Справочный материал. Таблицы по пунктуации.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)
Справочный материал. Таблицы по пунктуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
punktuatsiya_tablitsy.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица № 2
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Правило | Пример |
При отсутствии союзов между однородными членами предложения ставится запятая. | Синие, желтые, белые. |
Есть запятая перед союзом а, но, да = но, зато, однако, хотя, а также. После однородного члена, присоединенного этими союзами, запятой нет. | Не синие, а белые. Мал, да удал. Было жарко, хотя ветрено и в долине реки. |
Нет запятой при одиночных союзах и, или, либо, да = и (могут соединять однородные члены попарно, но не повторяются перед ними подряд: О и О, О и О). | Синие или красные. Синие, желтые да белые. Синие и красные, желтые и белые. |
Если союзы и, или, либо, да = и повторяются перед однородными членами, то перед ними (кроме первого однородного члена) ставятся запятые: (и) О, и О, и О… При этом часть однородных членов может быть соединена повторяющимися союзами, а часть – бессоюзной связью. | Они росли и в поле, и в лесу, и в саду. Стали они есть, да пить, да веселиться. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь и звезды, и луну. |
Нет запятой при повторяющимся и: - между двумя однородными членами, если они образуют тесное смысловое единство. И при них нет зависимых слов; - если два однородных члена с и между ними, образующих тесно связанную по смыслу группу, соединяются союзом и с третьим однородным членом. | Я им и живу и дышу. …Есть и ситец и парча. Он человек честный и прямой и довольно умный.
|
Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то. | Не знаю ни его, ни ее, ни прочих. Он не то глуп, не то необразован. |
Ставится запятая перед второй частью двойных союзов: как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько… | Давно знаю как его, так и ее. Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое. Она хотя и умна, но зла. Тут чем дальше, тем хуже. |
Тире может ставится: - перед и, если союз соединяет 2 сказуемых и второе выражает противопоставление (можно и заменить на а), указывает на следствие, быструю смену действий; - перед противительным союзом; - при пропуске противительного союза между однородными членами. | Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли. Он приостановился – и резко свернул. Он смешной - но милый. Не мальчик – зрелый муж стоял пред ней теперь. |
Таблица № 22
Пунктуация в союзном сложном предложении
Правило | Пример | Схема |
1. Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми. | Садилось солнце, и кончился. Солнце, когда пришел я, садилось. | [ ], и [ ]. [ , (когда…), ]. |
2. При однородных придаточных запятые ставятся также, как при однородных членах предложения. При однородном подчинении во 2-м придаточном (и далее) подчинительный союз может быть опущен. | Он не слышал, как повернулся ключ в замке или как лязгнул засов. Он злится и когда о нем забывают, и когда слишком хорошо его помнят. Он тоскливо уставился за окно, где насмешливо сверкало солнце, таял снег и галдели воробьи. | [ ], (как…) или (как…). [ ] и (когда…), и (когда…). [ ] , (где…), (…) и (…). |
2. Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы, с тех пор как и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации 1 раз: или до всего сочетания, или перед что, чтобы, как. Не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, причинный так как. | Он не явился на занятия, потому что заболел (важен сам факт неявки). Он не явился на занятия потому, что заболел (важна причина ее). Он казался дельным, тогда как был глуп. Он не явился, так как болел. | [ ], (потому что…). [ …потому], (что…). [ ], (так как…). |
4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения (или союз и союзное слово), то, по общему правилу, между ними ставится запятая. В тех же случаях запятой нет, если дальше идет вторая часть двойного союза (то, так, так и, тем, но, однако). | Ученику сказали, что, если он еще раз прогуляет, вызовут родителей. Январь выдался студеный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели. Ему заявили, что если он еще раз прогуляет, то вызовут родителей. Январь был студеный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели. Заметьте, что чем больше об этом думаешь, тем меньше это нравится. | [ ], (что, (если…), …). [ ], и, (хотя…), [ ]. [ ], (что (если…), то…). [ ], и (хотя), но [ ]. [ ], (что (чем…), тем…). |
Таблица № 25
Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
Схема, смысловые отношения частей | Можно заменить союзным предложением | Пример |
Запятая: Перечисление фактов [ ], [ ]. | [ ], и [ ]. | Травка зеленеет, солнышко блестит… |
Точка с запятой: То же, но более отдаленных по смыслу, распространенных предложениях, в которых часто уже есть знаки препинания. | Поля, луга –все покрыл снег, крестьянин, торжествуя, обновляет путь. | |
Двоеточие: [ ]: [указывает причину]. | [ ], (потому что) | Он с трудом досидел до конца: ему было скучно. Павел чувствует: чья-то рука касается его. Он открыл глаза: садилось солнце. Я увидел нечто чудное: по берегу ползла рыба. |
[ ]: [дополняет смысл]. | (что…). [ ], (как…). | |
[ ]: [поясняет]. | [, а именно]: [ ] | |
Тире: Быстрая смена событий, неожиданность | Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. Рассмеется она – колокольчик звенит. Лес рубят – щепки летят. Быстрее сделаешь – скорей тебя отпустят. Ты виноват – покайся! Хвалы приманчивы – как их не пожелать? Ходишь осторожно – цела твоя голова. Я думал – волк. Я понял: до конца не досижу – очень скучно. | |
Противопоставление [ ] – [ ]. | [ ], a [ ]. | |
[ ] – [сравнение]. | (словно…) [ ], (будто…) | |
Причинно-следственная связь: [время, условие] – [ ]. [ ] – [вывод, следствие]. Часто совмещается: [условие] – [следствие]. | (когда…) ( если…), [ ]. | |
2 часть – неполное предложение | ||
Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире. |
Скоро мы начнём ходить в школу и все будут учиться.
Мы начнём ходить в школу, и все будут учиться.
Утром над лугами был туман и воздух казался свежим.
Над лугами был туман, и воздух казался свежим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Признаки текста". Справочный материал для учащихся 5 класса.
Данную памятку можно использовать на уроках развития речи в 5 классе....
Справочный материал по литературе "Стихотворные жанры и формы".
Анализируя стихотворение, учащиеся иногда затрудняются определить его жанр, форму. Данный справочный материал сделан в помощь учащимся....
Справочный материал по географии 6 класс
Представлен справочный материал по всем разделам курса география 6 класса. Возможно использовать на уроках, внеурочной работе. С любым УМК географии 6 класса....
Справочный материал по географии 5 класс
Представлен справочный материал по всем разделам курса география 6 класса. Возможно использовать на уроках и внеурочной деятельности. Полезен при подготовке к ЕГЭ и ГИА....
Справочный материал по географии Материков и океанов 7 класс
Представлен справочный материал по всем разделам курса география Материков и океанов 7 класс. Возможно использовать на уроках и внеурочной деятельности. Полезен при подготовке к ЕГЭ и ГИА....
Таблицы по пунктуации
Эти таблицы созданы мною в течение моей педагогической деятельности, в них собраны самые необходимые теоретические сведения, способствующие изучению пунктуационных правил....
Местоимение в английском языке в схемах и таблицах. Справочный материал.
Справочный материал является необходимым дополнением к учебникам, позволяющим учащимся самостоятельно закреплять и совершенствовать свои знания в английском языке....