | Таким образом, конфликт был исчерпан. |
Я и действительно ( в действительности) таков, как вы говорите. | Действительно ( в самом деле), с батареи открывался вид всего русского войска. |
2. Слово однако является вводным, если стоит в середине или в конце предложения. В начале предложения ОДНАКО выполняет роль противительного союза и не является вводным. | Смотри, однако, Вера, будь осторожна. Столько хлопот, однако. Канонада стала слабее, однако трескотня ружей слышалась всё чаще и чаще. |
3. Слово значит является вводным, если оно синонимично словам следовательно, стало быть | Сообщение срочное, значит, важное. Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём. |
4.Слово наоборот в качестве вводного слова выделяется запятыми. Если наоборот ( после союза и) употребляется как слово, замещающее член предложения то перед союзом и запятая не ставится. Если наоборот ( после союза и) присоединяется к целому предложению, то перед союзом и запятая ставится. | Вместо того, чтобы затормозить, он, наоборот, встал и закрутил кнутом. На картине светлые тона переходят в тёмные и наоборот. Чем ближе источник света, тем ярче излучаемый им свет, и наоборот. |
5. Слово наконец является вводным, если обозначает порядок мыслей (синонимично слову «ещё») или даёт оценку факта, показывает на отношение говорящего к событиям. В значении «после всего», «напоследок», «в результате всего» оно не является вводным и не выделяется запятыми. | Михей поднимает, наконец, от лаптей свою старую седую голову. Наконец мы встали и опять пошли бродить до вечера. |
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания | Авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вот, вряд ли, даже именно, как будто, словно, якобы и др. |
Вводные и вставные предложения- это словосочетания и целые предложения, которые содержат добавочные замечания, уточнения, поправки. | |
Запятыми выделяются вводные предложения следующих типов: Личные нераспространенные предложения я думаю, я знаю, я вижу, я помню | Вот у меня, думаю я, получше глаза. А вы, я вижу, шёлковый. |
Вставные конструкции грамматически не связаны с предложением, расположены обычно в конце и середине предложения, выделяются скобками и тире. | В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного. Тут- делать нечего- друзья поцеловались. |
Предварительный просмотр:
Двоеточие в БСП
потому что
[ = -]: [ причина].
а именно
[ = -]: [ пояснение].
и увидел, и услышал, и почувствовал
[ = -]: [ дополняет].
[ = -]: [ прямой вопрос].
Тире в БСП
[ = -]-[ противопоставление].
[ время, условие]- [= -].
[ = -]- [быстрая смена событий].
[ = -]- [следствие, результат].
[ = -]- [изъяснительное значение].
[ = -]- [присоединительное значение].
Предварительный просмотр:
Запятая и точка с запятой в БСП
[ _ _ ] ,[ _ _ ], [ _ _ ].
и и
1.Краткость.
2.Сходство по структуре.
3.Одновременность и последовательность событий.
4.Тесно связаны по смыслу.
[ _ _ ] ;[ _ ];[ _ ].
- Более распространены.
- Разнородны по структуре.
- Нет тесной смысловой связи.
