Мастер-класс. Способы сжатия текста
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Папка содержит теоретический и раздаточный материал для практических занятий, презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_nikiforovoy_t.a.rar | 524.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
"ПОДГОТОВКА К ОГЭ В 9 КЛАССЕ.
СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА»
Подготовила: Никифорова Татьяна Алексеевна –
учитель русского языка и литературы
г. Нефтегорск, 2015
Содержание занятия.
Цель мастер-класса
Знакомство с авторскими наработками педагога. Освоение и отработка практических умений написания сжатого изложения
Задачи
- Передать свой опыт, формы, методы, приёмы педагогической деятельности.
- Создать условия для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
- Совместно отработать методические приёмы педагога – мастера, приёмы решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.
Новая форма ОГЭ по русскому языку включает в себя задания, проверяющие следующие виды компетенций:
- лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую, т.е.практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Экзаменационные материалы постоянно совершенствуются с учётом требований модернизации российского образования и достижений современной психологической и лингвистической наук.
Предложенная на сегодняшний день форма экзамена решает следующие проблемы:
- проблема оценки качества основных, базовых знаний и умений, приобретённых обучающимися в курсе изучения русского языка в основной школе;
- проблема оценки уровня готовности выпускников 9 класса к дальнейшему обучению в старшей школе и к дальнейшему образованию;
- проблема содержания ОГЭ по русскому языку.
Работа по русскому языку состоит из 3-х частей. Трёхчастная структура работы обусловлена несколькими причинами: она воспроизводит логику познавательной деятельности обучающегося (слушание – чтение – письмо), а также реализует компетентностный подход к проверке уровня обученности выпускников.
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля.
Работу по сжатию текста проводить начинаю уже в 5 классе, так как обучающиеся в начальных классах пишут, в основном, подробные изложения и считают, что, чем подробнее они передадут содержание прочитанного текста, тем лучше.
Работать начинаю с простейших текстов, содержащих ряды однородных членов: прошу подобрать обобщающее слово. Другой вид заданий, которые можно предложить пятиклассникам: из двух простых предложений составить одно сложное, синонимическая замена слов для предотвращения повторов.
В 7 классе добавляется к этим заданиям ещё одно: произвести, если это возможно, синонимическую замену сложноподчинённого предложения предложением, содержащим причастный или деепричастный оборот.
В 8 классе вводится такое понятие, как обособленные и уточняющие члены предложения, вводные слова. Задания на сжатие текста расширяются в связи с этим.
В 9 классе все полученные знания обобщаются и систематизируются. Работа идёт легче.
Таким образом, чтобы достичь отличного результата в написании сжатого изложения, работу по сжатию текста нужно начинать проводить как можно раньше, т.е. с 5 класса.
Как показала практика, такая работа приносит свои плоды. Мои выпускники не испытывают трудностей с этим видом задания, так как владеют всеми видами сжатия текста.
Остановлюсь немного на теории.
Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных явлений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Отсюда вытекает система критериев оценивания изложения (Приложение 1).
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом ( с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок (Приложение 2).
Любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Разделение информации на главную и второстепенную прямо зависит от характера текста (цели, функционального стиля, типа речи).
Главная информация – это то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел.
Второстепенная информация – это сведения, дублирующие, поясняющие, уточняющие, распространяющие главную информацию текста. К ним можно отнести подробности, повторы, пояснения, детали, примеры и прочее.
Авторский замысел определяется через понимание темы, проблемы, идеи текста.
Главная тема реализуется через несколько микротем, подчинённых одной главной теме. Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или её часть. Совокупность микротем в их последовательности и взаимосвязи составляет тему текста
Абзац – одна из основных единиц письменного текста, выделяемая красной строкой, характеризующаяся относительной самостоятельностью, единством содержания и языковой и логической законченностью. В абзаце выражается одна из микротем текста. В письменном тексте столько абзацев, сколько микротем.
Сжатие текста происходит по двум взаимосвязанным направлениям:
- содержательная компрессия информации;
- языковое сжатие текста.
Сжатие текста предполагает использование таких основных приёмов, как
- исключение второстепенной информации, подробностей, деталей;
- обобщение единичных явлений и фактов;
- упрощение синтаксических структур.
Исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний. Фрагментов предложений и целых предложений.
Например:
а)Есть люди, которым всегда всё ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
(По И.В. Курбатову)
б)Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
Одним из самых распространённых примеров исключения при языковом сжатии текста является исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. При таком исключении сохраняется тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Например:
а)Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
(По Е. Киселёвой)
б)Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
Другой пример исключения – удаление из текста поясняющих конструкций. Например, ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
Например:
а)Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
(Ю.М. Лотман)
б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путём выявления обобщённого содержания какого-либо фрагмента, так и при помощи замены однородных членов их обобщённым наименованием.
Пример обобщения содержания:
а)Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.
(По Г. Арбузову)
б)Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Пример языкового обобщения:
а)Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(С. Газарян)
б)Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Упрощение синтаксических конструкций касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется синтаксическая синонимия.
