Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.pravopisanie_pristavok_roz-_ros-_raz-_ras-.docx | 9.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме “Правописание приставок роз- (рос-), раз- (рас-)”.
Урок усвоения новых знаний.
Цели и задачи:
- Узнать, от каких условий зависит написание букв о и а в этих приставках;
- Научиться использовать полученные знания на практике;
- Отличать приставки роз- (рос-), раз- (рас-) от омонимичных корней.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- От каких морфем нужно уметь отличать приставки? Как это сделать?
- От каких условий зависит написание приставок на з-с?
- Какой диалог помогает нам вспомнить все глухие согласные?
- Какую приставку нельзя относить к этой группе? Почему?
- Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.
- Задание: спишите, вставив пропущенные буквы, объясните выбор графически. (слова на доске)
Ро_вальни, ро_пись, ра_задорить, ро_сыпь, ра_считать, ра_влечься, ро_сказни, ра_дать.
- Посмотрите внимательно на написание этих приставок. Всё ли здесь понятно? Что необычного вы видите? (в каких-то приставках пишется буква а, а в каких-то - о)
Дети формулируют тему и цели урока.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Давайте с вами проследим тенденцию и постараемся сделать вывод. Посмотрите, что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква О. Теперь - что общего у всех слов с приставками, в которых пишется буква А. Как вы думаете, от чего может зависеть написание букв а и о в этих приставках?
Дети высказывают предположения. Если никто не догадывается, учитель предлагает детям во всех словах проставить ударения.
Дети формулируют правило: В ПРИСТАВКАХ РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕТСЯ БУКВА О, БЕЗ УДАРЕНИЯ - А.
*правило для более лёгкого запоминания оформляется в виде схемки:
- Первичная проверка понимания
- На что очень похожи эти приставки?
- Как их отличить друг от друга?
- Давайте потренируемся в разграничении приставок и омонимичных корней.
Распределительный диктант: в левый столбик дети записывают слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-), в правый - с корнями раст-ращ-рос.
Роспуск, расти, растение, росчерк, разжигать, ростовщик, расклад, рассечь, росток, растительность.
*взаимопроверка (0 ош. = 5; 1 ош. = 4; 2 ош. = 3; >2 ош. = 2)
слова с приставками роз- (рос-), раз- (рас-) | слова с корнями раст-ращ-рос |
Роспуск, росчерк, разжигать, расклад, рассечь. | Расти, растение, ростовщик, росток, растительность. |
- Первичное закрепление.
- Задание на раздаточном материале: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
Р_здать, р_списание, р_списка, р_спись, р_склад, р_зливать, р_слый, р_зыскивать, р_зыск, р_зжиг, р_спуск, р_зыграть, р_зыгрыш, р_схаживать, р_счёсывать.
- Все ли слова необходимо было записать? Какое слово было лишнее? Почему?
- Д/З
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...