Предварительный просмотр:
Знаки препинания при сравнительном обороте | |
Сравнение – сопоставление двух объектов и нахождение у них сходного. Чтобы признать оборот сравнительным, необходимо найти два сопоставляемых объекта и выделить признак, по которому они сравниваются( такой признак называется основанием сравнения) | |
Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты с союзом как в следующих случаях: | |
1) если они обозначают уподобление (как имеет значение «подобно») | Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он. Её уста, как роза, рдеют. |
2) если в основной части предложения находится указательное слово так, такой, тот, столь | Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. |
3) если оборот начинается сочетанием как и | К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке. |
4) если оборот выражен сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п. | Экая досада! Как нарочно, ни души! Она теперь стала снова стройной и тонкой, как прежде. День начался, как всегда, в густом тумане. |
5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как | Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ |
Сравнительные обороты с союзом как запятыми не выделяются в следующих случаях: | |
1) если на первый план выступает значение обстоятельства образа действия (обороты с как обычно можно заменить в этих случаях творительным падежом существительного или наречием. | Как град посыпалась картечь. Градом (сущ. в тв. п.) посыпалась картечь. Как демон коварна и зла. Демонически (наречие) коварна и зла. |
2) если союз как имеет значение «в качестве» | Ленский везде был принят как жених. Ленский везде был принят в качестве жениха. |
3) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота. | Она сама ходила как дикая. Был лес как сон и снег как сон. |
4) если сравнительному обороту предшествует отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в -точь, именно, просто, прямо | Поступил не как патриот. Поступил точь-в -точь как патриот. |
5) если оборот имеет характер устойчивого сочетания | Все шло как по маслу |
Предварительный просмотр:
Обособление несогласованных определений | |
Несогласованные определения = определения, выраженные косвенными падежами имён существительных с предлогами. | |
Выделяй запятыми несогласованное определение, если оно: | |
1.Относится к личному местоимению. | В широком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаивала у подъезда. |
2. Относится к имени собственному. | С кудрявой головой, без шапки, Дымов казался красивым. |
3. Отделены от определяемого слова другими членами предложения. | Лицо девушки, с симпатично вздёрнутым носиком, светилось радостью. |
4.Образует ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями. | Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. |
5.Употреблены при существительном со значением родства, профессии, должности и т.д. | Мать, в красной юбке, в светлой блузке, стоит у окна. |
6. Выражено оборотом с прилагательным в сравнительной степени. | Маленькие усы, немного темнее волос, делали его лицо привлекательным. |
Выделяй тире несогласованное определение, если оно: | |
1.Они выражены неопределённой формой глагола( в таком случае перед ним можно поставить А ИМЕННО. | Волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения- ( А ИМЕННО) пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири |
Предварительный просмотр:
Обособление приложений | |||
Приложение- существительное, одиночное или с зависимыми словами, обозначающее одно понятие с существительным, к которому относится. | |||
Дефис | |||
Есть | Нет | ||
Соединяет два существительных, обозначающих одно понятие | Первое сущ- е можно заменить прилагательным | Собственное сущ-е стоит на втором месте. | |
Инженер- строитель, город- герой, Москва- река | Красавица девушка- красивая девушка. | Река Москва | |
Как обособить приложение? | |||
Найди в предложении два слова, обозначающих одно понятие | |||
Подчеркни приложение | |||
Подчеркни зависимые от приложения слова (если есть) | |||
Выдели подчёркнутое запятыми, если оно: | |||
Стоит после существительного | Относится к личному местоимению | Имеет обстоятельственное значение | |
Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему соседом. | Слёзы унижения, они были едки. | Упрямец во всём, Иван оставался упрямцем и в учении. | |
Тире | Если перед приложением можно вставить А ИМЕННО | Рядом размещалась каморка- хранилище старых газет. | |
Кавычки | Названия книг, газет, журналов, предприятий и т.п. заключаются в кавычки | Читать газету «Вести». Опера «Садко». |
Предварительный просмотр:
| |
Правило | Пример |
| По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные чёрным виноградом. Телега, полная людей, двигалась по дороге. |
| По ведущей к садам пыльной дороге тянулись наполненные чёрным виноградом скрипучие арбы. |
Примечания | |
| Это были юные таланты, по- настоящему любившие музыку И неплохо разбиравшиеся в тайнах её волшебства. |
| Это были юные таланты, И по- настоящему любившие музыку И неплохо разбиравшиеся в тайнах её волшебства. |
| Он не чувствовал склонности к чиновничеству и, одарённый выдающимся талантом наблюдения, прекрасно знал свою среду. |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. | И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней. | |
Запятая между однородными членами не ставится, | ||
1. если они соединяются сочинительным союзом И. | Снег шёл и таял. | |
2. если они соединяются разделительным союзом ИЛИ | Мы поедем на метро или на троллейбусе. | |
3. если их соединяет неповторяющийся союз ДА в значении И | Учился писать да читать. | |
4. если это устойчивое сочетание с повторяющимся союзом | Он стоял ни жив ни мёртв | |
Запятая между однородными членами ставится | ||
1. при повторяющихся союзах. | Мы побывали и у Владимировых, и у Петровых, и у Громовых. | |
| Мы устали не от работы, а от безделья. | |
| Мне хочется мира, тишины, спокойствия | |
| Ворчи не ворчи, да решать всё равно надо. | |
5. перед второй частью двойного союза КАК…., ТАК И; НЕ ТОЛЬКО…, НО И .. | Ты не только жадина , но и трус. |
Предварительный просмотр:
Уточняющие члены предложения | |
Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения и выполняющие одинаковую с ним синтаксическую функцию. | |
1.Обособляются уточняющие обстоятельства МЕСТА. Нередко уточняющие обстоятельства места образуют цепочку, выстраиваются в ряд. | Там, ниже, мох тощий, кустарник седой. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись лесистые холмы. |
2. К уточняющим обстоятельствам относятся названия районов, областей и т.д., обозначающие местонахождение колхозов, совхозов, а также указания в адресах. | В колхозе «Заря коммунизма», Кировского района, Калужской области, состоялся праздник урожая. Посёлок Новые Горки, Щелковского района, Московской области, находится недалеко от станции Болшево. |
3. Обособляются уточняющие обстоятельства ВРЕМЕНИ. | Я проснулся поздно, часу в пятом по полудни. |
4. Если при наличии двух обстоятельств времени второе из них не служит для ограничения понятия, выраженного первым, то оно не является уточняющим и запятая между ними не ставится. | Завтра, в шесть часов вечера, состоится заседание месткома. Заседание месткома состоится завтра в шесть часов вечера. |
5. Обособляются уточняющие обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ. | Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза. |
6. Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т.д. | Вошла молодая, лет семнадцати, девушка. |
7. Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений ЭТОТ, ТОТ, КАЖДЫЙ, ОДИН | Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком. Каждому, приехавшему и пришедшему, они должны были указать место. |
Пояснительные и присоединительные члены предложения | ||
Пояснительными называются члены предложения, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название. | ||
Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что уточнение- это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснение- это обозначение одного и того же понятия другими словами. | ||
1. Выделяются пояснительные члены, если в предложении перед ними стоят слова А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ, ИНАЧЕ (при их отсутствии в предложении эти слова могут быть вставлены) | Она была воспитана по-старинному, т.е. окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками. | |
2. При отсутствии слов А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ, ИНАЧЕ перед пояснительным членом предложения вместо запятой может стоять тире. | У деда Семёна была своя золотая и несбывшаяся мечта- стать столяром. | |
3. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом ИЛИ (в значении ТО ЕСТЬ) Различайте пояснительный союз ИЛИ в значении ТО ЕСТЬ (его повторить нельзя) и разделительный союз ИЛИ (он может быть повторён). | Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок. Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием.(Союз или имеет разделительное значение, он может быть повторён- Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием.) | |
Присоединительными называются слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения, возникающие в процессе высказывания. | ||
1. Обычно обособляются присоединительные члены, которые присоединяются словами ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ОСОБЕННОСТИ, НАПРИМЕР, В ЧАСТНОСТИ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ТОМ ЧИСЛЕ, ПРИТОМ, И ПРИТОМ, ДА, ДА И, ДА И ВООБЩЕ , И и др. | Все слушали молча рассказ Анны Саввичны, особенно девушки. Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись. | |
2. Запятая не ставится в сочетаниях типа ВОЗЬМИ ДА И , НЕТ-НЕТ ДА И | Нет-нет да и вспомнит о матери | |
3. Запятая не ставится перед ДА И, когда выступает в роли присоединительного союза. | Я стрельнул да и (= И) промахнулся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал по русскому языку в таблицах (синтаксис и пунктуация)
Русский язык в таблицах...
Пунктуация в таблицах
Памятки по всему курсу пунктуации незаменимы на уроках русского языка...
Синтаксис и пунктуация. Диагностическая таблица.
Синтаксис-раздел лингвистики, изучающий строение словосочетаний и предложений, и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.Является составной частью грамматики. Исследуемые в рам...
Пунктуация в таблицах
помощь в быстром повторении правил по пунктуации...
Синтаксис и пунктуация. Диагностическая таблица.
Синтаксис и пунктуация. Диагностическая таблица....
Справочный материал. Таблицы по пунктуации.
Справочный материал. Таблицы по пунктуации....
Пунктуация в таблицах для 5-11 класов
Хочу поделиться с находкой: правила пунктуации для учащихся 5-11 классов. Очень удобно при организации повторения и подготовки к контрольным работам, ВПР, ПА, ОГЭ и ЕГЭ....