Например:
1.Замена придаточного определительного синонимичным определением. а)Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
(Из периодической печати)
б)Автомобили с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
2.Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. а)Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
(С. Соловьёв)
б)Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
3.Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
а).Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
(Из периодической печати).
б).Принято думать, что нравственные потрясения переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
Кроме того, к разновидностям упрощения относятся такие приёмы, как замена предложения или его части указательным местоимением, слияние двух или трёх предложений в одно и так далее.
Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Пример комплексного применения приёмов сжатия (одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом и замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением; замена придаточных дополнениями; замена слова с отрицанием лексическим синонимом):
а).Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
(С. Соловьёв)
б). Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. В противном случае получится набор отдельных предложений.
Работа с раздаточным материалом (Приложения).
Задание:
Используя теоретические сведения, полученные в ходе занятия, выполните задания (Приложения 3-4)
1. Примените к предложенным текстовым отрывкам прием сжатия текста ИСКЛЮЧЕНИЕ:
- «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. (В предложенном отрывке текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн. Перечень этот довольно объёмен, поэтому можно применить приём исключения некоторых членов предложения. Надо определить, какие из них оставить, а какие убрать. Для этого необходимо перечитать абзац и выявить главное. Главное в нашем случае то, что профессии были самыми разными, зачастую очень опасными. Поэтому можно взять из всего перечня занятий контрастные. Например: «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре).
- Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? (Наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого, поэтому мы можем использовать приём исключения предложения(-й) – оставить только первое из трёх).
2.Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ:
- Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? (В этих риторических вопросах снова содержится информация о профессиях, которыми овладевал Куприн, однако акцент здесь поставлен не на их разнообразие, а на тяжесть и подчас опасность. Это и следует отразить в переработанном отрывке текста, но используя для этого, например, приём замены однородных членов синонимичным выражением. Таким образом, может получиться одно предложение: Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжёлые и опасные?).
3.Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста УПРОЩЕНИЕ:
- Год проходит за годом. Писатель всё дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. (Два последних предложения текста можно преобразовать путём слияния простых предложений в сложное, одновременно исключая при этом повторы «год … за годом», «дальше и дальше». В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение: Годы проходят, но не стареют книги писателя).
4. Произведите сжатие текста разными способами:
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(По Юрию Васильевичу Бондареву)
5.Запишите микротемы и опорные слова, которые помогут пересказать текст, в таблицу (Приложение 5).
№ | Микротема | Опорные слова |
1 | ||
2 | ||
3 |
Использованная литература.
- Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Маслов В.В., Щепа В.А. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9 классе. Выполнение заданий части С. Методические рекомендации по написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме): учебно-методическое пособие для подготовки учащихся и экспертов к ГИА по русскому языку. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2009.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2009.
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
Приложение 1
Критерии оценивания сжатого изложения.
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
ИК 1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы | 2 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему | 1 | |
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы | 0 | |
ИК 2 | Сжатие исходного текста | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста | 3 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста | 2 | |
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста | 1 | |
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста | 0 | |
ИК 3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
| 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 |
Приложение 2
Критерии грамотности и фактической точности речи
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК 1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 | |
Допущено 2-3 ошибки | 1 | |
Допущено 4 и более ошибок | 0 | |
ГК 2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 | |
Допущено 3-4 ошибки | 1 | |
Допущено 5 и более ошибок | 0 | |
ГК 3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | 2 | |
Допущено 2 ошибки | 1 | |
Допущено 3 и более ошибок | 0 | |
ГК 4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 | |
Допущено 3-4 ошибки | 1 | |
Допущено 5 и более ошибок | 0 | |
ФК 1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 | |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК 1, ГК 1 – ГК 4 | 10 |
Приложение 3
1. Примените к предложенным текстовым отрывкам прием сжатия текста ИСКЛЮЧЕНИЕ:
1.«Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне
2.Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
2.Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста ОБОБЩЕНИЕ:
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
3.Примените к предложенному текстовому отрывку прием сжатия текста УПРОЩЕНИЕ:
Год проходит за годом. Писатель всё дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги.
Приложение 4
Произведите сжатие текста разными способами:
Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.
Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.
Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.
(По Юрию Васильевичу Бондареву)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
№ | Микротема | Опорные слова |
1 | ||
2 | ||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...
способы сжатия текста
Учащимся за годы учебы в школе приходится перерабатывать огромное количество текстовой информации. Но как её правильно зафиксировать на бумаге? Без сжатия текста здесь не обойтись. Правильной работе с...
Основные способы сжатия текста
Материал для подготовки к сжатию текста при подготовке к сжатому изложению для учащихся 9-х классов (ГИА)....
Способы сжатия текста
Данный конспект поможет учащимся 9 класса подготовиться к ГИА....
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....
ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.
Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....
Презентация "Сжатое изложение. Способы сжатия текста"
Материал предназначен для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе....